Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:27, реферат
На рубеже веков членам Американской психологической ассоциации (а число их превышает сто тысяч) было предложено назвать 100 самых ярких фигур мировой психологии уходящего столетия. Первенство в получившемся рейтинге патриотичные американцы отдали своему соотечественнику Б.Ф. Скиннер, зато второе место в «золотой сотне» занял швейцарец Пиаже, опередив таким образом даже Фрейда. Для большинства российских психологов знакомство с Пиаже исчерпывается несколькими его яркими экспериментами да кочующей из учебника в учебник периодизацией умственного развития. А что же это был за человек, которого психологи всего мира почитают величайшим авторитетом? Каким путем пришел он к своим открытиям, в каких источниках черпал вдохновение?
3.Биография Жана Пиаже.
На рубеже веков членам Американской психологической ассоциации (а число их превышает сто тысяч) было предложено назвать 100 самых ярких фигур мировой психологии уходящего столетия. Первенство в получившемся рейтинге патриотичные американцы отдали своему соотечественнику Б.Ф. Скиннер, зато второе место в «золотой сотне» занял швейцарец Пиаже, опередив таким образом даже Фрейда.
Для
большинства российских
Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в городе Невшателе. Французский был его родным языком, на нем он всю жизнь говорил и писал, хотя, как всякий образованный европеец, достаточно свободно владел и другими языками.
Отец Жана, Артур Пиаже, был профессором местного университета, специалистом по средневековой литературе, а помимо того — увлеченным историком и краеведом. Он оказал большое влияние на интеллектуальное развитие сына, постоянно стимулируя его любознательность. Однако интереса к своему любимому предмету — истории — он у Жана не поощрял, намекая на ненаучность исторических изысканий. Вероятно, не без влияния отца сложился научный стиль Пиаже — скрупулезный подход ко всем деталям исследования, высокие требования к достоверности данных. Не оттого ли выявленные им впоследствии психологические феномены, при всём возможном многообразии их толкований, отвечают самым строгим научным критериям и не подвергаются сомнению даже его критиками?
Мать Жана, Ребекка, была женщиной
чрезвычайно яркой и
15
Не перенял Жан у матери и ее фанатичную религиозность. Уже в подростковом возрасте он пришел к убеждению, что Бог и сама жизнь во всех ее проявлениях суть одно и то же, а это, надо признать, не очень-то согласуется с церковными доктринами. По мнению Пиаже, жизнь и есть религиозный долг человека, и правильно его исполнить — значит уметь сосредоточиться на главном деле своей жизни. Таким делом для Пиаже была наука.(7)
Малое, а возможно, даже
и негативное влияние матери
на мальчика может быть
Не будет преувеличением назвать юного Жана Пиаже вундеркиндом — свою первую научную работу он опубликовал в возрасте 10 лет! Ее он выполнил как член Невшательского кружка юных натуралистов, объединявшего в своих рядах преимущественно старшеклассников. Опубликоваться в бюллетене кружка мальчика побудило главным образом стремление к самоутверждению — перед лицом не столько товарищей, сколько директора городского музея естественной истории семидесятилетнего господина Годеля, который не принимал юного натуралиста всерьез и отказывался допустить его в фонды музейной библиотеки.
Своей цели Жан добился — не только снискал расположение Годеля, но и стал его внештатным помощником, временами получая в оплату своего труда кое-какие интересные экземпляры для своей коллекции. Эта первая научная работа представляла собой небольшой, объемом в одну страничку, отчет о наблюдениях за воробь-
16
ем-альбиносом, которого Жан приметил в местном парке. Значение этой работы для науки не стоит переоценивать, но для начинающего исследователя это было первым серьезным шагом по пути научных изысканий.
Интерес к птицам сменился интересом к моллюскам, который также нашел отражение в нескольких публикациях. На основании этих работ Жану Пиаже было сделано предложение занять место куратора коллекции моллюсков Женевского музея естественной истории. Каково же было изумление администрации, когда выяснилось, что «эксперт» еще ходит в школу!(7)
Интерес к психологии
Первоначально у него возник интерес к психоанализу, однако похоже, что прослушанные на эту тему лекции вполне данный интерес исчерпали. Не переломил ситуацию и курс дидактического анализа, который молодой Пиаже прошел у нашей соотечественницы Сабины Шпильрейн, личного друга Фрейда и Юнга. Анализ длился восемь месяцев, ежедневно по утрам. Как вспоминал Пиаже много лет спустя, анализ не был ни терапевтическим (особых душевных терзаний он не испытывал), ни учебным (о карьере психоаналитика он не мечтал), а носил преимущественно пропагандистский характер, причем свою роль «пациент» не без иронии сравнивал с положением подопытной морской свинки.
Пиаже был сильно
Нельзя, однако, сказать,
будто общение с Сабиной
17
профессиональных интересов.
Его познавательная энергия, до того
метавшаяся от систематики моллюсков
до философской эпистемологии, теперь
наконец нашла точку
Через год он начинает серию исследований, которые открыли новую эпоху в психологии развития. Именно в 1921 году — в пору прохождения психоанализа — Пиаже публикует первую свою статью, посвященную развитию речи и мышления ребенка. В эти годы он совершает открытие эгоцентрической речи, которая составляет примерно половину речевой продукции шестилетнего ребенка и нужна ему для расширения внутренних мыслительных задач. В этих ранних работах Пиаже эгоцентрическая речь противопоставляется социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую, позволяя ребенку полноценно общаться с родителями и сверстниками. Эта идея Пиаже, развивавшаяся им во множестве экспериментальных работ на протяжении более чем полувека, завоевала мировое признание.
Биографы Пиаже
традиционно акцентируют
Подобно многим своим выдающимся коллегам, Пиаже не упустил блестящей возможности наблюдать процесс познавательного развития ребенка на примере собст
18
венных детей. Приглашенный в 1921 г. в Институт Руссо в Женеве, Пиаже встретил там юную Валентину Шатено, которая вскоре стала его женой. В этом браке родилось трое детей — две дочери и сын, наблюдая развитие которых Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития, изложенной в одной из самых, пожалуй, известных его книг «Речь и мышление ребенка». Именно в полемике с этим трудом сформулировал свою концепцию развития мышления Л.С. Выготский.
Полемика эта была заочной
— титаны мировой психологии
при жизни никогда не
Через
годы после смерти Пиаже (он
умер в Женеве 17 сентября 1980 г.) он
продолжает оставаться
1.Понятие интеллекта и взгляды на
его развитие разными учёными.
Наука о психическом
развитии зародилась как ветвь сравнительной
психологии в конце XIX века. Точкой отсчета
для систематических
Многие учёные, так или иначе, затрагивали проблемы развития психики. В этой области работали такие всемирно известные люди, как В. Штерн, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Развитие психики [греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза. (3) .
Психика - открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму, она имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных элементов системы и их взаимосвязи, так и с точки зрения функционирования системы в целом.( 5).
Развитие психики можно рассматривать с точки зрения изменений её отдельных элементов, среди которых нас интересует развитие интеллекта. А что же такое интеллект и от чего зависит уровень его развития? Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Имеется и множество других определения этого понятия. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяют-
ся два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий
мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания. (10)
Учёных всего мира
всегда интересовали такие
Первые упоминания
о возможности определения
Далее следует отметить Френсиса Гальтона (1822–1911), являющегося «отцом-