Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:57, контрольная работа
В своей работе я попытаюсь ответить на следующие вопросы:
- Что такое конформность и кто первым вел это понятие?
- Что влияет на уровень конформности в группе?
- Каким образом связаны между собой такие понятия как конформизм и нонкорформизм?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
КОНФОРМИЗМ……………………………………………………4
НОНКОНФОРМИЗМ. ПРИРОДА СВЯЗАННОСТИ КОНФОРМИЗМА И НОНКОНФОРМИЗМА………………………………………….……10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РСЕСУРСОВ……………………………………………………………..15
В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.
КОНФРМИЗМ. ПРИРОДА СВЯЗАННОСТИ НОНКОНФОРМИЗМА И КОНФОРМИЗМА.
От англ. Non-conformism – несогласие.
Нонконформизм - несогласие, непринятие норм, ценностей, целей, доминирующих в конкретной группе или в конкретном обществе. Это способность личности не подвергаться давлению со стороны группы, действовать и думать по-своему. Нонконформизм свойственен более интеллектуально развитым, уверенным в себе людям, которые обладают устойчивостью к с стрессовым ситуациям. В некоторых случаях, так проявляется стремление поступать именно наперекор всему, тогда это явление соответствует негативизму. Если человек идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть.
Таких
людей называют нонконформистами. По
большей части они лидеры, генераторы
идей, новаторы. Если человек является
лидером в коллективе - то ему
будет позволено небольшое
Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества.
Нонконформизм
[от лат. non - не, нет и conformis - подобный, сообразный]
- готовность, несмотря ни на какие обстоятельства,
действовать вопреки мнению и позиции
превалирующего большинства сообщества,
отстаивать прямо противоположную точку
зрения. Вне зависимости от того, что подобное
поведение многими исследователями оценивается
как принципиально несхожее с конформным,
в психологически сущностном плане эта
форма личностной активности не просто
близка, а, по сути дела, идентична проявлениям
конформизма, так как в обоих случаях можно
практически с полной уверенностью говорить
о зависимости индивида от группового
давления, его подчинения большинству.
Кажущаяся самостоятельность при проявлении
нонконформности не более чем иллюзия.
Так как не сама личность принимает решение
в ситуации неопределенности, ее реакция
на групповое давление все равно является
зависимой, несмотря на то, осуществляется
активность в логике "да" или в логике
"нет". Таким образом, термин "нонконформизм",
будучи, по сути дела, синонимом термина
"негативизм", в сущностно психологическом
плане не выступает в качестве антонима
понятия "конформизм", а характеризует
психологическую реальность, описываемую
в социальной психологии в качестве нонконформизма
и конформизма, которая является содержательно
противоположной тому, что оценивается
как проявление социально-психологического
феномена самоопределения личности в
группе.
Природа "связанности" таких внешне непохожих социально-психологических явлений, как конформизм и нонконформизм, становится более понятной, если рассматривать данную "связку", например, с позиций психосоциального подхода Э. Эриксона, согласно которому, деструктивное разрешение базисного кризиса второй стадии эпигенетического цикла приводит к формированию у индивида болезненного самоосознавания как антитезы свободной воли и уверенности в себе. Такое самоосознавание направлено на фиксацию "противоречия между самооценкой, образом “я” автономной личности и образом “самого себя” в глазах окружающих". В этих условиях конформизм позволяет снизить внутренний дискомфорт, вызванный генерализированными чувствами стыда и сомнения, поскольку "размывает" их за счет проективной идентификации с группой.
С другой стороны, как отмечал Э. Эриксон, "тотальное разрушение самооценки, резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других". Это касается не только мнения окружающих (не обязательно критического) о личности таких индивидуумов, но любого их мнения по любому вопросу, что и порождает нонконформизм. Таким образом, связка "конформизм" - "нонконформизм" представляет собой ничто иное, как примитивную форму защиты, позволяющую "сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда" индивидам со спутанной идентичностью.
При всей справедливости сказанного было бы некорректно не отметить, что многие видные социальные психологи, в том числе С. Аш, Р. Кратчфилд, Д. Майерс и другие, все-таки склонны рассматривать нонконформизм как альтернативу (в основном позитивную) конформизму. Это становится понятным, если принять во внимание, что, хотя, например, Д. Майерс и определяет конформизм как "... изменение поведения или убеждений в результате давления группы... ", реально он оценивает и собственно конформизм, и нонконформизм в гораздо более широком контексте - в качестве характеристики подверженности личности любому социальному влиянию. Например, к проявлениям нонконформизма Д. Майерс относит, так называемое, реактивное сопротивление: "Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то мало вас интересующего. Пока вы колеблетесь, кто-то другой заявляет вам, что “следует категорически запретить и распространять, и подписывать подобного рода воззвания". Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге появится ваша подпись". Совершенно очевидно, что во-первых, в данном случае речь не идет, строго говоря, о "давлении группы". Но гораздо важнее другое: в данной ситуации неопределенности проявление нонконформизма в отношении социального давления со стороны противника акции означает конформность применительно к требованию подписать воззвание. То есть конформизм и нонконформизм опять-таки выступают в единой "связке" как параллельные, по сути дела, формы подчинения внешнему воздействию.
Еще одна причина видимых разночтений связана с тем, что в зарубежной социальной психологии практически не рассматривается такая характеристика автономной личности, как самоопределение.
"Нонконформизм - это способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему.
"Нонконформизм
- это способность человека сопротивляться
давлению группы, думать и поступать по-своему.
Нонконформизм есть такая социально-политическая
позиция, которая противопоставляет себя
существующей системе вещей (как в области
политики, так и в иных в социальных, культурных,
религиозных сферах). Можно говорить о
разных видах нонконформизма - о нонконформизме
религиозном, этическом, социальном. В
первую очередь, нас интересует нонконформизм
политический. Под "нонконформизмом"
в рамках философии политики мы понимаем
очень широкое явление - это любая форма
несогласия и протеста против существующей
в данный момент и в данном пространстве
социально-политической системы. Нонконформизм
есть такая социально-политическая позиция,
которая противопоставляет себя существующей
системе вещей (как в области политики,
так и в иных в социальных, культурных,
религиозных сферах). Можно говорить о
разных видах нонконформизма - о нонконформизме
религиозном, этическом, социальном.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив тему конформизма и нонконформизма, я пришла к выводу, что конформизм - изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы - он получает поддержку и одобрение, а нонконформизм в широком смысле слова - неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов.
Нонконформизм - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.
Эта форма личностной активности по сути дела, идентична проявлениям конформизма. При этом следует отметить, что, несмотря на то, что в рамках классической экспериментальной формулы С. Аша, в среднем около 8% испытуемых проявляют склонность к нонконформному поведению, вряд ли есть основания считать, что столь значительное число людей являются теми, кому свойственна нонконформность как устойчивое личностное качество.
Скорее имеет смысл считать, что и примерно треть испытуемых, демонстрирующих конформные реакции, и практически каждый десятый из обследуемых, демонстрирующих реакцию нонконформную, не обладают стабильно закрепленной способностью к отстаиванию собственно личностной позиции в условиях экспериментально задаваемого группового давления, а значит, скорее всего, не интегрированы в референтные для них группы высокого социально-психологического уровня развития.
Таким образом следует вывод, что конформизм и нонконформизм представляют собой "две стороны одной медали", поскольку внешне "удобные", тихие конформисты оказывают столь же негативное воздействие на групповые процессы, сколь конфликтные нонконформисты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РСЕСУРСОВ.
1. http://www.wikipedia.org/
2. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 2000. С.308.
3. http://psylist.net/