Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Целью работы является изучить конфликты на постсоветском пространстве. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть сущность и понятие регионального конфликта;
- выявить причины возникновения региональных конфликтов;
-изучить конкретные примеры региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Содержание

Введение
1. Основные понятия регионального конфликта
2. Предпосылки регионального конфликта
3. Регулирование региональных конфликтов
4. Региональный конфликт Молдовы
5. Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Региональные конфликты.docx

— 37.71 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Основные понятия регионального  конфликта

2. Предпосылки регионального конфликта

3. Регулирование региональных конфликтов

4. Региональный конфликт Молдовы

5. Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии

Заключение

Список используемых источников

 

 

Введение

 

Многочисленные  вооруженные конфликты в различных  районах постсоветского пространства служат напоминанием, что сила по-прежнему является едва ли не последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств.

Локальные вооруженные конфликты во многих случаях являлись только началом  чего-то гораздо большего. Это в  полной мере подтверждается тем, как  была развязана первая мировая война. Путь мира ко второй мировой войне  также был проложен через локальные  вооруженные конфликты и войны  в Испании, на Балканах, в Абиссинии, на Дальнем Востоке и целенаправленно  сфабрикованные острые военно-политические ситуации. Это правило, судя по тому, каким путем идет сегодня развитие военно-стратегической ситуации в мире, сохраняется и для наших дней.

Опасность вооруженных конфликтов нового времени  заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически  нет механизмов, а то и желания  для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН в  условиях, сложившихся после крушения двухполюсного мироустройства, стали  совершенно неэффективными. Если Совет  Безопасности и принимает или  не принимает какие-то решения в  кризисных ситуациях, то они чаще всего отвечают интересам не жертв  вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В таких условиях локальные или  региональные вооруженные конфликты  могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе возможности  для их расширения.

Целью работы является изучить конфликты на постсоветском  пространстве. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:

- рассмотреть  сущность и понятие регионального  конфликта;

- выявить  причины возникновения региональных  конфликтов;

-изучить  конкретные примеры региональных  конфликтов на постсоветском  пространстве.

Методы  исследования:

- обработка,  анализ научных источников;

- анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме.

Объект  исследования – региональный конфликт.

Предмет исследования – региональные конфликты  в постсоветском обществе.

 

 

1. Основные понятия регионального конфликта

 

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется  в разнообразных значениях. Самым  общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Конфликт - это столкновение противоположных  целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Как правило, в общем определяют конфликт –  как столкновение, вызванное противоречием  установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

В целом  региональный конфликт представляет собой  не что иное, как результат конкурентного  взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение  властных полномочий, территории или  ресурсов. Это взаимодействие может  проводиться разными путями: дипломатических  переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».

Региональный  конфликт на прямую связан с вооруженным  конфликтом. Региональная война —  это ограниченный конфликт, причина  которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован  он в границах региона, но политические и экономические его последствия  могут сказываться далеко за этими  границами. В таком конфликте  не исключено участие стран, не относящихся  к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).

Всего в  период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных  региональных конфликтов, в то время  как за предшествующие почти шесть  десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и  конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.

Региональный  конфликт имеет следующие характеристики:

- политический или военно-политический;

- контролируемый или неконтролируемый;

-локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством;

- наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»;

- дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния;

- соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия);

- особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации).

Сложнее обстоит дело с национально-этническими  конфликтами. В разных регионах бывшего  СССР эти конфликты имели разный механизм возникновения. Для Прибалтики особое значение имела проблема государственного суверенитета, для армяно-азербайджанского конфликта территориальный статусный вопрос Нагорного Карабаха, для Таджикистана - межклановые отношения.

Политический  конфликт означает переход на более  высокий уровень сложности. Его  возникновение связано с сознательно  формулируемыми целями, направленными  на перераспределение власти. Для  этого необходимо выделение на основе общей неудовлетворенности социального  или национально-этнического слоя особой группы людей - представителей нового поколения политической элиты. Зародыши этого слоя формировались  в последние десятилетия в  виде незначительных, но весьма, активных и целеустремленных, диссидентских  и правозащитных групп, открыто  выступавших против сложившегося политического  режима и становившихся на путь самопожертвования  ради общественно значимой идеи и  новой системы ценностей. В условиях перестройки прошлая правозащитная  деятельность стала своего рода политическим капиталом, позволившим ускорить процесс  формирования новой политической элиты.

