Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:24, реферат
Руководитель организации для успешной и эффективной деятельности предприятия должен знать психологический термин командное руководство и принципы командного руководств. Принципы командного руководства состоят из следующих компонентов:
• Что такое руководство
• Цели руководства
• Процесс управления
• Стиль руководства
• Роли руководителей
• Качества руководителя
• Роль опыта
• Роль личности
Главная цель лидеров – достижение поставленной задачи с помощью своих групп. Для осуществления этой цели у лидеров есть три основных задачи:
1. Создать коллектив
и добиться кооперирования
2. Привести группы в действие для достижения оговоренных задач.
3. Использовать навыки,
энергию и таланты команд
Опытный менеджер-лидер действует по определенному плану:
• определяет четкие цели, стоящие перед коллективом;
• организует членов коллектива на решение стоящих перед предприятием проблем;
• регулярно обсуждает ход выполнения работы;
• всячески поощряет инициативу и творчество;
• приветствует открытость в общении между людьми;
• делегирует подчиненным полномочия;
• регулярно контролирует подчиненных и совместно с ними работает над исправлением ошибок.
Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к нему людей. Доверие приобретается высоким профессионализмом и уважением к людям.
Качества лидера – наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.
Отметим ряд качеств лидера, определяющих его способность эффективно управлять:
• Стремление к достижению цели. Настоящий лидер тратит большие усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энергичен и настойчив.
• Желание быть лидером. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность.
• Честность. Лидер умеет строить отношения с подчиненными на основе взаимного доверия.
• Уверенность в себе. Лидеры должны демонстрировать уверенность в себе, чтобы убедить других в своей правоте.
• Интеллектуальный потенциал. Лидеры должны обладать высоким уровнем интеллекта, чтобы уметь собирать и обрабатывать большие объемы информации. Они должны уметь строить долгосрочные планы и принимать правильные решения.
• Навыки и знания. Эффективный лидер знает свою отрасль и компанию. Это позволяет ему принимать правильные решения и понимать их последствия.
• Обратная связь. Лидер постоянно требует ответной реакции на свои указания и просьбы, чтобы убедиться, что подчиненные его правильно поняли.
• Контроль над эмоциями. Лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.
• Проницательность – это способность лидера реально представлять себе будущее, что требует богатого воображения.
• Упорство. Лидер не должен сгибаться под тяжестью проблем и поражений.
• Энтузиазм. Это качество заставляет подчиненных участвовать в инициативах лидера, превращаясь в его искренних союзников.
• Самопознание. Лидер должен досконально разбираться в своих человеческих качествах.
• Прямота – умение беспристрастно излагать правду. Лидер уверен в своей правоте и старается не лгать.
• Зрелость – это способность с благодарность воспринимать критику как источник роста. Лидер не ожидает к себе особого отношения других людей. Он обладает способностью приспосабливаться к обстоятельствам, мужественно переживает поражения и неудачи.
• Цельность – твердые морально-этические взгляды, которых лидер старается придерживаться постоянно. Это качество вызывает у окружающих доверие к нему.
• Смелость – не боязнь рисковать, и относится к ошибкам как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний.
Лидер должен обладать интеллектом, позитивным отношением и сочетать в себе такие качества, как смелость, трезвость и здравый смысл. Успешные лидеры совершенствуют природные данные по мере приобретения опыта и развития широкого ряда навыков, которыми им необходимы.Дальновидные лидеры обладают даром создавать или преобразовывать организации для достижения успеха. Они способны представить, какой организация должна стать в дальнейшем и чего необходимо добиться, чтобы это представление было осуществлено. По словам Тома Петерса: «Дальновидность и ее каждодневная последовательная поддержка руководителями – это морской якорь, основа для того, чтобы люди не разбежались, когда волны швыряют корабль вверх и вниз».Лидеров можно разделить на основании присущих им качеств, факторов успеха и индивидуальных черт.
Типы лидеров:
1. Харизматический / нехаризматический. Харизматические лидеры полагаются на свою ауру, свою известность и свою возможность вдохновлять. Все эти характеристики являются врожденными, тем не менее, некоторый опыт может научить тому, как лучше всего себя подать. Нехаризматические лидеры в основном полагаются на способность производить впечатление своей мягкой доверительностью, своим спокойствием и аналитическими подходами к решению проблемы.
