Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 20:29, контрольная работа
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целя- ми, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия.
Введение. 2
Причины деловых конфликтов 3
Типы конфликтов. 5
Последствия деловых конфликтов 9
Улаживание конфликта . 10
Психологические способы регуляции деловых конфликтов. 13
Переговоры и правила ведения переговоров. 15
Правила ведения переговоров 15
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18
Оглавление
Введение. 2
Причины деловых конфликтов 3
Типы конфликтов. 5
Последствия деловых конфликтов 9
Улаживание конфликта . 10
Психологические способы регуляции деловых конфликтов. 13
Переговоры и правила ведения переговоров. 15
Правила ведения переговоров 15
Заключение. 17
Список
использованной литературы. 18
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
В специальной литературе
конфликты рассматриваются на социальном,
социально-психологическом или
В
организации, учреждении или фирме
причины деловых конфликтов могут
быть следующие: ограниченность человеческих
и финансовых ресурсов, взаимозависимость
исполнителей в процессе выполнения
производственных заданий, различные
представления о целях и
На
любом предприятии рано или поздно
возникают конфликты –
Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Деструктивный конфликт характерен тем, что люди «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия собственно те проблемы, которые и вызвали данное напряжение.
Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, поскольку он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время разрушает отношения между людьми - от неприятия друг друга до полного разрыва.
Конструктивный конфликт, напротив, является нужным и полезным.
Во-первых,
в процессе обсуждения проясняются
позиции людей, поскольку при
отстаивании своего мнения они подыскивают
основания и аргументы. При таком
выявлении позиций часто
Во-вторых,
при конструктивном конфликте, который,
как правило, протекает в напряженной
ситуации, но без крика и взаимных
упреков, за короткое время организуется
интенсивный поиск эффективного
решения проблемы. Более того, при
конструктивном конфликте основное
внимание участников направлено именно
на поиск решения сложных
Как сделать деловой конфликт конструктивным?
При обсуждении проблем необходимо, чтобы оба партнера были настроены на понимание друг друга. Именно на понимание, а не на борьбу только за свою позицию.
Каждый партнер должен придерживаться правил эффективного общения, которые нельзя нарушать:
1.
Нельзя отступать от предметно-
2. Нельзя смотреть на своего партнера как на врага.
3. Нельзя впадать в безудержный гнев, злость и мщение.
4.
Нельзя терять внутреннюю
5. Нельзя отстаивать только свои интересы, не учитывая интересы партнера.
6. Нельзя, наконец, выбирать только силовые способы борьбы.
Различают четыре основных типа деловых конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутиличностный конфликт чаще всего проявляется как ролевой конфликт, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования относительно ожидаемого результата его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию о товарах и услуги по выбору или примериванию определенных вещей. При этом заведующий может высказать недовольство, что продавец тратит все свое рабочее время на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела новыми товарами. В этой ситуации, как правило, продавец воспринимает указания своего менеджера (зав. секцией или отделом) как противоречивые и несовместимые.
Внутриличностный
конфликт часто возникает и в
тех случаях, когда руководитель
не имеет внутренней мотивации к
осуществлению управления и контроля
за деятельностью подчиненных, а
также рассматривает свою должность
через призму представления, что
«бремя власти» является для него
непосильно тяжелым. Острый внутриличностный
конфликт возникает и тогда, когда
в группе работников складывается ситуация,
требующая от руководителя авторитарных,
директивных способов воздействия,
но по своим коммуникативным
Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласованности производственных требований с личными потребностями и ценностями работников, функциональными перегрузками или, наоборот, недогрузками рабочего времени, когда сотрудники имеют неоправданно много свободного времени. Для работающих женщин актуален внутриличностный конфликт, сопряженный с невозможностью согласовать производственные и карьерные цели с целями семейной жизни и воспитания детей.
Межличностный конфликт часто проявляется в борьбе руководителей за человеческие и финансовые ресурсы, возможность разрабатывать и реализовывать выгодные для них проекты, рабочее время, возможность использовать оборудование, производственные мощности и контрольно-измерительную аппаратуру.
Межличностные
конфликты ярко проявляются в
столкновении различных индивидуально-
1Межличностные конфликты проявляются также в процессе конкурентной борьбы за реальную власть - освободившееся «кресло» или «портфель». Так, большинство деловых интриг, стратегического движения и тактических приемов, давления на партнера и манипулирования им, наступлений и защит, демонстрируемых и скрытых целей связаны прежде всего с борьбой за положение, позволяющее более эффективно управлять ситуацией, человеческими и финансовыми ресурсами, что позволяет честолюбивому человеку почувствовать удовлетворение от процесса самоутверждения в профессиональной сфере и системе власти.
Конфликт между личностью и группой возникает в тех случаях, когда конкретный сотрудник отказывается выполнять групповые требования или принимать групповые ценности. Например, кто-то стремится к солидному заработку, перевыполняя нормы и осуществляя сверхурочную работу. Группа может проявлять отчетливое негативное отношение к «чрезмерному усердию» такого работника по причине того, что своей активностью он способствует повышению «планки» и может вызвать серьезное усиление требований со стороны руководства. В этом случае коллектив, как правило, старается «держать среднюю планку», с тем чтобы обеспечить более комфортные условия своей работы.
Возникновение
конфликта между отдельной
Межгрупповой конфликт часто возникает из-за различия в целях. Например, отдел продаж и сбыта часто ориентирован на покупателя, в то время как производственные отделы больше интересуются соотношением затрат, эффективностью и экономией.
Межгрупповой
конфликт может возникнуть также
по причинам противостояния руководителя
и неформального лидера в коллективе,
когда работающая группа «раскалывается»
на две подгруппы — сторонников
официального руководства и единомышленников
лидера. «Раскол» трудового коллектива
возможен и тогда, когда конфликтуют
два лидера, а руководитель реализует
слишком мягкий стиль управления,
теряет реальную власть и не контролирует
ситуацию.
Последствия деловых конфликтов могут быть позитивными и негативными. Позитивные последствия разрешения конфликтной ситуации выражаются в поиске и выработке взаимоприемлемых решений, снятии враждебности в состоянии деловых партнеров по отношению друг к другу, внутреннем ощущении возникновения социальной справедливости в отношениях, эмоциональной разрядке, психологическом обновлении отношений, возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми, появлении объективных и субъективных условий для делового сотрудничества, совместной профессиональной деятельности и коллективного процесса принятия решений, творчества и разработки оригинальных способов снятия проблем учитывающих как можно более вариативное «поле» их решения.
Негативные последствия деловых конфликтов проявляются в неудовлетворенности деловых партнеров, их плохом самочувствии, увеличении текучести кадров в организации в целом или в отдельном подразделении, уменьшении стремления к сотрудничеству, усилении личной враждебности и противодействии деловых партнеров по отношению друг к другу, в излишне выраженной преданности по отношению к своей группе, своему лидеру и своей команде, проявлении непродуктивной конкуренции по отношению к другим группам, формировании представления о другой стороне как стороне «врага», в уменьшении деловых коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, резком переходе взаимодействий с предметно-содержательного общения на общение сугубо личного порядка с претензиями и сверхкритичными оценками, наконец, в смещении акцента — придании большего значения «победе» в конфликте, нежели действительно решению возникших проблем.
Информация о работе Конфликты в коллективах и основы управления ими