Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 20:23, контрольная работа
Целью данного реферата является изучение конфликтных ситуаций, определение их видов и путей разрешения конфликтных ситуаций.
Санкт-Петербургский Государственный Университет
экономики
и финансов
ЗАОЧНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: Культура делового общения
специальность: бухгалтерский учет, анализ, аудит группа № 134
Кулакова
Андрея Игоревича
На
тему: Конфликтные
ситуации в трудовой
деятельности. Основы
этичного поведения
в условиях конфликта
Адрес: СПб, ул. Ивановская, 8/77, кв. 45
№ зачетной книжки: 108337
Дата
регистрации работы____________
Санкт-Петербург
2011
Введение
Во
всех сферах человеческой деятельности
при решении разнообразных
Когда
люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с
Целью
данного реферата является изучение
конфликтных ситуаций, определение
их видов и путей разрешения конфликтных
ситуаций.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..
-по направленности конфликты делятся на
К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга.
К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.
В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.
-по значению для группы и организации конфликты делятся на
Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
-по характеру причин конфликты можно разделить на
Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:
-по типу социальной формализации:
Эти конфликты, как правило,
связаны с организационной
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.
Психологически
малоконструктивное поведение в
конфликте часто объясняется
индивидуально-личностными
Конфликты
в деловой среде вызываются различными
причинами и протекают при
неодинаковых обстоятельствах. Чаще всего
они вызываются нарушением или несоблюдением
норм деловой этики или возникают
в результате столкновения противоположных
мнений, несовместимых ценностей, различных
оценок и подходов. Самое верное
средство ликвидировать конфликты
такого рода состоит в том, чтобы
найти все-таки такие общие ценности,
оценки и подходы, которые принимали
бы конфликтующие стороны. При этом
важно уметь избегать насильственного
навязывания своего мнения, нельзя
категорически отрицать то, что утверждает
оппонент, попутно отпуская в его
адрес незаслуженные упреки. Конфликты
ценностных ориентации обычно возникают
непредвиденно, стихийно, ситуативно.
Чаще всего "пищу" им дают отрицательные
оценки, носящие критический характер.
Поэтому такие оценки лучше не делать,
а если и делать, то очень осторожно. Американский
психолог Дейл Карнеги по этому поводу
замечает, что критика является той "опасной
искрой, которая может вызвать взрыв в
пороховом погребе гордости" и далее
продолжает советовать: "Вместо того,
чтобы осуждать людей; давайте попытаемся
понять их. Попытаемся представить себе,
почему они поступают именно так, а не
иначе. Это намного полезнее и интереснее,
чем заниматься критикой". В условиях
конфликтной ситуации, связанной с критикой
действий собеседника, главное - не потерять
внутреннего самообладания, сразу же прекратить
критику, постараться объективно выявить
истинные причины, вызвавшие недовольство,
и любым способом смягчить напряженную
ситуацию, а дальше, как говорят "дело
техники", т.е. умело использовать свои
этические знания. Выдержка, такт, устранение
любой тенденциозности, щепетильное соблюдение
делового этикета — все это во многом
определяет морально-психологическую
тональность такого конфликта и "работает"
на его погашение. Когда между участниками
деловой встречи отсутствует элементарное
взаимопонимание, конфликтная ситуация
может возникнуть совершенно неожиданно,
даже без причин. Как показывает анализ
конфликтов такого рода, конфликтующие
стороны обычно не делают даже слабых
попыток, чтобы понять мотивы и интересы
противоположной стороны. А на самом деле
эти мотивы часто бывают не так уж плохи,
хотя мы невольно пытаемся представить
их в негативном свете своей озлобленности.
Часто из-за недостатка информации мы
склонны представлять весьма доброжелательные
мотивы как высокомерные амбиции, забывая,
что нет ничего более обманчивого, чем
мнимая очевидность. Поэтому для достижения
взаимопонимания следует поставить себя
на место своего взволнованного собеседника,
а любое его действие, которое мы расцениваем
как конфликт, всесторонне осмыслить и
понять, а также выяснить, в чем все-таки
дело. При этом нужно стараться сохранять
хладнокровие и не выражать поспешно своих
негативных эмоций. Существенно способствуют
созданию конфликтных ситуаций неправильные
манеры поведения и различного рода дурные
привычки. Поэтому не следует в присутствии
собеседника сидеть "развалясь в кресле",
раскачиваться на стуле, сидеть на самом
его краешке, класть нога на ногу, покачивать
ногой во время разговора. Следует постоянно
держать под контролем свои руки. Установлено,
что собеседника очень смущает и порой
очень раздражает, когда его коллега начинает
непроизвольно"барабанить" пальцами
по столу или нетерпеливо постукивать
по нему различными посторонними предметами
(спичечным коробком, зажигалкой и т.п.).
Большой заряд конфликтности носят и ситуации,
которые возникают вследствие нарушения
норм делового этикета, при добродушной
бесцеремонности в деловом разговоре.
Сюда же следует отнести повышенную категоричность
суждений, неоправданное и всегда неуместное
в деловых взаимоотношениях морализаторство,
частое перебивание в процессе беседы.
Такие, казалось бы "мелочи жизни"
всегда воспринимаются в несколько преувеличенном
виде и потому очень легко могут перерасти
в конфликт.
Во
всех конфликтных ситуациях, прежде
чем принимать решительные