Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Целью работы является изучить конфликты на постсоветском пространстве. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть сущность и понятие регионального конфликта;
- выявить причины возникновения региональных конфликтов;
-изучить конкретные примеры региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Содержание

Введение
1. Основные понятия регионального конфликта
2. Предпосылки регионального конфликта
3. Регулирование региональных конфликтов
4. Региональный конфликт Молдовы
5. Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Региональные конфликты.docx

— 37.71 Кб (Скачать)

Политический  и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной  основе и на различных уровнях  включая:

- механизм  регулирования конфликта между непосредственными его участниками;

- многосторонний  механизм регулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;

- универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.

Регулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН - использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное - регулирование при посредничестве третьей стороны; политическое регулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры.

В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем  самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного  исследования, прогнозирования потенциальных  причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Регулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.

Для того чтобы сделать войну более или менее приемлемой для общества можно выделить несколько условий: Она не должна затрагивать простых граждан, т.е. должна вестись профессиональной армией, к принудительному набору нужно прибегать только в случае действительно чрезвычайных обстоятельств, а они предполагаются маловероятными. И она должна быть короткой, даже мгновенной, чтобы результаты не заставляли себя ждать, истощая человеческие и экономические ресурсы и поднимая вопрос об оправданности военной акции.

 

4. Региональный конфликт Молдовы

 

В апреле 2009 г. в Молдове произошли события, в очередной раз подтвердившие  наличие серьезных угроз для  политической стабильности страны и  ее суверенитета. 5 апреля в Молдове  состоялись парламентские выборы, на которых правящая Коммунистическая партия, получила 49,9% голосов избирателей, а оппозиционные Либерально-демократическая  партия, Либеральная партия и альянс «Наша Молдова» набрали в совокупности около 35% голосов.

Об отсутствии нарушений на выборах с редким единодушием заявили все наблюдатели  — и от СНГ, и от Совета Европы. Тем не менее, оппозиция посчитала  себя несправедливо обойденной, обозлилась и выступила с заявлениями  о нелегитимности прошедших выборов  ввиду якобы имевших место  при их проведении нарушений и  потребовала отмены их официальных  результатов. Оппозиции и стоящим  за ее спиной прорумынским силам удалось  привлечь к участию в своих  антиправительственных акциях до 20 тыс. человек и организовать 7 апреля блокирование зданий высших органов власти Молдовы.

Итогом  беспорядков стали не только перевернутые машины, разграбленные здания парламента и президентской резиденции, но и  люди. Интересными и показательными были лозунги демонстрантов и  бунтовщиков: «Молдова проснулась», «Мы  хотим в Европу», «Мы хотим  объединения с Румынией» и  т.п. В руках нападавших были государственные  флаги соседней Румынии и Евросоюза, которые, в частности, после захвата  резиденции президента Воронина были укреплены на входе в здание.

Молдавские  власти, занимавшие в первый день путча  оборонительные позиции, после захвата  погромщиками оппозиции правительственных  зданий предприняли жесткие меры и относительно быстро овладели ситуацией. Спецназ полиции очистил от погромщиков  захваченные здания государственной  власти.

Реакция европейских структур оказалась  достаточно предсказуемой. Комиссар Евросоюза  Бенита Ферреро-Вальднер призвала обе  стороны прекратить насилие. Министр  иностранных дел Испании Мигель Моратинос и председатель Парламентской  ассамблеи Совета Европы Луис Мариа  де Пуч в совместном заявлении  выразили обеспокоенность «событиями в Кишиневе»: «Штурм государственных  зданий неприемлем». При этом они  подчеркнули «важность обеспечения  осуществления права людей на мирные собрания» и призвали «всех  политических лидеров страны к диалогу  во избежание продолжения насилия». Осудила вспышки насилия и  миссия ОБСЕ в Молдавии.

