Конфликты между детьми и родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность граждан. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Работа содержит 1 файл

рефер по психологии.docx

— 38.63 Кб (Скачать)

Национальный  банк Республики Беларусь

УО «Полесский государственный университет» 
 
 
 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

на тему: Конфликты между детьми и родителями 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка

БД, 1 курс                                                                                        Сытина Т. Г.

Гр. 1111117

                                                                                                           19.10.2011 
 
 

Проверил                                                                                         Вечорко Г. Ф. 
 
 
 
 
 

Пинск 2011

Введение

          Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность граждан. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

          В своей работе я хочу рассмотреть конфликты между детьми и родителями, т.к. детско-родительские отношения — одна из самых значимых и продолжительных социальных связей, устанавливаемых человеком. Несмотря на то, что в этих отношениях крайне важна поддержка и взаимопонимание, они часто сопровождаются чувствами напряжения, и не редко возникают споры, конфликты и кризисы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое конфликт?

          Конфликт между родителями и детьми не только неизбежен в семьях, но он нормален. Конфликтность характерна для любых взаимоотношений. Скажу больше, конфликт является моментом истины во взаимоотношениях — это тест (испытание) здоровья этих отношений, это кризис, который может ослабить или укрепить их, это критическое событие, которое может вызвать длительное чувство обиды, скрытую враждебность, психологические «шрамы». Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга или втянуть их в более тесный союз, т. е. они могут привести к вооруженной борьбе или к более глубокому взаимному пониманию.

          Только немногие родители допускают тот факт, что конфликты являются частью жизни и не всегда обязательно плохой частью. Большинство родителей рассматривают конфликты как нечто такое, чего надо избегать любой ценой, будь то конфликт между ними самими или между родителями и детьми. Большинство родителей терпеть не могут находиться в конфликте, они глубоко переживают, когда он случается и имеют путанные представления о том, как его надо конструктивно разрешать. Бесконфликтные отношения между людьми довольно редки. Конфликт возникает, хотя бы потому, что люди — разные, думают по разному, имеют различные потребности и хотят чего-то, что плохо согласуется между собой.

          Конфликт в семье, где он выражается открыто и принимается как естественный феномен, гораздо здоровее для ребенка, чем это думают большинство родителей. В таких семьях ребенок имеет, по крайней мере, возможность пережить опыт конфликта, научиться, как обращаться с ним, быть более подготовленным к дальнейшим встречам с конфликтами в течение жизни.

          Наиболее критическим фактором во взаимоотношениях родителей и детей является то, как разрешаются конфликты. К несчастью, большинство родителей пытается разрешить их, используя только два основных подхода — применяя власть и сдаваясь воле ребенка, оба эти метода неэффективны и вредны как для ребенка, так и для взаимоотношений самих по себе. 

Среди причин конфликтов с  родителями наиболее важными являются:

1. Различия опыта  детей и взрослых, прежде всего  в период взросления (у нынешних  родителей подростков он во  многом отличался от современного).

2. Отсутствие четких  этапов перехода от детской  зависимости к взрослой независимости.

3. Отсутствие определенных  правил, структурирующих ослабление  родительской власти в фазу  перехода от детства к юности.

4. Психологические  и социальные различия между  родителями и детьми. Психологически  это выражается в расхождении  между установками и представлениями  молодых людей и опытом взрослых, а социологически - в столкновении  контролирующей роли взрослых  с потребностями молодых людей  в автономии.

5. Перегрузки и  напряжение как результат социальных  и культурных перемен. 
 

Факторы конфликтов во взаимодействии

родителей и детей

1. Тип внутрисемейных  отношений. 

          Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность  семейного воспитания.

          Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

• опека и запреты  во многих сферах жизни детей;

• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. Возрастные кризисы  детей рассматриваются  как факторы их  повышенной конфликтности.

           Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого  года (переход от младенчества к  раннему детству);

• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к  дошкольному возрасту);

• кризис б—7 лет (переход  от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к  подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор.

          Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

          Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного  характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных  контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми:

1. Повышение педагогической  культуры родителей, позволяющей  учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи  на коллективных началах. Общие  перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных  требований обстоятельствами воспитательного  процесса.

4. Интерес к внутреннему  миру детей, их заботам и  увлечениям.

          По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

¨     всегда помнить об индивидуальности ребенка;

¨     учитывать, что каждая новая ситуация требует  нового решения;

¨     стараться  понять требования маленького ребенка;

¨     помнить, что для перемен нужно время;

¨     противоречия воспринимать как факторы нормального  развития;

¨     проявлять  постоянство по отношению к ребенку;

¨     чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

¨     одобрять разные варианты конструктивного поведения;

¨     совместно  искать выход путем перемены в  ситуации;

¨     уменьшать  число «нельзя» и увеличивать  число «можно»;

¨     ограниченно  применять наказания, соблюдая при  этом их справедливость и необходимость;

¨     дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;        

¨     логически разъяснять возможности негативных последствий;

¨     расширять  диапазон моральных, а не материальных поощрений;

¨     использовать положительный пример других детей  и родителей;

¨     учитывать  легкость переключения внимания у маленьких  детей.

Половые различия в отношениях детей с родителями

Особые проблемы девушек в отношениях с родителями следующие:

  • Девушки обычно в большей степени участвуют в заботах о хозяйстве и семье (присмотр за малышами) и поэтому имеют меньше свободного времени, чем юноши. Это особенно выражено в сельской местности. Отсюда - множество конфликтов с матерями. Хотя проблемы двойной загруженности женщин семейными и хозяйственными обязанностями хорошо известны, мужья и сегодня редко помогают женам в домашней работе, к которой почти не привлекаются и сыновья. Эта односторонность семейной жизни отражается и на отношении родителей к дочерям. Мать - главный собеседник дочери, однако большинство конфликтов происходит именно с ней и прежде всего по поводу домашней работы. Матери хотят воспитать дочерей хорошими хозяйками и, кроме того, ожидают от них помощи. Дочери видят, как мало ценит домашнюю работу мужская половина семьи и насколько редко она в ней участвует, поэтому противятся требованиям матерей, хотя в дальнейшем сами собираются стать хорошими матерями и хозяйками, исполняя эту роль лишь в своей собственной - будущей - семье.
  • Несмотря на либерализацию взглядов на воспитание, особенно в отношении секса, остались соответствующие поводы для споров; сохранился, и более строгий контроль за дочерьми по сравнению с сыновьями, особенно это касается их дружеских связей и поздних отлучек из дома.
  • Наиболее строгий контроль испытывают безработные девушки. Особые проблемы возникают тогда, когда родители или другие дети также оказываются безработными. Лишь 17% 15-19-летних девушек могут безоговорочно идентифицировать себя со своими матерями; 27% отмежевывается от роли жертвы, которую играет мать, и от неравноправных отношений между родителями. У большинства преобладает двойственное отношение к матери и желание сочетать в будущем семью и профессиональную работу. Опыт в области секса дает девушкам сильный импульс к отделению от семьи.
 
 
 
 

Выводы

          По данным нового исследования, большинство родителей и повзрослевших детей ощущают напряжение в общении друг с другом. Родители, в большинстве случаев, обеспокоены таким положением вещей, и чем старше ребенок, тем сильнее беспокойство.

Информация о работе Конфликты между детьми и родителями