Коммуникативная профессиограмма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:38, доклад

Описание работы

Понятие «коммуникативная профессиограмма» появилось в отечественном арсенале кадровых понятий совсем недавно (см. книгу Колтуновой М. В. «Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет» — М., 2005).
Борьба за потребителя и необходимость владения современными методами мотивации персонала обусловили новый подход к требованиям коммуникативной компетентности.
Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетенция включает направленность и способность к общению (сотрудничество, командную ориентацию, навыки разрешения конфликтов, проведение совещаний, переговоров

Работа содержит 1 файл

Понятие.docx

— 20.08 Кб (Скачать)

Понятие «коммуникативная профессиограмма» появилось в отечественном арсенале кадровых понятий совсем недавно (см. книгу Колтуновой М. В. «Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет» — М., 2005).

Борьба  за потребителя и необходимость  владения современными методами мотивации  персонала обусловили новый подход к требованиям коммуникативной  компетентности.

Понятие коммуникативной  компетентности 

  Коммуникативная компетенция включает направленность и способность  к общению (сотрудничество, командную ориентацию, навыки разрешения конфликтов, проведение совещаний, переговоров

«Социальная психология»  рассматривает общение  через 3 основные стороны, эти стороны  общения  являются основными составляющими  коммуникативной компетенции менеджера:

1)социально-перцепривная  сторона (восприятие и познание  людьми друг друга)

2)интерактивная   сторона общения – общение,  связанное с взаимодействием   с другими людьми

3)коммуникативная   сторона общения – передача, приём   информации

Структура коммуникативной  компетентности.

Включает когнитивный, поведенческий, мотивационный и личностный компоненты. Также подразумевает  свободное владение вербальными  и невербальными средствами общения  и высокую степень ситуативной  адаптивности.

Коммуникативная компетентность рассматривается как  система внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного  взаимодействия.

 Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

Давать  социально-психологический прогноз  коммуникативной ситуации, в которой  предстоит общаться;

Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

 

Отсутствие  каких-либо профессиональных коммуникативных  навыков у руководителя реально  представляет собой угрозу эффективности  бизнеса. В каждом разделе коммуникативной профессиограммы выделяются ключевые навыки. Владение такими навыками стало рассматриваться как необходимая составляющая общей профессиональной подготовки.

К важнейшим видам организационной  коммуникативной деятельности менеджера, мы относим стратегическое видение коммуникационных процессов, планирование, инструктаж, инспирирование, консалтинг, медиацию, администрирование, фасилитацию, модераторство, профессиональное владение тактиками и приемами переговорного процесса , особенно жанра представительских переговоров, знание правил статусного общения, делового этикета и составления документов различной направленности.

Коммуникативные  процессы: эмпатия,  идентификация, атрибуция,  аттракция, рефлексия

Эмпатия – сопереживание (греч) – особый способ понимания другого человека, основанный не на его рациональном осмыслении, а на эмоциональном понимании.

Идентификация – процесс уподобления себя другому. Человек должен поставить себя на место другого человека.

Атрибуция – (причинное  приписывание) – процесс причинного объяснения поступков, мыслей, высказываний других людей. Атрибуция позволяет  перейти от восприятия информации к  её осмыслению.

Аттракция -  процесс, обеспечивающий формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку. Аттракция – привлечение, притягивание. Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению

К тактическим  коммуникативным навыкам относится  умение планировать и регулировать общение с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами и представителями  власти. Для этого необходимо владеть навыками регулирования и структурирования делового общения, т. е. тактиками резюмирования, перефразирования, тезирования, дефинирования, вербализации письменной информации. Все эти речевые тактики помогают приблизить устную деловую речь к письменной по степени необходимого качества точности, которому должна соответствовать деловая речь.

Важнейшим коммуникативным навыкам топ-менеджера  является умение урегулировать конфликты, общаться с подчиненными для примирения конфронтационных позиций. Не менее  важным является умение топ-менеджера  настраивать людей на труд, разъяснять свою позицию подчиненным. Быть не просто убедительным, но убедительным для  определенной целевой группы. Навыки инструктажа, консультирования, объяснения целей — также важнейшие коммуникативные  навыки управленца высокого уровня.

К важнейшим коммуникативным навыкам  в маркетинговой деятельности относятся: навыки стратегического планирования, владения аналитическими жанрами документации (бизнес-план, план-маркетинг, план-дизайн, аналитическая записка и т. д.), технологиями информационного продвижения  продукта (препресс, пресейл, реклама, презентация, демонстрация, устное выступление), включающее владение новейшими информационными технологиями, отчетными информационными жанрами пресс-релиза и бэкграундера, составление деловых писем (информационных, рекламных), развитием и редактированием web-контента.

Организационные и маркетинговые коммуникации включают в качестве базовых знаний и умений техники делового межличностного общения  во всех его разновидностях. Это  лишь основные коммуникативные навыки и умения, без владения которыми нет и не может быть квалифицированного управленца, профессионального менеджера.

Уметь ставить коммуникативные цели и  реализовывать их, мыслить стратегически, то есть в совершенстве владеть «формулированием»  мысли, вербализацией идей, уметь  убеждать и оказывать влияние, «заражать» своими настроениями и отношением к  делу, владение навыками и тактиками  эффективного и продуктивного общения  — это глубинные характеристики коммуникативной профессограммы топ-менеджера.

Коммуникативные  явления: заражение,  внушение, убеждение,  подражание 

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне.

Внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичности восприятия им информации и её реализации в действие; с отсутствием целенаправленного и активного её понимания, логического анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Эффективность внушения зависит от авторитета внушающего, а также от прошлого опыта того, кому внушают.

Убеждение –  процесс воздействия, при котором  осуществляется упор на рациональность и логику, отсутствует передача эмоционального состояния. Убеждение простроено на том, чтобы с помощью логических, рациональных обоснований добиться добровольного и осознаваемого  согласия от человека, принимающего информацию.

Подражание – следование какому-либо примеру. Для подражания характерно не только принятие информации, черт, формы поведения, но и активное воспроизводство. Подражание: логическое, внелогическое; внутреннее, внешнее; мода, обычай; внутреннее, межгрупповое. Подражание – одна из форм давления группы (организации) на индивида. Подражание является механизмом конформного поведения. 

Работа  с коммуникативными профессиограммами сотрудников является основой для выстраивания коммуникационных схем и планирования коммуникаций. Она начинается с выяснения круга оперативных задач, решаемых тем или иным сотрудником, и компетенций, обеспечивающих успешное решение этих задач (из книги «Коммуникационный менеджмент организации»).


Информация о работе Коммуникативная профессиограмма