А вот  заявления России и США по событиям в Кишиневе заметно разнились  по духу. Если американское посольство в Молдавии подчеркнуло, что «граждане  демократического государства имеют  право на собрание и выражать собственные  взгляды мирным путем», то российский МИД высказался более определенно. «Судя по провозглашаемым на площадях лозунгам, обилию румынских флагов в руках устроителей бесчинств, их цель состоит в том, чтобы опорочить достижения последних лет в укреплении суверенитета Молдавской Республики, возможно, каким-то образом повлиять и на результаты выборов», - говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства.

События в Молдове требует выяснения  отношения к ним Румынии. Президент  Румынии Траян Бэсеску на совместном заседании обеих палат румынского парламента выступил с посланием  о ситуации в Молдове. «В эту трудную  минуту для Республики Молдова, - заявил президент Бэсеску, - мы не можем  остаться в стороне. С Молдовой Румынию  роднит общая история, культура и  язык, и с ней ее разлучили в  результате фашистского пакта Риббентропа-Молотова». Он подчеркнул, что верная принципам  ООН, Румыния «не намерена требовать  назад территории, потерянные в прошлом, но наше моральное право состоит  в том, чтобы не забыть тех, кто  говорит с нами на одном языке, независимо от их национальности». «Румыния первой признала независимость Республики Молдова» и «является ее неоплаченным адвокатом в процессе европейской  интеграции», напомнил румынский лидер.

Безусловно  важно понять причины очередного резкого обострения военно-политической обстановки на молдавском направлении. Термин «военно-политическая обстановка»  сегодня более чем уместен, так  как события в Молдавии оказывают  негативное влияние на состояние  безопасности и стратегической стабильности в восточной Европе, усложняют  решение проблемы Приднестровья  и условия решения задач миротворческими  силами России в этом районе.

Представляется, что сегодня можно говорить о  следующих причинах обострения ситуации в Молдове. Активная часть населения  республики недовольна политикой правящего  режима, использующего порой весьма жесткие меры при решении внутренних проблем страны. Молдова – бедное государство, что вызывает недовольство населения и не добавляет популярности правящей компартии и ее лидеру Воронину. В Молдове активно действуют  прорумынские силы и румынская агентура. Население Молдавии, испытывающее на себе сильное давление неблагоприятной экономической конъюнктуры, дезориентировано прорумынской и проевропейской пропагандой и агитацией. Следует также отметить, что непоследовательная и двойственная внешняя политика властей Молдовы способствует возникновению в стране условий для политической нестабильности. Президент Воронин постоянно манипулирует своими обещаниями и подписями под государственными документами, что подрывает доверие к его политике.

Открытые  антиправительственные выступления  оппозиции в Молдове на сегодня  подавлены. Но факторы нестабильности сохранились, и вероятность повторных  политических кризисов сохраняется.

 

5. Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии

 

Зона  Южного Кавказа с расположенными в ней Абхазией, Грузией и Южной  Осетией, а также Арменией и Азербайджаном  продолжает генерировать ряд угроз  военного и военно-политического  характера, которые напрямую или  косвенным образом затрагивают  интересы национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников на Кавказе. Наибольшую тревогу в этом отношении  вызывает военная политика Грузии, пытающейся с помощью ряда стран  Евросоюза и других государств восстановить свой военный потенциал и взять  реванш за унизительное поражение в  августе 2008 г. в Южной Осетии и  Абхазии.

Ситуация  в Южной Осетии после августовской 2008 г. агрессии Грузии по-прежнему остается нестабильной. По заявлению лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты, сделанном  им в начале марта 2009 г. во время встречи  с главой миссии ЕС по расследованию  обстоятельств августовского конфликта  на Кавказе Хайди Тальявини, возле  границ Южной Осетии появляются новые  фортификационные сооружения и огневые  позиции Грузии. Размещенные в  зоне грузино-южноосетинскоого конфликта  наблюдатели Евросоюза этому никак не препятствуют, не выполняя таким образом условий соглашения «Медведева-Саркози». По словам Кокойты, на данный момент в зоне ответственности европейских наблюдателей находится 35 грузинских вооруженных постов. В общей сложности в зоне конфликта с грузинской стороны находится около 2500 вооруженных людей.

