Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:41, контрольная работа
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты.
Введение 3
1 Конфликты в системе управления персоналом 4
1.1 Виды внутриорганизационных конфликтов 4
1.2 Причины возникновения и стадии социально-трудового конфликта 6
1.3 Формы и методы преодоления конфликтов в системе управления персоналом 8
1.4 Законодательство РФ о разрешении трудовых конфликтов и споров 10
1.5 Формы коллективных действий работников в условиях социально-трудовой напряженности. 13
1.6 Регулирование трудовых отношений на основе коллективного договора 14
2 Практическая часть 16
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра Экономики и социологии труда
Факультет
Менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом»
Вариант
10
Студент: Тришин С.В.
Курс: 5 Группа: ГиМУ
Личное дело: 08мгд48073
Преподаватель:
доц. Акимова Ю. Н
Ярославль 2012
План
Введение
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты.
В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости работников – 33%, из-за неправильного подбора кадров – 15%. Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступить причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.
Важным является соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Конфликты являются неотъемлемой частью организации и имеют важную роль как для самой организации, поэтому требуют закрепления всех процедур на законодательном уровне.
1 Конфликты в системе управления персоналом
Конфликт – это столкновение несовместных друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или в межличностных отношениях индивидов и групп людей, проявляющихся в форме отрицательных эмоциональных переживаний. [1]
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Существует обыденное представление, что конфликт – это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.[2]
1.1 Виды внутриорганизационных конфликтов
Выделяют следующие виды конфликтов:
1.2 Причины возникновения и стадии социально-трудового конфликта
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
Распределение ресурсов
В любых организациях, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять приводит к конфликтам.
Взаимозависимость задач
Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов.
Различия в целях
Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
Различия в способах достижения целей
Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
Неудовлетворительные коммуникации
Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
Различие в психологических особенностях
Являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Некоторые
специалисты-психологи считают, что
существуют конфликтные типы личности.
[2]
1.3 Формы и методы преодоления конфликтов в системе управления персоналом
Разрешить социально-трудовой конфликт – значит: устранить конфликтную ситуацию либо исчерпать инцидент. Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда, по объективным причинам, невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.
Существует ряд методов разрешения социально-трудовых конфликтов, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на следующие группы: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.
Внутриличностные методы
Воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.
Структурные методы
Воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников. К таким методам относятся: разъяснение работникам требований к работе, использование координационных механизмов, разработка и уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения членов трудового коллектива.
Межличностные методы
Предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов.
Переговоры
Выполняют определенные функции, и представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.
Ответные агрессивные действия
Методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций, так как их применение приводит к разрешению конфликта с позиции силы.
Выделяют несколько типов разрешения социально-трудового конфликта:
Различают следующие формы разрешения социально-трудового конфликта:
1.4 Законодательство РФ о разрешении трудовых конфликтов и споров
В настоящие время основой для разрешения трудовых конфликтов в России является «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) устанавливает правовые основы и порядок осуществления взаимоотношения между работником и работодателем.
Трудовой кодекс определяет понятия индивидуального (глава 60 ТК РФ) и коллективного (глава 61 ТК РФ) трудового спора.
Индивидуальный
трудовой спор - неурегулированные
разногласия между
Информация о работе Конфликты в системе управления персоналом