Концепт «дом» в русской языковой картине мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:54, магистерская работа

Описание работы

Язык - одно из самых сложных явлений человеческого общества. Разнообразные языковые средства, которыми мы постоянно пользуемся при общении, образуют систему. Изучение законов образования и развития языка, его жизни необходимо в языкознании. В языке нет хаоса, всё в нём подчинено языковым закономерностям. «Значение вновь образованного слова всегда определяется значением производящего слова. Но как только слово станет самостоятельным, отделяется от родительского, войдёт в семью родственных по значению и по форме, его сразу же поставят на его собственное место».

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.docx

— 49.49 Кб (Скачать)

     Концепт - выражение народного сознания. Модели, отражающие народное, а не элитарное сознание русского человека - это фольклорные формы верования и современная мифология.

     В русской фольклорной модели мира дом является ее сакральным центром. Дом осмысляется в русской народной культуре как средоточие таких основных жизненных ценностей, как счастье, достаток, единство семьи и рода, включающее не только живых, но и мертвых. Он воплощает идею рода как делящегося во времени процесса и органической целостности. Дом противопоставлен окружающему миру как пространство закрытое - открытому, внутреннее - внешнему, организованное - неорганизованному, свое - чужому.

     Именно дом является одним из ориентиров в обыденной жизни, и не случайно он строился с учетом четырех сторон света. Дом является исходной точкой освоения пространства, своеобразным «центром» окружающего мира.

     Будучи в мифологическом видении инобытием чрева матери, дом своим существованием не нарушает гармонию природы, словно вырастает из земли. На значимых частях дома изображаются элементы языческой геоцентрической космогонии (солярные символы). Под дом заложена жертва тотемный предок. С самого рождения мир осваивается человеком «от себя», по направлению от ближайшего пространства к тому, что существует вне его сознания. Черты первоначального «своего» мира распространяются на все более далекие пространства, а затем освоение продолжается мысленно, путем экстраполяции уже известных параметров на более отдаленные сферы.

     Сакральным центром дома является печь, а находящийся возле печи вход в подполье (голбец)- вход в царствие мертвых. Угол возле печи - место обитания покровителя (предка) расположен напротив «красного» (святого) угла. Печь, красный угол, матица и крыша (кров), являясь сакральными центрами жилья, в фольклоре метонимически могли обозначать весь дом. В жанрах устного народного творчества дом, как правило, присутствует в деминутивных формах (домик, избушка, теремок…).

     В волшебной сказке дом является отправной точкой сюжета, целью персонажа, а также промежуточным звеном - «избушкой в лесу». Согласно концепции В.Я. Проппа, дом в сюжете отражает наиболее древние, праславянские формы родового строя, уходящие корнями в эпоху раннего энеолита.

     Реликты языческих верований сохранились в обрядах и приметах, связанных с домом. Большинство этих примет отражают культ огня, предков, тотемного животного и культ растений и существуют до сих пор. Однако их смысл в настоящее время забывается, утрачивается.

     Дом ранее выполнял функцию церкви, где очаг собирал вокруг себя всех членов семьи. Примечательно, что «притягивающей силы» очаг не утратил и в наши дни, когда центром сбора всех членов семьи является кухня. Функция церкви дому приписывалась не напрасно. Первую часть любого праздника русский человек проводит дома с семьей. Такая «домоцентричность» русской жизни порождает русскую «душевность», психологичность, углубленность, задумчивость.

     В наше время произошла десакрализация концепта «дом» в народном сознании. Дом, в силу объективных причин, относят к сфере материальных, а не духовных ценностей. Однако концепт, связанный со словом дом, способен проявиться в определенных условиях. Одной из сфер, в которых концептуализируется понятие «дом», является современный политический дискурс. При этом, особенностью мифологизированной интерпретации политического текста является не проникновение в суть происходящего, а упрощенная его трактовка- «наше- не наше», «хорошее- плохое».

     В концептуальной метафоре «Государство- это наш дом» элементы дома функционируют по своим внутренним законам, но отображают все-таки политические реалии. Не вызывает сомнений то, что в метафорическом зеркале отражаются обыденные представления человека о понятийной сфере-источнике, то есть то, как человек концептуализирует эту сферу и что он при этом выделяет в ней. Таким образом выходят на поверхность слои мифологизированного сознания.

