Концептуальные подходы к повышению размеров оплаты труда как основы роста уровня жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:42, статья

Описание работы

Системный кризис, поразивший экономику России, находит свое концентрированное выражение в падении уровня оплаты труда наемных работников. В 1991-1998 г.г. уровень реальной оплаты труда снизился в 2,5 раза при падении валового внутреннего продукта в 1,5 раза. В 1998 году минимальный размер оплаты труда составлял примерно 15% от прожиточного минимума трудоспособного работника и утратил регулирующую роль в политике доходов. Резко выросла дифференциация в оплате труда.

Работа содержит 1 файл

подходы к повышению размеров.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     устанавливать минимальную ставку подоходного  налога с облагаемого совокупного  дохода, полученного в календарном  году, в размере 8, а максимальную – в размере 45 процентов.

     Внести  изменения и дополнения в закон  Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»; 

      з) предусмотреть меры по положительной  динамике рабочих мест и развитию потребительского рынка, позволяющие  увеличить товарное покрытие повышения оплаты труда, удовлетворить возрастающий платежеспособный спрос населения вследствие осуществления выше предложенных мер.

      Внести  для этого изменения и дополнения в Указы Президента России «О комплексной  программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы», «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»; 

      и) создать законодательную базу, регулирующую связь роста производительности и оплаты труда, в том числе в части направления средств, полученных в результате повышения производительности труда, на материальное поощрение работников.

      Предусмотреть механизм изъятия дополнительных ресурсов на повышение оплаты труда, ориентируясь на следующие базовые показатели: на федеральном уровне – прирост объема валового внутреннего продукта; на региональном уровне – прирост объема регионального продукта; на отраслевом уровне – прирост размера валовой добавленной стоимости; на уровне предприятия – прирост объема вновь созданной стоимости.

6.2. Механизм использования  возможностей соглашений  социального партнерства  для повышения уровня оплаты труда

(первоочередные  меры): 

 
Отдельные проблемы в области  оплаты труда,

которые могут стать предметом 

коллективно-договорного  регулирования

 
Конкретные  показатели

(необходимые  меры), которые должны  быть отражены  в соглашениях  социального партнерства  разных уровней

(примерный  перечень)

1. Преодоление разрыва  между минимальным  размером оплаты  труда и минимальным  потребительским  бюджетом

   Отражение проблемы:

 
в Генеральном  Соглашении на 2000 год зафиксировать новый уровень минимальных гарантий по оплате труда: минимальная оплата труда устанавливается равной прожиточному минимуму; 

 обязательства  соответствующих органов государственной власти по срокам приближения размера минимальной оплаты труда к размеру минимального потребительского бюджета

в Региональных соглашениях соотношение между  минимальной заработной платой и  бюджетом прожиточного минимума в регионе
в отраслевых (тарифных) соглашениях соотношение между  тарифной ставкой (окладом) 1 разряда  и бюджетом прожиточного минимума работника  простого неквалифицированного труда  конкретной отрасли
в коллективных договорах соотношение между  минимальным размером оплаты труда  на предприятии и бюджетом прожиточного минимума в регионе
2. Обеспечение роста  покупательной способности  оплаты труда

       Отражение проблемы:

 
в Генеральном  Соглашении зафиксировать проведение политики поддержания и  роста покупательной способности  заработной платы в РФ; 

обязательство по подготовке и внесению в соответствующие  органы государственной власти проектов законов, обеспечивающих рост покупательной  способности оплаты труда и защиту ее покупательной способности в  условиях инфляции

в Региональных соглашениях меры по обеспечению  роста покупательной способности  заработной платы в регионе и  ее защиту от инфляции
в отраслевых (тарифных) соглашениях дополнительные  меры отраслевого масштаба по увеличению покупательной способности оплаты труда
в коллективных договорах соотношение темпов роста средней оплаты труда на предприятии и предполагаемого  роста цен (не ниже, чем в отчетном году); 

соотношение в оплате труда 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее оплачиваемых работников

3. Приближение размеров оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню оплаты труда в производственных отраслях

    Отражение проблемы:

 
в Генеральном  Соглашении соотношение в  оплате труда в бюджетном и  внебюджетном секторах экономики в  целом по РФ
в Региональных соглашениях соотношение в  оплате труда в бюджетном и  внебюджетном секторах экономики на уровне региона
в отраслевых (тарифных) соглашениях соотношение в  оплате труда работников конкретной отрасли бюджетной сферы и  работников производственных отраслей региона
в коллективных договорах соотношение средней  заработной платы на предприятии  и средней заработной платы в  промышленности в данном регионе
4. Проведение политики  оплаты труда,  направленной на  ее увязку с  конечными результатами  функционирования  экономики 

   Отражение проблемы:

 
в Генеральном  Соглашении увязка темпов роста  фонда оплаты труда и  валового внутреннего продукта в  РФ
в Региональных соглашениях соотношение роста  фонда оплаты труда в регионе  и роста регионального внутреннего  продукта
в отраслевых тарифных соглашениях соотношение роста  средней заработной платы в отрасли  и производительности труда
в коллективных договорах соотношение роста  средней заработной платы и производительности труда на предприятии (увязка роста  размеров фонда оплаты труда с ростом выручки от реализации продукции)
5. Сокращение необоснованной  межотраслевой дифференциации  в оплате труда

    Отражение проблемы:

