Концепция развития интеллекта Ж Пиаже.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:27, реферат

Описание работы

На рубеже веков членам Американской психологической ассоциации (а число их превышает сто тысяч) было предложено назвать 100 самых ярких фигур мировой психологии уходящего столетия. Первенство в получившемся рейтинге патриотичные американцы отдали своему соотечественнику Б.Ф. Скиннер, зато второе место в «золотой сотне» занял швейцарец Пиаже, опередив таким образом даже Фрейда. Для большинства российских психологов знакомство с Пиаже исчерпывается несколькими его яркими экспериментами да кочующей из учебника в учебник периодизацией умственного развития. А что же это был за человек, которого психологи всего мира почитают величайшим авторитетом? Каким путем пришел он к своим открытиям, в каких источниках черпал вдохновение?

Работа содержит 1 файл

Мой реферат по псих развит(Пиаже).doc

— 452.50 Кб (Скачать)

3.Биография Жана Пиаже.

На рубеже веков членам Американской психологической ассоциации (а число  их превышает сто тысяч) было предложено назвать 100 самых ярких фигур мировой  психологии уходящего столетия. Первенство в получившемся рейтинге патриотичные американцы отдали своему соотечественнику Б.Ф. Скиннер, зато второе место в «золотой сотне» занял швейцарец Пиаже, опередив таким образом даже Фрейда.

      Для  большинства российских психологов  знакомство с Пиаже исчерпывается  несколькими его яркими экспериментами да кочующей из учебника в учебник периодизацией умственного развития. А что же это был за человек, которого психологи всего мира почитают величайшим авторитетом? Каким путем пришел он к своим открытиям, в каких источниках черпал вдохновение?

Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в городе Невшателе. Французский был его родным языком, на нем он всю жизнь говорил и писал, хотя, как всякий образованный европеец, достаточно свободно владел и другими языками.

 Отец Жана, Артур Пиаже, был  профессором местного университета, специалистом по средневековой литературе, а помимо того — увлеченным историком и краеведом. Он оказал большое влияние на интеллектуальное развитие сына, постоянно стимулируя его любознательность. Однако интереса к своему любимому предмету — истории — он у Жана не поощрял, намекая на ненаучность исторических изысканий. Вероятно, не без влияния отца сложился научный стиль Пиаже — скрупулезный подход ко всем деталям исследования, высокие требования к достоверности данных. Не оттого ли выявленные им впоследствии психологические феномены, при всём возможном многообразии их толкований, отвечают самым строгим научным критериям и не подвергаются сомнению даже его критиками?

 Мать Жана, Ребекка, была женщиной  чрезвычайно яркой и интересной, сочетавшей широту кругозора с нетипичными для своего круга политическими идеалами. Отчасти под ее влиянием юный Жан Пиаже отдал дань увлечению политикой в составе молодежного движения христиан-социалистов, но быстро охладел к этой стезе.

15

Не перенял Жан у  матери и ее фанатичную религиозность. Уже в подростковом возрасте он пришел к убеждению, что Бог и сама жизнь во всех ее проявлениях суть одно и то же, а это, надо признать, не очень-то согласуется с церковными доктринами. По мнению Пиаже, жизнь и есть религиозный долг человека, и правильно его исполнить — значит уметь сосредоточиться на главном деле своей жизни. Таким делом для Пиаже была наука.(7)

   Малое, а возможно, даже  и негативное влияние матери  на мальчика может быть объяснено  ее вздорным характером — по  некоторым оценкам, мать Жана была человеком душевно нездоровым. Эта ее психологическая особенность отрицательно влияла на всю атмосферу семейной жизни. Один из биографов Пиаже даже предполагает, что ранний интерес мальчика к естественно-научным наблюдениям хотя бы отчасти мог быть продиктован простым стремлением вырваться из дома и поменьше там бывать. Впрочем, не под влиянием ли неблагоприятной семейной атмосферы и материнского нездоровья возник у Пиаже интерес к психопатологии, удовлетворить который он впоследствии пытался в знаменитой цюрихской клинике Бургхёльцли (здесь он слушал лекции Юнга) и в парижской клинике Сальпетриер, где он также прослушал соответствующий курс лекций.

