Коммуникативные барьеры в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучить коммуникативные барьеры.
Задачи исследования: 1) Рассмотреть теоретические аспекты возникновения коммуникативных барьеров: понятие, классификация, основные причины возникновения.
2) Провести методики на выявление коммуникативных и организаторских способностей, помех в установлении эмоциональных контактов и самоконтроль в общении.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Актуальность. Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно же, огромное количество контактов, в кото­рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол­нения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

В последние годы многие предприятия и организации получили право непосредственного выхода на внешний рынок, что заставляет фиксировать внимание на особенностях общения, связанных с этническими особенностями.

В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы не совершать ошибок, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.

Именно по этому актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Правильная речь – это манера говорить, складывающаяся из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точного подбора слов. Речь – центральный элемент имиджа делового человека, поскольку воспринимается в совокупности с манерой одеваться, а в телефонном разговоре и вовсе является тем единственным каналом, через который можно внушить собеседнику представление о себе. Голос и используемые выражения – это ещё один компонент образа делового человека как профессионала

Разработанность. На сегодняшний день существует большое количество работ, в которых описываются факторы, снижающие эффективность общения. В отечественной и зарубежной психологии к таким работам относятся труды Г.М. Андреевой, Б.Г. Ананьева, Э. Берна, A.A. Бодалева, A.A. Брудного, Г. Гибша,

A.П. Егидеса, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Е.А. Орловой, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина, Л.А. Петровской, К. Роджерса.

Цель исследования. Изучить коммуникативные барьеры.

Задачи исследования: 1) Рассмотреть теоретические аспекты возникновения коммуникативных барьеров: понятие, классификация, основные причины возникновения.

2) Провести методики на выявление коммуникативных  и организаторских способностей, помех в установлении эмоциональных контактов и самоконтроль в общении.

3) На основе проведенных методик сделать анализ результатов исследования.

Гипотеза исследования. Наличие ( отсутствие) коммуникативных барьеров обуславливает уровень развития коммуникативной способности, наличие самоконтроля и помех в установлении эмоциональных контактов и самоконтроль в общении.

Предмет исследования. Предметом исследования являются коммуникативные барьеры.

Объект исследования. В исследовании участвовали студенты Волжского Филиала Московского Автомобильно-дорожного Государственного Технического Университета: 15 девушек и 15 юношей.

Методы исследования. Мною были использованы : Методика Снайдера «Самоконтроль в общении»; Методика Бойко на выявление помех в установлении эмоциональных контактов; коммуникаторские и оргнанизаторские склонности.

Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть применены руководителем в организации

Апробация работы. С результатами данной работы были ознакомлены студенты Волжского Филиала Московского Автомобильно-дорожного Государственного Технического Университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 


Глава 1. Теоретические аспекты возникновения коммуникативных барьеров в общении.

1.1.           Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения.

          Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.

           Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.

       В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или барьеры.

        Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению.

        При диалоге людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.

         В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

 

Условно можно выделить следующие причины возникновения барьеров в коммуникациях:

1)Сложность содержания сообщения (связанные с речью, словами, жестами, телодвижениями);

2) Непривычность и сложность формы сообщения;

3) Проблемы со средствами передачи сообщения;

4)  Плохая обратная связь;

5) Запаздывание информации и другие.


1.2 Классификация коммуникационных барьеров в общении

     Преграды существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.

    Межличностные барьеры.

К ним относят:

- Барьеры восприятия;

- Семантические барьеры;

- Невербальные преграды;

- Плохая обратная связь;

-  Неумение слушать.

Сложные (смешанные) межличностные барьеры:

-    Барьер «авторитет»

-   Барьер «избегание»

- Барьер «непонимание»

-  Барьер «логическое непонимание»

       Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. Этот процесс заключается в том, что информация, полученная из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный порядок и систематизируется [8, с. 67]. Восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные каналы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а только ту, которая имеет для него специальное значение. Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими, в силу избирательности, идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями.

    Семантические барьеры. Целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, служащей предметом общения, то есть сообщения. Вступая в контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.

     Рассмотрим использование вербальных символов – слов. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен, что другое лицо припишет то же значение символу, которое придано отправителем. Семантические барьеры могут создавать особо сильные коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднять обмен информацией.

       Невербальные преграды. Хотя вербальные символы (слова) – основное средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, часто используются невербальные символы – жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т. д. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация, модуляция голоса, плавность речи, паузы и т. д. К невербальным преградам можно отнести также культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцев означает «нет», а во многих других странах – согласие).

        Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Нужно добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы соответствовали сообщаемой идее.

         Плохая обратная связь. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.

         Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.

 

       Сложные (смешанные) межличностные барьеры. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех сложных коммуникативных барьеров:

           «авторитет»;

      «избегание»;

      «непонимание».

         Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.

         Барьер «авторитет».

         Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.

        Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов[15]: -социального положения   статуса)                  привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);

- доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);

-  компетентности;

-  искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

При возникновении данного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать) и невербальные преграды.

 

Барьер «избегание» Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Информация о работе Коммуникативные барьеры в общении