 
в Генеральном  Соглашении определение принципов  межотраслевой дифференциации минимальных  размеров оплаты труда работников базовых профессий основных отраслей экономики
в Региональных соглашениях установление  межотраслевых соотношений минимальных  тарифных ставок работников базовых  профессий основных отраслей экономики  региона
в отраслевых (тарифных) соглашениях построение отраслевых тарифных сеток, исходя из соотношения  минимальных тарифных ставок работников базовых профессий, установленных в региональном соглашении
в коллективных договорах отражение минимальных  размеров оплаты труда работников базовой  профессии данной отрасли в конкретной системе оплаты труда, применяемой на данном предприятии
  1. Оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда
Отражение проблемы:
 
в Генеральном  Соглашении определение примерных  границ доли тарифной части оплаты труда  (поэтапное повышение) 
в Региональных соглашениях рекомендательные  нормы по соотношению тарифной и  надтарифной частей оплаты труда  на уровне региона 
в отраслевых (тарифных) соглашениях фиксирование  нижней границы доли тарифа в оплате труда работников конкретной отрасли
в коллективных договорах определение минимально гарантированной части заработка  работников данного предприятия
 
 
 

6.3. Механизм использования  возможностей рыночной

     самонастройки  для повышения  уровня оплаты труда 

    Из  всего вышеизложенного вытекает, что основная часть оплаты труда должна формироваться под воздействием регулирования государством по согласованию с субъектами социального партнерства и упорядочивать денежные доходы наемных работников.

    Саморегулируемая, рыночная часть оплаты труда должна дополнять основную оплату труда и определяется предприятиями в зависимости от их способности предложить нужную потребителю продукцию (услуги), степени выполнения норм выработки, качества продукции и экономичности затрат в процессе труда. Выполнение вышеперечисленных требований определяет соответствующую прибавку, невыполнение – вычет из основной оплаты труда. Эта часть оплаты труда является результатом рыночных отношений и не является объектом регулирования государства и его социальных партнеров.

    Таким образом, суть рыночной самонастройки  уровня оплаты труда состоит в  повышенном спросе на труд со стороны  работодателей в отраслях с  повышенной конъюнктурой и в пониженном спросе – в отраслях с отрицательной  или относительно низкой динамикой  развития. Результатом этого является корректировка (прибавка – вычет) уровня оплаты труда.

    Применительно к современной российской экономике  в большинстве отраслей и регионов пока не сформированы условия соответствия спроса и предложения товаров  и услуг и рабочей силы. Крупные диспропорции спроса и предложения делают преждевременной ориентацию на возможности самонастройки оплаты труда. Пока на предприятиях небюджетной сферы дополнительная (саморегулируемая) оплата труда чаще бывает больше основной (регулируемой) части оплаты труда.

    В условиях ослабленного государственного регулирования и неэффективного социального партнерства, диспропорции в оплате труда столь велики, что  без активной роли государства и  коллективно-договорной системы они  будут только усиливаться.

    Это не означает, что на рынке отдельных  товаров и услуг уже сейчас не действует самонастройка оплаты труда. Активная политика государства  и его социальных партнеров будет  способствовать постепенному расширению возможности использования самонастройки  оплаты труда. 

      7. Объем денежных средств, необходимых для восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда определяется, исходя из: статистических данных об объеме ВВП в 1998 году и, соответственно, цен этого года; статистической оценки среднемесячной начисленной оплаты труда по экономике в целом, расчетной оценки среднегодовой для 1998 года численности занятых в экономике. ВВП на занятого в месяц составил в среднем 3466,3 рубля, заработная плата - 1095 рублей, среднегодовая численность занятых - 64,5 млн. человек.

     При увеличении оплаты труда за счет внутренних не инфляционных источников, то есть перераспределения  ВВП, в 1,66 раза, объем необходимых  для этого средств составит:

     (1095 х 1,66) - 1095 = 722,7 х 64,5 = 46,6 млрд. рублей

     При увеличении оплаты труда за счет внешних  по отношению к ВВП источников (любой внешний источник здесь  становится инфляционным) абсолютный ее прирост определяет аналогичный  абсолютный прирост ВВП в целом. Он абсолютно и относительно является инфляционным приростом стоимости (удорожанием) создаваемого продукта. Эта инфляция, трансформируемая через объем ВВП, а также через разницу между индексом-дефлятором ВВП и индексом потребительских цен, в конечном итоге понижает долю реальной оплаты труда в объеме номинальной. Расчеты показывают, что для нивелирования этого понижающего эффекта при выходе на реальный рост оплаты труда в 1,66 раза номинальная должна возрасти в 2,36 раза. Объем необходимых для этого средств составит:

     (1095 х 2,36) - 1095 = 1489,2 х 64,5 = 96,1 млрд. рублей. 

                                    х              х

                                            х 

     Естественно, что в рыночном хозяйстве оплата труда как цена рабочей силы складывается, в конечном итоге, под влиянием цен, конкуренции и других рыночных факторов. Однако она не может рассматриваться в отрыве от вопросов регулирования рынка труда, проведения общеэкономической политики. Всегда, и особенно в переходный период, важно регулировать оплату труда «видимой рукой»: российским государством и его социально-трудовыми партнерами. Естественно, что реформирование оплаты труда должно выразиться не только в росте ее среднероссийского (регионального) уровня. Оплата труда должна расти у всех, кто выполняет нормы труда, а не у одних  за счет других.

Информация о работе Концептуальные подходы к повышению размеров оплаты труда как основы роста уровня жизни населения