Не будет преувеличением назвать  юного Жана Пиаже вундеркиндом —  свою первую научную работу он опубликовал в возрасте 10 лет! Ее он выполнил как член Невшательского кружка юных натуралистов, объединявшего в своих рядах преимущественно старшеклассников. Опубликоваться в бюллетене кружка мальчика побудило главным образом стремление к самоутверждению — перед лицом не столько товарищей, сколько директора городского музея естественной истории семидесятилетнего господина Годеля, который не принимал юного натуралиста всерьез и отказывался допустить его в фонды музейной библиотеки.

      Своей цели Жан добился — не только снискал расположение Годеля, но и стал его внештатным помощником, временами получая в оплату своего труда кое-какие интересные экземпляры для своей коллекции. Эта первая научная работа представляла собой небольшой, объемом в одну страничку, отчет о наблюдениях за воробь-

16

ем-альбиносом, которого Жан приметил в местном парке. Значение этой работы для науки не стоит переоценивать, но для начинающего  исследователя это было первым серьезным  шагом по пути научных изысканий.

   Интерес к птицам сменился интересом к моллюскам, который также нашел отражение в нескольких публикациях. На основании этих работ Жану Пиаже было сделано предложение занять место куратора коллекции моллюсков Женевского музея естественной истории. Каково же было изумление администрации, когда выяснилось, что «эксперт» еще ходит в школу!(7)

  Интерес к психологии пробудился  у Пиаже далеко не сразу.  Биолог по образованию (Пиаже окончил Невшательский университет в 1915 г. и в 1918-м стал доктором естественных наук), он не получил никакого формального психологического образования, по крайней мере за всю жизнь не сдал ни одного экзамена по психологии. (Однако вот уже много лет студенты разных стран штудируют его классические труды по возрастной психологии!)

 Первоначально у него возник интерес к психоанализу, однако похоже, что прослушанные на эту тему лекции вполне данный интерес исчерпали.   Не переломил ситуацию и курс дидактического анализа, который молодой Пиаже прошел у нашей соотечественницы Сабины Шпильрейн, личного друга Фрейда и Юнга. Анализ длился восемь месяцев, ежедневно по утрам. Как вспоминал Пиаже много лет спустя, анализ не был ни терапевтическим (особых душевных терзаний он не испытывал), ни учебным (о карьере психоаналитика он не мечтал), а носил преимущественно пропагандистский характер, причем свою роль «пациент» не без иронии сравнивал с положением подопытной морской свинки.

   Пиаже был сильно заинтересован  аналитическим процессом, но испытывал  сомнения по поводу теоретических вопросов. В конце концов Шпильрейн прервала анализ по собственной инициативе, не желая, по словам Пиаже, «тратить по часу в день с человеком, который отказывается проглотить теорию».

Нельзя, однако, сказать, будто общение с Сабиной Шпильрейн  оказалось совершенно бесплодным, анализ помог молодому Пиаже осознать реальный круг своих

17

профессиональных интересов. Его познавательная энергия, до того метавшаяся от систематики моллюсков  до философской эпистемологии, теперь наконец нашла точку приложения. Примечательно, что список психологических работ Пиаже открывается обзорной статьей «Психоанализ и его отношения с психологией ребенка» (1920).

Через год он начинает серию исследований, которые открыли  новую эпоху в психологии развития. Именно в 1921 году — в пору прохождения психоанализа — Пиаже публикует первую свою статью, посвященную развитию речи и мышления ребенка. В эти годы он совершает открытие эгоцентрической речи, которая составляет примерно половину речевой продукции шестилетнего ребенка и нужна ему для расширения внутренних мыслительных задач. В этих ранних работах Пиаже эгоцентрическая речь противопоставляется социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую, позволяя ребенку полноценно общаться с родителями и сверстниками. Эта идея Пиаже, развивавшаяся им во множестве экспериментальных работ на протяжении более чем полувека, завоевала мировое признание.