     Последнее можно рассматривать одним из следствий процесса экстраполяции знакомых признаков дома на все более отдаленные сферы - Государство, Мир, Вселенная. Этот процесс может происходить и в противоположном направлении. Изображая элементы Вселенной на торце крыши, крестьянин таким образом приближал к себе неосвоенное пространство; восстанавливал гармонию своих представлений о мире как доме, в котором он находится.

     Не удивительно, что человек мыслит себя «домом», вместилищем субстанции - души. С другой стороны, дом и его части отождествлялись им с частями своего тела.

     Таким образом, с появлением дома человек придает энтропийному миру черты освоенности, упорядоченности.

     Этот же концепт, вероятно, существовал и на уровне этимона. Однако развитие индоевропейского наследства в русском языке не может быть прослежено с помощью материальных следов.

     В языковой картине мира, как правило, маркированными являются отклонения от установленного порядка вещей. Эти отклонения представлены мотивированными словами. Немотивированные же наименования концепта дом, видимо, в разных языках обозначают понятия освоенного, принадлежащего человеческой культуре, своего', внутреннего, символизирующего общность рода. Именно это обозначают в европейских языках слова, родственные русским дом-хата-изба. Речь идет здесь не столько о генетическом тождестве, сколько об универсальности понятий, то есть концептов, которые представляют собой в некотором роде «коллективное бессознательное». 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Алинеи: Алинеи М. О названиях радуги в Европе (карта 17 лингвистического атласа Европы) // Общеславянский лингвистический атлас, 1984.

Апресян : Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка // Вопросы языкознания, 1995, №1 с.37-67

Артюнова : Артюнова Н. Д. Метафора и дискурс: Вступительная статья // Теория метафоры: Сб. -М., 1990. -512с. С.5-32

Аскольдов : Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология. -М., 1997.

Байбурин : Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983. -192с.

Батурчева : Батурчева Е. А. Из истории названий жилища // Русский язык в школе, 1999, №3 с.82-84

Блинова, 1972 : Блинова О. И. Лексическая мотивированность и некоторые вопросы региональной лексикологии // Вопросы изучения лексики русских народных говоров, 1972. с. 92-104

Блинова, 1989 : Блинова О. И. Номинация и мотивация // Диалектное слово в лексико- системном аспекте, 1989. с.65-74

Блинова : Блинова О. И. Явления мотивации слов // Приложение- словарь терминов. - Томск, 1984. с.184-189

Бломквист : Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнослав. этногр. сб. -М., 1956.

Варина : Варина В. Г. Лексическая семантика и внутренняя форма языковых единиц // Принципы и методы семантических исследований. - М., 1976. с. 233-244

Вендина : Вендина Т. И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания, 2002, №4 с.42-72

Воронин : Воронин Н. Н. Жилище // История культуры Древней Руси. Домонгольский период. - Т. 1. Материальная культура.- М.-Л., 1948. с.204 233

Годинер : Годинер Е. С. Роль системообразующих факторов языка в формировании языковой картины мира // языковаякартина мира: Материалы Всероссийской конференции. - Кемерово, 1995 с. 2-5

Гольдин : Гольдин В. Е. О языковом выражении тематических связей названий построек и их частей в русских говорах // Вопросы теории и методики изучения русского языка. - Саратов, 1965. с.282-290

Гридина, Коновалова : Гридина Т. А. Коновалова Н. И. Роль внутренней формы слова в представлении языковой картины мира // языковаякартина мира: Материалы Всероссийской конференции. - Кемерово, 1995 с.15-23

Гумбольдт : Гумбольдт В фон О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества. // Гумбольдт Избранные труды по языкознанию. - М., 1984

Евсина : Евсина Н. А. Архитектурная теория в России 18в. - М., 1975

Ермакова, Земская : Ермакова О. П. Земская Е. А. Сопоставительное изучение словообразования и внутренняя форма слова // Известия АН СССР серия литературы и языка. - Т. 44, №6, 1985

Зеленин : Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография.- М.: Наука,1991. -511с.