Незадолго до этого югоосетинский лидер  рассказал, что Тбилиси активно  восстанавливает свой военный потенциал, получая оружие из Европы и Израиля. «Грузинский милитаризм не усмирен, он снова вооружается. Например, Грузия полностью восстановила свой флот. Более того, ей на вооружение поступило  восемь боевых кораблей. Несмотря на ранее  заявленное прекращение продажи  оружия Грузии, возобновил военные  поставки в эту страну Израиль», - сообщил президент Южной Осетии.

По информации министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии, министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили 17 декабря 2008 года обратился к руководству  украинской компании «Укрспецэкспорт» с просьбой о поставке целого ряда «специальных изделий». «Перечень испрашиваемых  «изделий» впечатляет: в подавляющем  большинстве это запрещенные  Женевской конвенцией 1980 г. противопехотные  мины и мины-ловушки», - отметили в  югоосетинском министерстве.

Военно-политическая ситуация вокруг Абхазии. «Суверенитету  и независимости Грузии противостоит сильный и опасный враг, который  не признает международное право  и говорит со всем цивилизованным миром на языке шантажа и запугивания, - заявил Саакашвили во время своего ежегодного обращения к парламенту. - Цель этого врага - окончательно расчленить Грузию, чтобы она исчезла с  мировой карты, поэтому главная  задача - еще большая интеграция с демократическим миром, максимальное сближение с Европой и НАТО». При этом политик пообещал урегулировать  отношения с Москвой, «но только, когда она признает факт, что Грузия имеет право быть независимой  и свободной страной».

МИД Грузии выразил обеспокоенность в связи  с тем, что, по данным грузинской стороны, продолжается концентрация российских войск в Абхазии и Южной  Осетии. «Ситуация крайне сложная, так  как продолжается концентрация российских войск в оккупированных грузинских регионах - Абхазии и Южной Осетии, где на сегодняшний день находятся  более 7 тысяч российских военных, там  строятся пять российских военных баз», - заявил на брифинге директор департамента международных организаций МИД  Грузии Серги Капанадзе.

Военно-политическая ситуация в Грузии демонстрирует  явные признаки обострения.

Во-первых, грузинская политическая оппозиция, состоящая  в основном из бывших союзников Саакашвили и участников «революции роз», считает  политический потенциал нынешнего  грузинского президента по управлению страной исчерпанным и настаивает на добровольном уходе нынешнего  грузинского лидера в отставку. В  Грузии начались массовые аресты членов партии «Демократическое движение - Единая Грузия». Арестованы уже 7 сторонников  оппозиции. Набор обвинений властей  к арестованным стандартный: подготовка вооруженного переворота, торговля наркотиками.

Во-вторых, официальный Тбилиси никак не может успокоиться после военного поражения в августе 2008 г. и пытается обратить эти события в аргументы  в пользу необходимости восстановления военного потенциала Грузии и принятия ее в НАТО.

Обстановка  в Грузии носит нестабильный характер, причем действенных мер на стабилизацию политической обстановки не предвидится, так как каждая из стран участников в этом конфликте принимает свою интересующую сторону. Пока не будет  достигнуто одно единственное соглашение между странами, обстановка не может  быть улучшена. Напротив это будет  содействие нарастающей агрессии в  Грузии, Южной Осетии, Абхазии, что  в конечном итоге приведет лишь к  войне.

Рассматривая  конкретные факты разгоревшегося конфликта  можно сделать вывод о не умении находить компромиссы между участниками  без применения оружия, насильственных мер. В данной ситуации может помочь вмешательство так называемой третей стороны не имеющей личных интересов в данном конфликте.

 

 

Заключение

 

В целом  региональный конфликт представляет собой  результат конкурентного взаимодействия двух и более политических факторов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д.

Региональная  война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные  противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические  его последствия могут сказываться  далеко за этими границами. В таком  конфликте не исключено участие  стран, не относящихся к данному  региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)

Новая эпоха, наступившая с распадом Советского Союза, характеризуется множеством примет, самой печальной из которых можно назвать целую серию конфликтов, разгоревшихся на постсоветском пространстве.

Информация о работе Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии