Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:38, доклад
Понятие «коммуникативная профессиограмма» появилось в отечественном арсенале кадровых понятий совсем недавно (см. книгу Колтуновой М. В. «Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет» — М., 2005).
Борьба за потребителя и необходимость владения современными методами мотивации персонала обусловили новый подход к требованиям коммуникативной компетентности.
Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетенция включает направленность и способность к общению (сотрудничество, командную ориентацию, навыки разрешения конфликтов, проведение совещаний, переговоров
Понятие «коммуникативная профессиограмма» появилось в отечественном арсенале кадровых понятий совсем недавно (см. книгу Колтуновой М. В. «Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет» — М., 2005).
Борьба за потребителя и необходимость владения современными методами мотивации персонала обусловили новый подход к требованиям коммуникативной компетентности.
Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетенция включает направленность и способность к общению (сотрудничество, командную ориентацию, навыки разрешения конфликтов, проведение совещаний, переговоров
«Социальная
психология» рассматривает общение
через 3 основные стороны, эти стороны
общения являются основными составляющими
коммуникативной компетенции
1)социально-перцепривная сторона (восприятие и познание людьми друг друга)
2)интерактивная сторона общения – общение, связанное с взаимодействием с другими людьми
3)коммуникативная сторона общения – передача, приём информации
Структура коммуникативной компетентности.
Включает когнитивный, поведенческий, мотивационный и личностный компоненты. Также подразумевает свободное владение вербальными и невербальными средствами общения и высокую степень ситуативной адаптивности.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
Давать
социально-психологический
Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
Отсутствие каких-либо профессиональных коммуникативных навыков у руководителя реально представляет собой угрозу эффективности бизнеса. В каждом разделе коммуникативной профессиограммы выделяются ключевые навыки. Владение такими навыками стало рассматриваться как необходимая составляющая общей профессиональной подготовки.
К
важнейшим видам
Коммуникативные процессы: эмпатия, идентификация, атрибуция, аттракция, рефлексия
Эмпатия – сопереживание (греч) – особый способ понимания другого человека, основанный не на его рациональном осмыслении, а на эмоциональном понимании.
Идентификация – процесс уподобления себя другому. Человек должен поставить себя на место другого человека.
Атрибуция – (причинное приписывание) – процесс причинного объяснения поступков, мыслей, высказываний других людей. Атрибуция позволяет перейти от восприятия информации к её осмыслению.
Аттракция - процесс, обеспечивающий формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку. Аттракция – привлечение, притягивание. Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению
К тактическим
коммуникативным навыкам
Важнейшим
коммуникативным навыкам топ-
К
важнейшим коммуникативным
Организационные и маркетинговые коммуникации включают в качестве базовых знаний и умений техники делового межличностного общения во всех его разновидностях. Это лишь основные коммуникативные навыки и умения, без владения которыми нет и не может быть квалифицированного управленца, профессионального менеджера.
Уметь ставить коммуникативные цели и реализовывать их, мыслить стратегически, то есть в совершенстве владеть «формулированием» мысли, вербализацией идей, уметь убеждать и оказывать влияние, «заражать» своими настроениями и отношением к делу, владение навыками и тактиками эффективного и продуктивного общения — это глубинные характеристики коммуникативной профессограммы топ-менеджера.
Коммуникативные явления: заражение, внушение, убеждение, подражание
Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне.
Внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичности восприятия им информации и её реализации в действие; с отсутствием целенаправленного и активного её понимания, логического анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Эффективность внушения зависит от авторитета внушающего, а также от прошлого опыта того, кому внушают.
Убеждение – процесс воздействия, при котором осуществляется упор на рациональность и логику, отсутствует передача эмоционального состояния. Убеждение простроено на том, чтобы с помощью логических, рациональных обоснований добиться добровольного и осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию.
Подражание – следование какому-либо примеру. Для подражания характерно не только принятие информации, черт, формы поведения, но и активное воспроизводство. Подражание: логическое, внелогическое; внутреннее, внешнее; мода, обычай; внутреннее, межгрупповое. Подражание – одна из форм давления группы (организации) на индивида. Подражание является механизмом конформного поведения.
Работа с коммуникативными профессиограммами сотрудников является основой для выстраивания коммуникационных схем и планирования коммуникаций. Она начинается с выяснения круга оперативных задач, решаемых тем или иным сотрудником, и компетенций, обеспечивающих успешное решение этих задач (из книги «Коммуникационный менеджмент организации»).