2. Автократический / демократический. Автократические лидеры навязывают свои решения и стремятся окружать себя поддакивающими людьми. Они пользуются своим положением, дабы оказывать давление на людей с тем, чтобы они делали, что им приказано. Лидеры-демократы поощряют людей, чтобы они сами включались в процесс вынесения решений и участвовали в нем. Они изо всех сил стараются использовать свой авторитет для достижения результатов, однако больше полагаются на способность убеждать, чем на власть, даваемую положением.
3.Дальновидный контролер-манипулятор. Первые вдохновляют людей своим видением будущего. Вторые озабочены в основном деятельностью внутри системы.
4. Дельцы преобразователи. Лидеры-дельцы во главу угла ставят выгоды. Преобразующие лидеры побуждают других стремиться к целям высшего порядка вместо сиюминутных интересов.
Лидеры выполняют две основные роли. Они должны:
1. Добиваться выполнения
задачи – это то, зачем существует
его команда. Роль лидера –
обеспечить достижение цели
2. Поддерживать эффективные взаимоотношения – между самими лидерами и членами их групп и внутри самих групп. Эти взаимоотношения эффективны, если они направлены на достижение поставленной задачи. Их можно разделить на те, которые связаны с командой, ее моральным духом, чувством общности задачи, и те, которые связаны с отдельными работниками и их побудительными мотивами. Теоретик менеджмента Джон Адейр считает, что эти требования лучше всего проявляются в виде трех типов потребностей, для удовлетворения которых и нужны лидеры:
Потребности лидерства:
Эти три потребности связаны между собой и графически могут быть представлены в виде трех перекрывающихся кругов.Тип лидерства и успех лидера в большей степени зависят от ситуации, способности ее понимать и действовать соответственным образом. Ситуация включает в себя: содержание поставленной задачи, влияние организации, уровень неопределенности и структуру ситуации, работающих в группе людей и авторитет лидера. Мы определили лидерство важнейшим фактором обеспечения организационной эффективности. Лидерство в группе может нести в себе две главные функции – позитивную и негативную. Позитивная позволяет мобилизовать ресурсы организации, обеспечивает максимальная эффективность в работе и жизни, вдохновляет сотрудников. Негативная – лидерство часто мешает другим людям «создавать» самих себя. Авторитет лидера «давит».Лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Исследователь лидерства Д. Мак-Грегор считает, что поведение руководителя определяется его взглядами на подчиненных и природу власти. Эти взгляды могут быть по типу Х и по типу У. Именно они определяют и стиль лидерства. Взгляды руководителя по типу Х следующие: человек ленив, хитер, эгоистичен, желает «поменьше дать и побольше взять», склонен к принуждению. К нему необходимо применять авторитарный стиль руководства. Взгляды руководителя по типу У противоположные: человек по своей природе творец, в благоприятных условиях склонен брать ответственность на себя, может разумно рисковать. Необходимо дать ему свободу и применять к нему либеральные методы воздействия.
Теперь рассмотрим ситуационные модели лидерства.
Главные подходы, основанные на ситуационности лидерства, следующие:
• континуум лидерского поведения Р. Танненбаума – У. Шмидта,
• ситуационная модель Ф.Фидлера,
• ситуационная модель П.Херсея и К.Бланшарда,
• модель «путь – цель» Т. Митчелла и Р. Хауса,
• модель Д. Стинсона – Т. Джонсона,
• модель принятия решений В. Врума – Д. Йеттона – А. Яго.
В качестве примера рассмотрим модель «путь – цель» Т. Митчелла и Р. Хауса.
Эффективный лидер по этой модели – тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим их к желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в прямой связи степени усилий и размера вознаграждения) поддерживается оптимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:
• директивный (объясняю, что и как делать; говорю, что и когда должно быть выполнено, какое будет вознаграждение; разъясняю путь к вознаграждению);
• поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);
• ориентированный на достижения (установление не просто достижимых, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этих целей);
• участвующий (совещания с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).
На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:
• качества подчиненных (вера в предсказуемость результатов – в связь между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);
• организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы).
Например, когда задачи и цели неясны руководителю, выгодно использовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентированный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен директивный стиль. Высокострукторированное задание не требует от лидера крайне директивного стиля.