 Биографы Пиаже  традиционно акцентируют внимание  на ином источнике его научного вдохновения. В 1919 г., приехав в Париж для изучения патопсихологии, Пиаже по приглашению Т. Симона, соавтора знаменитой шкалы Бине–Симона, работал в его лаборатории — в частности, над адаптацией для французских детей тестов интеллекта, разработанных англичанином С. Бёртом. Формально суть этой работы состояла в отслеживании правильных и неправильных ответов детей на те или иные тестовые вопросы. Внимание молодого исследователя привлекла не количественная, а качественная сторона этого процесса. Пиаже стало ясно, что так называемые неправильные ответы детей вызваны не недостатком их ума в сравнении с умом детей более старших либо взрослых, а своеобразием их рассуждений. Экспериментальному изучению этого явления он и вознамерился посвятить свои исследования. (7)

Подобно многим своим  выдающимся коллегам, Пиаже не упустил  блестящей возможности наблюдать процесс познавательного развития ребенка на примере собст

18

венных детей. Приглашенный в 1921 г. в Институт Руссо в Женеве, Пиаже встретил там юную Валентину Шатено, которая вскоре стала его женой. В этом браке родилось трое детей — две дочери и сын, наблюдая развитие которых Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития, изложенной в одной из самых, пожалуй, известных его книг «Речь и мышление ребенка». Именно в полемике с этим трудом сформулировал свою концепцию развития мышления Л.С. Выготский.

   Полемика эта была заочной  — титаны мировой психологии  при жизни никогда не встречались.  Лишь много лет спустя, когда  Выготского давно уже не было  в живых, Пиаже познакомился с его критическими замечаниями и отнесся к ним с пониманием. Ведь, как отметил однажды Дж. Брунер, Пиаже и Выготский не столько противостояли друг другу, сколько друг друга дополняли.

      Через  годы после смерти Пиаже (он  умер в Женеве 17 сентября 1980 г.) он  продолжает оставаться крупнейшим  авторитетом в мировой психологии. На протяжении десятилетий он являлся самым цитируемым психологом, а на пороге нового века авторитетный журнал «Тайм» и вовсе включил его в сотню самых влиятельных личностей столетия. Почетный доктор свыше 30 университетов (включая знаменитые Гарвардский, Кембриджский и др.), лауреат дюжины престижных научных премий, Пиаж возвышается на ландшафте мировой психологии. (7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    19 
1.Понятие интеллекта  и взгляды на его развитие разными учёными.

Наука о психическом  развитии зародилась как ветвь сравнительной  психологии в конце XIX века. Точкой отсчета  для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка», по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.

Многие учёные,  так  или иначе, затрагивали  проблемы развития психики. В этой области работали такие всемирно известные люди, как В. Штерн, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Развитие психики [греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики реализуется в форме филогенеза  и онтогенеза. (3) .

Психика - открытая система  самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму, она имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных элементов системы и их взаимосвязи, так и с точки зрения функционирования системы в целом.( 5).

 Развитие психики можно рассматривать с точки зрения изменений её отдельных элементов, среди которых нас интересует развитие интеллекта. А что же такое интеллект  и от чего зависит уровень его развития?  Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Имеется и множество других определения этого понятия.  Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяют-

                                                                                                                                          4                                                                                                                                     

ся два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий  

мир и как способ регуляции  поведения на основе этого познания. (10)

 Учёных всего мира  всегда интересовали такие вопросы  как; возможность определения интеллекта, причины его различия у разных людей, а также способы его развития. Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды - это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны - гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией. На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и заканчивая физико-химическими воздействиями. ( 1)

 Первые упоминания  о возможности определения интеллекта  у детей относятся к XVI в., когда  испанский ученый Хуан Хуарт  (1530–1589) написал книгу о выявлении детских дарований. Известны также имена французских врачей Жана Эскироля (1772–1840) и Эдуарда Сегена (1812–1880), которые внесли значительный вклад в теорию умственной недостаточности у детей и практику ее изучения. Эскиролю принадлежит первенство в создании классификации умственной отсталости. В отличие от Эскироля, считавшего, что обучать умственно отсталых детей — тратить зря время, Сеген посвятил свою жизнь изучению возможностей развития и обучения детей с умственной недостаточностью и добился выдающихся успехов в этой области. Его методические приемы используются и сейчас, так называемые «доски Сегена».                                                                                              

Далее следует отметить Френсиса Гальтона (1822–1911), являющегося  «отцом-

Информация о работе Концепция развития интеллекта Ж Пиаже.