Зорин : Зорин Н. В. Русская свадьба в Среднем Поволжье 1981 -199с.

Иванов, Топоров : Иванов В. В. Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. -М.: Наука, 1974.

Иванов : Иванов В. В. Внутренняя форма слова // Русский язык: Энциклопедия. -М., 1979, с.43-44

Капанадзе : Капанадзе Л. А. Номинация // русская разговорная речь. -М.,1973.

Караулов : Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. /под ред. Караулова Ю.Н. М., 1988.

Кияк : Кияк Т. Р. Мотивированность лексических единиц. -Львов: ВШ, 1988

Колесов, 1976 : Колесов В. В. История русского языка в рассказах. -М.: Просвещение, 1976. -175с.

Колесов, 1986: Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси -Л., 1986: Комина Е. Б. Мотивация как лингвистическое явление // Семантика и структура слова. -Калинин, 1984, с. 59-64

Костомаров : Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16-и 18 столетиях. -М., 1992.

Кубрякова : Кубрякова Е. С., Демьянова В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. -М., 1996.

Левковская : Левковская К. А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала -М., 1962.

Лихачев : Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. -М., 1997.

Лосев: Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. -М.: Мысль, 1993.

Лотман: Лотман Ю. М. Успенский Б. А. Миф-имя-культура // Лотман Ю. М. Избр. статьи Т.1 -М., 1992.

Маккормак: Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры: Сб. -М., 1990. -512с. С.358-386

Максимов: Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. -М.: Книга, 1989. -176с.

Мараховская: Мараховская О. Н. К исторической интерпретации лексической карты // Русские говоры. -М., 1975.

Маслов: Маслов Ю. С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов М., 1998. -275с.

Моисеев: Моисеев А. И. Мотивированность слов (мотивированность сложных имен существительных со значением лица в лица в русском языке) Исследования по грамматике русского языка. -4, -Л., 1963.

Невская : Невская Л. Г. Семантика дома и смежные представления // Балто-славянские исследования-1981г. С.106-121

Никитина, Кукушкина, 2000 : Никитина С. Е. Кукушкина Е. Ю. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах (опыт тезаурусного описания). -М., 2000.

ПВ : Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу т.1-3 -М., 1995

Постовалова : Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. -М.: Наука, 1988.

Потебня : Потебня А. А. Мысль и язык. -Харьков, 1913.

Пропп : Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л., 1986. -365с.

Радченко: Радченко О. А. Понятие языковая картина мира в немецкой философии языка 20 в. // Вопросы языкознания, 2002, №6 -с.140-159

Рут: Рут М. Э. Образная номинация в русском языке. -М.,1992

Рыбаков: Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси -М.,1988.

Сахарный: Сахарный Л. В. Некоторые особенности диалектного словообразования // Вопросы фонетики, словообразования, лексики русского языка и методика его преподавания. -Пермь, 1964.

Семиотика: Семиотика: Антология. -М., 2001.

Серебренников, 1977 : Серебренников Б. А. Признаковая номинация // Языковая номинация (общие вопросы). -М., 1977.

Степанов, 1994 : Степанов Ю. С. Пространство и миры- новый, «воображаемый» и прочие // Философия языка: в границах и вне границ. Международная серия монографий. -Харьков, 1994, т.2, с.3-18

Степанов, 1997 : Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. -М., 1997.

Сукаленко : Сукаленко Н. И. Отражение обыденного сознания в образах языкавой картины мира. -К., 1992.

Тарланов : Тарланов З. К. Метод компонентного анализа // Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа (лексика, морфология, словообразование, фонетика): Учебн. пособие по спецкурсу. -Петрозаводск, 1988. -88с.

Топоров : Топоров В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) Очерки истории естественно-научных знаний в древности. -М.: Наука, 1982 с.8-40

Топоров, 1989 : Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток. Запад. Исследования, переводы, публикации. Вып.4. -М.: Наука, 1989. -301с. с.6-17

Торопцев : Торопцев И. С. Лексическая мотивированность (на м-ле современного русск. литературного языка) // Уч. зап. Орловского гос. педагогич. Ин-та. -Т.22, историко-филологический факультет, 1964.

Информация о работе Концепт «дом» в русской языковой картине мира