В большинстве  случаев региональный политический конфликт перерастает в многочисленные вооруженные конфликты, которые в различных районах постсоветского пространства служат напоминанием, что сила по-прежнему является едва ли не последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств. Опасность вооруженных конфликтов нового времени заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически нет механизмов, а то и желания для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН стали совершенно неэффективными, а решения Совета Безопасности чаще всего отвечают интересам не жертв вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В таких условиях локальные или региональные вооруженные конфликты могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе возможности для их расширения.

 

 

2. Предпосылки региональных конфликтов

 

Региональные  конфликты на постсоветском пространстве могут иметь различные предпосылки  в зависимости от того, какой характер приобретает сам региональный конфликт. Рассмотрим это более подробно:

1. Социально-экономический  конфликт. Развивается под лозунгом  выравнивания неравенства уровня  жизни, централизованном распределении  средств либо в сравнительном  социально профессиональном положении  народов; 

2. Культурно-языковые  конфликты. Связаны с задачами  защиты или возрастания функций  родного языка, национальной культуры  и обеспечения прав на реальную  культурную автономию.

3. Территориально-статусные  конфликты. Их участники требуют  изменения границ, повышения статуса,  увеличения объема прав или  создания новых национально-государственных  (административных) образований. 

4. Сепаратистские  конфликты. Вызваны требованиями  полной независимости. 

К четвертому типу приблизилось в 1990 г. национальное движение Чечни, Грузии и Армении. Ко второму — ситуация греко-грузинская, талышско-азербайджанская, лезгино-азербайджанская. Из-за религиозной и культурной близости и малой численности обострения ситуации и эскалации конфликта  можно избежать. Конфликтные ситуации первого типа не столь заметны  из-за обилия и остроты более серьезных  противостояний, но в случае вовлечения в них достаточно многочисленных народов конфликтные ситуации, как  правило, возникшие с признаками первого и второго типов имеют  тенденцию к углублению и приобретают  черты третьего и даже четвертого типов. Примером может служить карабахский  кризис: отличался переплетением  первых двух типов конфликтов. Позднее  конфликт вовлек в свою орбиту население  Армении, а затем и Азербайджана, приобретает черты третьего типа. После прямого вовлечения в события союзного правительства конфликт вплотную подошел к ситуации четвертого типа.

Вероятно, уже сам факт проживания представителей нескольких народов в одном государстве, в силу характерной для всех стран  и эпох неравномерности развития разных регионов и различных социальных слоев — обуславливает появление  межнациональных конфликтов первого  и второго типов. Однако, часто  наблюдавшаяся в СССР тенденцию  к перерастанию подобных конфликтов в третий тип, как и само существование  территориально-статусных конфликтов, обусловлены, прежде всего, совокупностью  устаревших принципов национально-государственного устройства страны. Этот уровень межнациональных  конфликтов, промежуточный между  требованиями полноценной культурной автономии, социального равноправия  и, с другой стороны, собственной  изолированной государственности, мог бы видимо отсутствовать или  проявляться слабее при ином государственном  устройстве.

 

3. Регулирование региональных конфликтов

 

В связи  с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира в последнее  время появилась необходимость  в их прогнозировании и выработки  моделей урегулирования.

Прогноз — это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния  объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование  политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: определить возможность возникновения  конфликта с упреждением во времени; выявить варианты развития конфликта; определить возможные варианты поведения  участников конфликта; определить возможные  пути разрешения конфликта,

В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос – «что будет, если будут  иметь место определенные основания». В том случае, когда региональный конфликт развился и приобрел собственную  политическую, а порой и военно-политическую динамику, прогнозируется уже ход  его развития и возможные перспективы  его реализации и разрешения.

Власти  могут выбрать одну из трех моделей  поведения: игнорирование конфликта, давая ему возможность тлеть  и самовозобновляться; избегать четкой публичной оценки его природы; активно  участвовать в урегулировании конфликта.

Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных  процедур:

Взаимный  и оперативный обмен информацией  об интересах, намерениях, очередных  шагах участвующих в конфликте  сторон.

Сознательное  взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных  придать неуправляемость конфликтной  ситуации.

Объявление  взаимного моратория на действия обостряющие конфликт.

Подключение арбитров, беспристрастный подход которых  к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных  действий.

Использование существующих или принятие новых  правовых норм, административных или  иных процедур, способствующих сближению  позиций сторон, втянутых в конфликт.

Создание  и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных  отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

Конфликт  может оказаться и неразрешенным, тогда создается положение, которое  ведет не к его окончанию, а  как бы «круговому движению». Такая  ситуация требует поиска новой стратегии  и тактики контролирования конфликта. Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов).

Информация о работе Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии