Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:42, статья
Системный кризис, поразивший экономику России, находит свое концентрированное выражение в падении уровня оплаты труда наемных работников. В 1991-1998 г.г. уровень реальной оплаты труда снизился в 2,5 раза при падении валового внутреннего продукта в 1,5 раза. В 1998 году минимальный размер оплаты труда составлял примерно 15% от прожиточного минимума трудоспособного работника и утратил регулирующую роль в политике доходов. Резко выросла дифференциация в оплате труда.
устанавливать минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8, а максимальную – в размере 45 процентов.
Внести
изменения и дополнения в закон
Российской Федерации «О подоходном
налоге с физических лиц»;
з) предусмотреть меры по положительной динамике рабочих мест и развитию потребительского рынка, позволяющие увеличить товарное покрытие повышения оплаты труда, удовлетворить возрастающий платежеспособный спрос населения вследствие осуществления выше предложенных мер.
Внести
для этого изменения и
и) создать законодательную базу, регулирующую связь роста производительности и оплаты труда, в том числе в части направления средств, полученных в результате повышения производительности труда, на материальное поощрение работников.
Предусмотреть механизм изъятия дополнительных ресурсов на повышение оплаты труда, ориентируясь на следующие базовые показатели: на федеральном уровне – прирост объема валового внутреннего продукта; на региональном уровне – прирост объема регионального продукта; на отраслевом уровне – прирост размера валовой добавленной стоимости; на уровне предприятия – прирост объема вновь созданной стоимости.
6.2. Механизм использования возможностей соглашений социального партнерства для повышения уровня оплаты труда
(первоочередные
меры):
Отдельные проблемы в области оплаты труда, которые могут стать предметом коллективно-договорного регулирования |
Конкретные показатели (необходимые меры), которые должны быть отражены в соглашениях социального партнерства разных уровней (примерный перечень) |
1.
Преодоление разрыва
между минимальным
размером оплаты
труда и минимальным
потребительским
бюджетом
Отражение проблемы: |
|
в Генеральном Соглашении на 2000 год | зафиксировать
новый уровень минимальных обязательства
соответствующих органов |
в Региональных соглашениях | соотношение между минимальной заработной платой и бюджетом прожиточного минимума в регионе |
в отраслевых (тарифных) соглашениях | соотношение между тарифной ставкой (окладом) 1 разряда и бюджетом прожиточного минимума работника простого неквалифицированного труда конкретной отрасли |
в коллективных договорах | соотношение между минимальным размером оплаты труда на предприятии и бюджетом прожиточного минимума в регионе |
2.
Обеспечение роста
покупательной способности
оплаты труда
Отражение проблемы: |
|
в Генеральном Соглашении | зафиксировать
проведение политики поддержания и
роста покупательной обязательство по подготовке и внесению в соответствующие органы государственной власти проектов законов, обеспечивающих рост покупательной способности оплаты труда и защиту ее покупательной способности в условиях инфляции |
в Региональных соглашениях | меры по обеспечению
роста покупательной |
в отраслевых (тарифных) соглашениях | дополнительные
меры отраслевого масштаба по увеличению
покупательной способности |
в коллективных договорах | соотношение темпов
роста средней оплаты труда на
предприятии и предполагаемого
роста цен (не ниже, чем в отчетном
году); соотношение в оплате труда 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее оплачиваемых работников |
3.
Приближение размеров
оплаты труда работников
бюджетной сферы к уровню
оплаты труда в производственных
отраслях
Отражение проблемы: |
|
в Генеральном Соглашении | соотношение в оплате труда в бюджетном и внебюджетном секторах экономики в целом по РФ |
в Региональных соглашениях | соотношение в оплате труда в бюджетном и внебюджетном секторах экономики на уровне региона |
в отраслевых (тарифных) соглашениях | соотношение в оплате труда работников конкретной отрасли бюджетной сферы и работников производственных отраслей региона |
в коллективных договорах | соотношение средней заработной платы на предприятии и средней заработной платы в промышленности в данном регионе |
4.
Проведение политики
оплаты труда,
направленной на
ее увязку с
конечными результатами
функционирования
экономики
Отражение проблемы: |
|
в Генеральном Соглашении | увязка темпов роста фонда оплаты труда и валового внутреннего продукта в РФ |
в Региональных соглашениях | соотношение роста
фонда оплаты труда в регионе
и роста регионального |
в отраслевых тарифных соглашениях | соотношение роста средней заработной платы в отрасли и производительности труда |
в коллективных договорах | соотношение роста средней заработной платы и производительности труда на предприятии (увязка роста размеров фонда оплаты труда с ростом выручки от реализации продукции) |
5.
Сокращение необоснованной
межотраслевой дифференциации
в оплате труда
Отражение проблемы: |
|
в Генеральном Соглашении | определение принципов межотраслевой дифференциации минимальных размеров оплаты труда работников базовых профессий основных отраслей экономики |
в Региональных соглашениях | установление
межотраслевых соотношений |
в отраслевых (тарифных) соглашениях | построение отраслевых тарифных сеток, исходя из соотношения минимальных тарифных ставок работников базовых профессий, установленных в региональном соглашении |
в коллективных договорах | отражение минимальных размеров оплаты труда работников базовой профессии данной отрасли в конкретной системе оплаты труда, применяемой на данном предприятии |
|
|
в Генеральном Соглашении | определение примерных границ доли тарифной части оплаты труда (поэтапное повышение) |
в Региональных соглашениях | рекомендательные нормы по соотношению тарифной и надтарифной частей оплаты труда на уровне региона |
в отраслевых (тарифных) соглашениях | фиксирование нижней границы доли тарифа в оплате труда работников конкретной отрасли |
в коллективных договорах | определение минимально
гарантированной части |
6.3. Механизм использования возможностей рыночной
самонастройки
для повышения
уровня оплаты труда
Из всего вышеизложенного вытекает, что основная часть оплаты труда должна формироваться под воздействием регулирования государством по согласованию с субъектами социального партнерства и упорядочивать денежные доходы наемных работников.
Саморегулируемая, рыночная часть оплаты труда должна дополнять основную оплату труда и определяется предприятиями в зависимости от их способности предложить нужную потребителю продукцию (услуги), степени выполнения норм выработки, качества продукции и экономичности затрат в процессе труда. Выполнение вышеперечисленных требований определяет соответствующую прибавку, невыполнение – вычет из основной оплаты труда. Эта часть оплаты труда является результатом рыночных отношений и не является объектом регулирования государства и его социальных партнеров.
Таким образом, суть рыночной самонастройки уровня оплаты труда состоит в повышенном спросе на труд со стороны работодателей в отраслях с повышенной конъюнктурой и в пониженном спросе – в отраслях с отрицательной или относительно низкой динамикой развития. Результатом этого является корректировка (прибавка – вычет) уровня оплаты труда.
Применительно к современной российской экономике в большинстве отраслей и регионов пока не сформированы условия соответствия спроса и предложения товаров и услуг и рабочей силы. Крупные диспропорции спроса и предложения делают преждевременной ориентацию на возможности самонастройки оплаты труда. Пока на предприятиях небюджетной сферы дополнительная (саморегулируемая) оплата труда чаще бывает больше основной (регулируемой) части оплаты труда.
В условиях ослабленного государственного регулирования и неэффективного социального партнерства, диспропорции в оплате труда столь велики, что без активной роли государства и коллективно-договорной системы они будут только усиливаться.
Это
не означает, что на рынке отдельных
товаров и услуг уже сейчас
не действует самонастройка оплаты
труда. Активная политика государства
и его социальных партнеров будет
способствовать постепенному расширению
возможности использования
7. Объем денежных средств, необходимых для восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда определяется, исходя из: статистических данных об объеме ВВП в 1998 году и, соответственно, цен этого года; статистической оценки среднемесячной начисленной оплаты труда по экономике в целом, расчетной оценки среднегодовой для 1998 года численности занятых в экономике. ВВП на занятого в месяц составил в среднем 3466,3 рубля, заработная плата - 1095 рублей, среднегодовая численность занятых - 64,5 млн. человек.
При увеличении оплаты труда за счет внутренних не инфляционных источников, то есть перераспределения ВВП, в 1,66 раза, объем необходимых для этого средств составит:
(1095 х 1,66) - 1095 = 722,7 х 64,5 = 46,6 млрд. рублей
При увеличении оплаты труда за счет внешних по отношению к ВВП источников (любой внешний источник здесь становится инфляционным) абсолютный ее прирост определяет аналогичный абсолютный прирост ВВП в целом. Он абсолютно и относительно является инфляционным приростом стоимости (удорожанием) создаваемого продукта. Эта инфляция, трансформируемая через объем ВВП, а также через разницу между индексом-дефлятором ВВП и индексом потребительских цен, в конечном итоге понижает долю реальной оплаты труда в объеме номинальной. Расчеты показывают, что для нивелирования этого понижающего эффекта при выходе на реальный рост оплаты труда в 1,66 раза номинальная должна возрасти в 2,36 раза. Объем необходимых для этого средств составит:
(1095
х 2,36) -
1095 = 1489,2 х 64,5 = 96,1 млрд. рублей.
Естественно, что в рыночном хозяйстве оплата труда как цена рабочей силы складывается, в конечном итоге, под влиянием цен, конкуренции и других рыночных факторов. Однако она не может рассматриваться в отрыве от вопросов регулирования рынка труда, проведения общеэкономической политики. Всегда, и особенно в переходный период, важно регулировать оплату труда «видимой рукой»: российским государством и его социально-трудовыми партнерами. Естественно, что реформирование оплаты труда должно выразиться не только в росте ее среднероссийского (регионального) уровня. Оплата труда должна расти у всех, кто выполняет нормы труда, а не у одних за счет других.