Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 02:57, реферат
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт не всегда удается избежать и тогда возникает вопрос: «Как можно спрогнозировать конфликтную ситуацию, как ее можно предвидеть заранее».
Основные задачи моей работы:
Изучить причины возникновения конфликтов в трудовых коллективах.
Выделить основные способы прогнозирования социально-трудовых конфликтов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Конфликт в трудовых коллективах……………………………………………...3
Способы прогнозирования трудовых конфликтов…………………………..….6
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………..…12
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Конфликт
в трудовых коллективах……………………………………………..
Способы
прогнозирования трудовых конфликтов…………………………..….6
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..…12
Введение.
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. А поскольку большую часть своего времени современный человек проводит на работе. То особую потребность приобрело изучение социально-трудовых конфликтов.
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт не всегда удается избежать и тогда возникает вопрос: «Как можно спрогнозировать конфликтную ситуацию, как ее можно предвидеть заранее».
Основные задачи моей работы:
Конфликт
в трудовых коллективах.
Конфликт,
как сложный социальный и
психологический феномен
С другой стороны ряд авторов видят в конфликте и положительные стороны. Так по мнению К.А. Радугина конфликт – это не аномалия или дисфункция в деятельности организаций, а норма отношений между людьми, необходимый элемент жизни, дающий выход социально-психологической напряженности и порождающий изменения в деятельности организации [3].
Поэтому различают два теоретических подхода к понятию конфликта.
В современных условиях каждая сфера общественной жизни поражает свои специфические виды социальных конфликтов. Так как в теме моей работы затрагивается социально трудовой конфликт, то рассмотрим его в более близком ракурсе.
Конфликт в организации или социально трудовой конфликт — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка [9]
Предтечей
конфликта в организации
1)
Социальная напряженность в
2)
Социальная напряженность
3)
Социальная напряженность —
Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние.
К внутренним факторам относятся: невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел; нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать; отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников; конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда; внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников; подстрекательская деятельность неформальных лидеров.
Внешние факторы: дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп; возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости; ущемление социальных льгот в новых законодательных актах; резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива; обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное обогащение отдельных граждан.
Нарастание социальной напряженности в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации [1].
Конфликты в организациях являются результатом противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей. Среди них следует, прежде всего, выделить следующие типы противоречий:
В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организациях:
Способы прогнозирования трудовых конфликтов.
Конфликт практически всегда виден, так как проявляется внешне: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности и как следствие — ухудшение производственных и финансовых показателей, взаимоотношений с поставщиками, покупателями и др. Но для устранения любого рода конфликта нужно длительное время, поэтому более целесообразным видится стремление спрогнозировать возможный социально-трудовой конфликт с последующей его профилактикой. Особенно остро эта проблема стала разрабатываться в наше время. Так деятельность зарубежных фирм, практика отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию [8]
Предвидение, или прогнозирование, конфликта – это важнейшая функция управления им, она направлена на оценку ситуации в коллективе и выявление причин потенциальных конфликтов. Функция включает изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, их индивидуально-психологических особенностей, а также возможных изменений в производственной и организационной структуре организации. Профилактика, или предупреждение конфликта – это функция управления конфликтом, признанная не допускать возникновение конфликта. Профилактика конфликтов основывается на их прогнозировании. Принимаются действия по нейтрализации действия факторов, вызывающих конфликт [11].
Но банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам:
Предупреждение конфликта входит в понятие управление конфликтом.
Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Управление конфликтом включает:
Выделяют
также такие управляющие
Управление конфликтами более эффективно, если оно осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.
Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.
Предупреждение конфликта
В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего данную проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, суть причина возможного конфликта. Следующий шаг на пути разработки прогноза — выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция включает описание событийного ряда, т.е. совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последовательности и взаимосвязи событий — логики общественного процесса. Описание событийного ряда и анализ логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) позволяет очертить облик вступающих в противостояние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также социально-экономических, политических, идеологических и социально-психологических условий.