Концепция развития интеллекта Ж Пиаже.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:27, реферат

Описание работы

На рубеже веков членам Американской психологической ассоциации (а число их превышает сто тысяч) было предложено назвать 100 самых ярких фигур мировой психологии уходящего столетия. Первенство в получившемся рейтинге патриотичные американцы отдали своему соотечественнику Б.Ф. Скиннер, зато второе место в «золотой сотне» занял швейцарец Пиаже, опередив таким образом даже Фрейда. Для большинства российских психологов знакомство с Пиаже исчерпывается несколькими его яркими экспериментами да кочующей из учебника в учебник периодизацией умственного развития. А что же это был за человек, которого психологи всего мира почитают величайшим авторитетом? Каким путем пришел он к своим открытиям, в каких источниках черпал вдохновение?

Работа содержит 1 файл

Мой реферат по псих развит(Пиаже).doc

— 452.50 Кб (Скачать)

4. Стадия конкретных  операций (от 7-8лет до 11-12 лет). Если вернуться к

12

эксперименту с сосудами, то после 7 лет ребенок уже твердо уверен в том, что "количество бусинок  после пересыпания то же самое". Понимание неизменности количества, веса, площади и т.п. (это явление в теории Пиаже получило название "принципа сохранения") выступает в качестве показателя скоординированности суждений о состояниях объекта ("дно сосуда узкое, поэтому бусинки расположились выше, но все равно их столько, сколько было") и их обратимости ("можно обратно пересыпать, и будет то же"). Появляются, таким образом, операциональные схемы конкретного порядка, лежащие в основе понимания реальных процессов в конкретной предметной ситуации.

5. Стадия формальных  операций, или рефлексивный интеллект  (от 11-12до14-15 лет). В этом возрасте формируются формальные (категориально-логические) схемы, позволяющие строить гипотетико-дедуктивные рассуждения на основе формальных посылок без необходимости связи с конкретной действительностью. Следствием наличия таких схем являются способность к комбинаторике (в том числе к комбинированию суждений с целью проверки их истинности или ложности), исследовательская познавательная позиция, а также возможность сознательно проверять ход как собственной, так и чужой мысли.

 Следовательно, интеллектуальное развитие - это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т.д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенност (свернутость отдельных звеньев, "мгновенность" актуализации).(11)

Стадии интеллектуального  развития, согласно Пиаже, можно рассматривать  как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции он рассматривал в их отношении к интеллекту. В отличие от дру

13

гих классификаций психического развития ребенка в центре системы  Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им. (8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       14 
Заключение.

 

Идеи Пиаже в течение  долгого времени оказывали огромное влияние на психологию и во многом способствовали развитию образовательных теорий второй половины XX века. Критики утверждали, что Пиаже недооценивал способности маленьких детей. Теорию Пиаже часто называли «антиобразовательной», в том смысле, что она описывает жесткую последовательность событий, с трудом изменяемую через обучение и тренировку. Начиная примерно с 1960 года, теория развития интеллектуальной компетентности, выдвинутая швейцарским биологом и философом Жаном Пиаже, доминирует среди концепций развития интеллекта человека, охватывающих период с младенческого возраста до достижения взрослости.

 Основное внимание  Ж. Пиаже уделяет развитию мышления  ребенка и, прежде всего, - развитию  логического мышления. Он первый  исследовал и выявил специфику, своеобразие детского мышления, продемонстрировав его качественные отличия от мышления взрослого человека. Он исходит из того, что, развиваясь, мышление ребенка претерпевает ряд таких принципиальных изменений, от которых зависит то, как именно он будет мыслить, став взрослым (хотя мышление взрослого качественно отличается от мышления ребенка), и всегда движется в сторону большей логичности.

 Периодизация интеллектуального  развития, разработанная Ж. Пиаже,  включающая стадию сенсомоторного интеллекта, стадию конкретных операций и стадию формальных операций, отражает процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

Разработанные Ж. Пиаже методы исследования уровня развития интеллекта давно стали не столько экспериментальными, сколько диагностическими и имеют большое значение в современной практической психологии. Благодаря трудов Ж. Пиаже, в том, что он задал научной мысли правильное направление, спровоцировал поток критики, споров, в которых, как известно рождается истина.

                                                                                                                                 20

 

 

                                                                                                                                     
Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..…3

1.Понятие интеллекта и взгляды на его развитие разными учёными………..……..4

2. Взгляды Ж. Пиаже  на развитие интеллекта…………………………………..…...9

3.Биография Жана Пиаже……………………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………………21

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

Список литературы.

  1. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000г.
  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь- справочник по психодиагностике». издание 2-е, переработанное и дополненное Серия «Мастера психологии», СПб.: Питер, 2002. .
  3. Венгера А.Л «Психология развития. Словарь», Издательство ПЕР СЭ, СПб; 2005г, 176стр ISBN  5-9268-0340-3
  4. Волков Б.С., Н.В. Волкова «Психология Развития Человека», Учебное пособие для вузов Москва Академический Проект 2004.
  5. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. педагог. ун-та, 1994. 106с.
  6. Ильина М. Н., «Психологическая оценка интеллекта у детей»  1-е изд-е, 2006 год, 368 стр.
  7. Карпенко. Л.А., «Психологии в лицах. Персоналии» Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-784 с.
  8. Обухова Л.Ф., «Детская психология, теории, факты, проблемы».: Тривола, 1995.
  9. Ткаченко К. С., Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ.. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  10. Тутушкина М. К., «Практическая Психология» БПА. 4-е издание, переработанное, дополненное© Издательство «Дидактика Плюс», 2001г.

11. Холодная М.А. «Психология интеллекта: парадоксы исследования.» Се  рия: Мастера психологии, Год:2001 г.Стр:272ISBN 5-318-00301-Х

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  21

 

 

                                                                                                                                        

Приложение.

 

Таблица 1

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Московский гуманитарно-экономический институт

                                          Нижегородский Филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Реферат

 

                 Студентки 4 курса, гуманитарного  факультета, специальность

                                     «психология» группы ПЗС – 10

                                  Маланиной Ларисы Владимировны

          Учебная дисциплина: Психология  развития и возрастная психология.

                            Тема: Концепция развития интеллекта  Ж. Пиаже.

 

 

                                                                                                Проверила:

                                                                                                Коновальчук Анастасия 

                                                                                                Николаевна

                                                                                                К.п.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«____» ________________2011г                                                   Оценка

«___________________»

 

 

 

Регистр.Номер___________

 

 

                                                      Нижний Новгород

                                                               2011год

 

        Введение.

Что такое интеллект, какого человека считать умным, а какого глупым и что влияет на его развитие — интересовало человечество всегда. Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект» (от лат. intellectus – понимание, познание). Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям.

Особый интерес представляет развитие интеллекта в детстве. Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. Природа интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Очень многие учёные затрагивали вопрос развития интеллекта, но учение Пиаже – на наш взгляд, высшее достижение психологии XX века.

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской  психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже – психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Поэтому в данной работе попытаемся рассмотреть основные положения его концепции развития интеллекта, некоторые взгляды на эту проблему другими исследователями, а также интересные факты биографии этого великого учёного.

 

 

                                                                                                                                3


Информация о работе Концепция развития интеллекта Ж Пиаже.