Конформизм и нонконфоризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь ответить на следующие вопросы:
- Что такое конформность и кто первым вел это понятие?
- Что влияет на уровень конформности в группе?
- Каким образом связаны между собой такие понятия как конформизм и нонкорформизм?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
КОНФОРМИЗМ……………………………………………………4
НОНКОНФОРМИЗМ. ПРИРОДА СВЯЗАННОСТИ КОНФОРМИЗМА И НОНКОНФОРМИЗМА………………………………………….……10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РСЕСУРСОВ……………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

конформизм и нонконформизм.docx

— 30.52 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

     КОНФОРМИЗМ……………………………………………………4

     НОНКОНФОРМИЗМ.  ПРИРОДА СВЯЗАННОСТИ КОНФОРМИЗМА И НОНКОНФОРМИЗМА………………………………………….……10

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………14

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РСЕСУРСОВ……………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Сегодня люди, как правило, работают не в  одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных в силу каких-то причин (общности территории, профессии, социальных условий, случайных  обстоятельств и т. п.), всегда выступающей  по отношению к другим группам  как единое целое.

              Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Порой конформность сильно сказывается на нашем поведении и в некоторых случаях может заставить действовать в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. Поэтому явление конформности и вызывало большой интерес у исследователей человеческого поведения и желание изучить этот феномен.

     В своей работе я попытаюсь ответить на следующие вопросы:

     - Что такое конформность и кто первым вел это понятие?

     - Что влияет на уровень конформности в группе?

     - Каким образом связаны между  собой такие понятия как конформизм  и нонкорформизм? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНФОРМИЗМ 

     Конформизм - податливость личности реальному  или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении  поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Различают внешний  и внутренний конформизм, а также  нонконформизм.

     Конформизм - изменение поведения или убеждения  в ответ на реальное или групповое  убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек  согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы - он получает поддержку и одобрение. Наоборот - если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть.

     Таких людей называют нонконформистами.

     Нонконформист сталкивается с непониманием со стороны  общества. Конформистов большинство  и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. "Иногда несгибаемая  позиция - результат паралича" (Станислав  Ежи Лец).

     Явление конформизма исследовалось многими  учеными. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так  и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению  ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства.

     Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются  большей частью по инерции. Если они  являются социально приемлемыми, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления, приспосабливаясь к принятой модели поведения. Люди будут действовать  определенным образом не столько  из-за потребности ненавидеть, сколько  желая понравиться своему окружению, получить социальное одобрение.

     Исследования  Томаса Петтигрю, посвященные изучению поведения белых в Южной Африке и на юге Америки, показали: в 50-е годы люди, в большей степени подчиняющиеся существующим там социальным нормам, были также наиболее подвержены влиянию предрассудков. Те, кто демонстрировал наименьший конформизм, разделяли наименьшее количество бытовавших в то время предрассудков. Цена нонконформизма оказалась до боли ясна священнослужителям Литл-Рока, штата Арканзас, где по решению Верховного суда в 1954 году было отменено раздельное обучение в школах. Большинство священников одобряли совместное обучение, но преимущественно в частной беседе; они опасались, что открытая поддержка лишит их прихожан и денежных пожертвований. Или возьмем в качестве примеров поведение литейщиков Индианы и шахтеров из Западной Виргинии в те же годы. На прокатных станах и в шахтах рабочие одобряли интеграцию, но в общении между соседями нормой считалась жесткая сегрегация. Очевидно, что такие предрассудки не служили доказательством "слабости" этих людей; в них нашли выражение нормы, действующие в данных ситуациях.

     Конформизм  поддерживает и гендерные предрассудки. "Если мы будем думать, что детская и кухня - естественное место обитания женщины, - писал Джордж Бернард Шоу в 1891 году, - то уподобимся английским детям, которые считают, что клетка - это естественное место обитания попугая, только потому, что они никогда не видели попугаев где-нибудь еще". У детей, встречавших женщин "где-нибудь" еще, а именно у детей работающих женщин - выявлены менее стереотипные взгляды на женщин и мужчин.

     Сегрегация - это один из способов, с помощью  которых социальные институты (школы, правительства, средства массовой информации) способствуют распространению предрассудков. Другой способ - политический. Политические лидеры могут и отражать, и подкреплять  установки, предпочтительные для окружающего  общества.

     Когда реклама, фотографы и художники  преимущественно изображают мужские  лица, но женские тела, это приводит к тому, что мужчины кажутся  более умными и амбициозными. Но все-таки надежда есть. Если предрассудок еще не слишком глубоко укоренился в личности, то он может исчезнуть сам по себе в том случае, если изменится общепринятая манера поведения и появятся новые нормы. 

     Эффект  конформизма.

     В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

     В 1956 году Соломон Аш применил термин "конформизм" и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

     В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых. 

     Условия возникновения конформизма.

     Степень конформизма возрастает, если задание  действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность; тип  личности: люди с заниженной самооценкой  больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой; численность группы: наибольшую степень  конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным  мнением трех и более человек; состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде; ловушка "группомыслия" среди людей; сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами; статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются; наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает; публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

     В результате проведенных исследований были обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения  человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между  сенсорной и социальной информацией  в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более  серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте  между социальной информацией разного  порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы - с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй - мотивационного.

     С. Эш определял конформизм как "отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений". Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению.

     В отношении к давлению группы мы различаем  четыре типа поведения:

     внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

     внутренний  конформизм - человек действительно  усваивает мнение большинства и  полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень  внушаемости данного человека. Это  тип приспосабливающегося к группе человека;

     негативизм - человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к  тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто  заявляет об этом своем желании. Это  тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

     нонконформизм - независимость, самостоятельность  норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения  самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

                 Д. Майерс называет три причины конформного поведения:

     Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения.

     Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание.

     В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации. 

Информация о работе Конформизм и нонконфоризм