Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа
Актуальность данной работы объясняется самой природой рассматриваемого предмета. Коммуникативные барьеры не являются лишь однажды решаемой проблемой, они возникают всегда. Поэтому для успешного ведения дел и функционирования как субъекта производства нужно владеть всеми методами по их преодолению.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Особенности делового общения……………………………………………..6
1.1 Основные характеристики деловой коммуникации………………………...6
1.2 Специфика делового общения……………………………………………….7
1.3 Структура делового общения…………………………………………….....10
2. Виды коммуникативных барьеров в деловом общении……………………12
2.1 Барьер «авторитет»…………………………………………………………..12
2.2 Барьер «избегание»………………………………………………………….14
2.3 Барьер «непонимание»………………………………………………………16
3. Способы преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении…21
3.1 Межличностный конфликт как следствие коммуникационных барьеров и способы его преодоления……………………………………………………….21
3.2 Обзор и характеристика методов преодоления барьеров в коммуникации………………………………………………..……………….. 26
3.3 Правила успешного делового общения…………………………………….28
4. «Исследование коммуникативных барьеров в деловом общении в организации ООО «Ольвия»……………………………………………………30
4.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации ООО «Ольвия»…………………………………………………………………...30
4.2 Анализ барьеров коммуникации, имеющих место в деловом общении на предприятии…………………………………………………………………….32
4.3 Предложения по совершенствованию делового общения……………..….38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников ……………...…………………………...48
Приложения…………………………………………..………………………….51
47
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности делового общения……………………………………………..6
1.1 Основные характеристики деловой коммуникации………………………...6
1.2 Специфика делового общения……………………………………………….7
1.3 Структура делового общения…………………………………………….....1
2. Виды коммуникативных барьеров в деловом общении……………………12
2.1 Барьер «авторитет»…………………………………………………
2.2 Барьер «избегание»…………………………………………………
2.3 Барьер «непонимание»……………………………………………
3. Способы преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении…21
3.1 Межличностный конфликт как следствие коммуникационных барьеров и способы его преодоления…………………………………………………
3.2 Обзор и характеристика методов преодоления барьеров в коммуникации………………………………………………
3.3 Правила успешного делового общения…………………………………….28
4. «Исследование коммуникативных барьеров в деловом общении в организации ООО «Ольвия»……………………………………………………30
4.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации ООО «Ольвия»…………………………………………………………
4.2 Анализ барьеров коммуникации, имеющих место в деловом общении на предприятии…………………………………………………
4.3 Предложения по совершенствованию делового общения……………..….38
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ……………...…………………………...48
Приложения…………………………………………..……
Введение
Понятие коммуникации насчитывает достаточно много определений, каждая наука определяет коммуникацию по-своему в контексте своих постулатов. В более широком смысле, коммуникация - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут взаимодействовать, вместе работать, формулировать задачи и решать их. То есть, одно из определений коммуникации – это общение.
В данной работе рассматриваются коммуникативные барьеры в контексте делового общения. Сужения поля исследования необходимо чтобы сделать его более полным, так как представить объект исследования (коммуникативные барьеры) полностью не позволит достаточно малый объём работы.
Выбор темы обусловлен близостью для автора, выражающейся в том, что автор непосредственно является субъектом делового общения в данное время в университете, а в будущем и на месте трудоустройства.
Актуальность данной работы объясняется самой природой рассматриваемого предмета. Коммуникативные барьеры не являются лишь однажды решаемой проблемой, они возникают всегда. Поэтому для успешного ведения дел и функционирования как субъекта производства нужно владеть всеми методами по их преодолению.
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.
В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения.
Объектом исследования является коммуникация в организации ООО «Ольвия».
Предметом исследования являются коммуникативные барьеры, а также способы их преодоления.
Цель данного курсового проекта – определить коммуникативные барьеры в деловом общении и описать способы их преодоления.
В задачи работы входит:
- определить теоретические аспекты делового общения;
- выявить основные виды и формы делового общения;
- проанализировать поведение персонала организации в различных ситуациях делового общения;
- проанализировать методы обучения сотрудников правилам делового общения;
- разработать мероприятия по повышению эффективности в процессе делового общения.
Структура работы включает традиционно три части, а также введение и заключение.
Научным материалом работы являются труды российских и зарубежных исследователей.
1. Особенности делового общения
1.1 Основные характеристики деловой коммуникации
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения. Огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Очевидно, что в деловом общении важную роль играет правильная речь.
Правильная речь - это манера говорить, складывающаяся из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точного подбора слов. Речь - центральный элемент имиджа человека, поскольку воспринимается в совокупности с манерой одеваться, а в телефонном разговоре и вовсе является тем единственным каналом, через который можно внушить собеседнику представление о себе. Голос и используемые выражения - это ещё один компонент образа человека как профессионала.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором процесса производства, бизнеса.
1.2 Специфика делового общения
Если исходить из такого понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает достаточно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения. Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Это определение является достаточно широким, так как под него подпадают такие виды деятельности, как обучение (общность целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление, экзамен, консультация и т.п. Все выше перечисленные ситуации могут характеризоваться в структурном и содержательном планах рядом признаков делового стиля. Более того, в последнее время в связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, а также возрастающей роли бизнеса в общественной жизни любой страны, деловой стиль постоянно и охотно расширяет сферу своего функционирования.
Таким образом, коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Такого рода коммуникация составляет основу деловых отношений как в бизнесе, так и в повседневной жизни, и называется деловой.
Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной (деловая корреспонденция и документация) и устной (деловая речь). Последняя является основой коммуникации в деловом общении.
Однако деловая коммуникация может трактоваться и в более узком смысле - как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере.
Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование языковых средств в деловой речи четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы.
Деловое общение, как в своей письменной (деловая корреспонденция и документация), так и устной (деловая речь) формах отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана, и тогда мы говорим о речевом этикете, так и общеповеденческого (деловой этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.
Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм ее проявления. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация.
Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество «хорошей» речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи - это соблюдение лексических норм.
Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)
Логичность - это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.
Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.
Богатство - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.
Уместность - это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.
Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Одной из функций деловой беседы является поддержание деловых контактов и стимулирование деловой активности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров.
1.3 Структура делового общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В общении выделяются три функции:
- информационно-коммуникативная;