Коллектив и психологические способы установления контактов между людьми в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Коллектив – это, чаще всего, контактная группа, трудовое или творческое объединение, в котором люди находятся в непосредственном деловом общении.

Содержание

Введение 3
1. Общение в коллективе 3
2. Межличностные отношения в коллективе 4
3. Внешний облик личности и физиогномическая редукция 4
4. Идентификация и рефлексия 6
5. Казуальная атрибуция 8
6. Социальная категоризация и межгрупповая дискриминация 9
7. Стереотипизация 11
8. Межличностная аттракция 13
9. О предубеждениях 14
10. Терпимое отношение к слабостям людей 15
Заключение 17
Библиография 18

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с теорией самокатегоризации  процесс становления социальной идентичности содержит в себе три  последовательных когнитивных процесса.

     Во-первых, индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (так, в Я-концепцию каждого из нас входит представление о себе как о мужчине или женщине определенного социального статуса, национальности, вероисповедания, имеющего или не имеющего отношения к различным социальным организациям, и прочее).

     Во-вторых, человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные (процесс социального взросления и состоит, по сути, в апробации различных вариантов поведения и выяснения, какие из них являются специфическими для собственной социальной категории: так, например, кризис подросткового возраста потому во многом и воспринимается как кризис, что хотя самоопределение подростка в тех или иных социальных категориях уже произошло, самих форм социального поведения, данный факт подтверждающих, наблюдается еще не так уж много).

     Наконец, в-третьих, процесс становления социальной идентичности завершается тем, что  человек приписывает себе усвоенные  нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения (так, мы не только определяем себя в рамках тех или иных социальных категорий, не только знаем и умеем вести себя соответственно им, но и внутренне, эмоционально идентифицируемся со своими группами принадлежности).

     Межгрупповая  дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – установление различий между собственной и другой группами. Нередко этот процесс приобретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную межгрупповому восприятию в целом. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Наиболее распространенным результатом межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы, хотя достаточно часты и примеры обратной тенденции, то есть установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Следует различать межгрупповую дискриминацию как психологическое явление, в основе которого лежат когнитивные механизмы установления тождества и различия, и межгрупповую дискриминацию как социальное явление, которое, вопреки утверждениям ряда зарубежных авторов, обусловливается не психологическими, а социальными, экономическими, политическими и другими факторами.

  1. Стереотипизация

     Впервые термин социальный стереотип" был  введен У. Липпманом в 1922 г., и для  него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью  и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ("все учительницы назидательны", "все бухгалтеры – педанты" и т.д.). Здесь проявляется тенденция "извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

     Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга  может привести к двум различным  следствиям. С одной стороны к  определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно  несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы

  1. Межличностная аттракция

     Особый  круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических  эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

     Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого  человека, в которой преобладает  эмоциональный компонент, когда  этот "другой" оценивается преимущественно  в категориях, свойственных аффективным  оценкам.

     Выделены  различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

     Исследование  аттракции в контексте групповой  деятельности открывает широкую  перспективу для новой интерпретации  функций аттракции, в частности  функции эмоциональной регуляции  межличностных отношений в группе. 

  1. О предубеждениях

     Предубеждения как установка, что препятствует адекватному восприятие сообщения  или действия, усиливает деструктивное взаимодействие. Обычно человек не понимает или не желает понимать, что он предвзято относится к партнеру и рассматривает свое отношение к нему как следствие объективной оценки определенных фактов или поступков. Нередко предубеждения используется индивидом для оправдания собственных действий в отношении другого индивида. Человек, который находится под влиянием предубеждения, может сознательно осуждать другого человека, неоправданно негативно к нему относиться. Речь идет о том, что до того, кто не нравится, индивид допускает и применяет дискриминацию (неоправданно негативное поведение) или в крайних проявлениях – расизм (индивидуальная предубеждений установка и дискриминационные поведение по отношению к людям определенной расы) или сексизм (индивидуальная установка в отношении представителей того или другого пола).

     Итак, предубеждения и дискриминация идут рядом и взаимно поддерживаются: дискриминация поддерживает предвзятое отношение, а предубеждения одобряет дискриминацию. Социальные источники предубеждений кроются в непосредственном межличностном взаимодействии. В частности, управленческое взаимодействие создает основу для предубеждений, ведь нередко руководители считают своих коллег или подчиненных более безответственным, ленивыми, чем те на самом деле. Доказано, что установка предубеждений сильнее у тех лиц, которые имеют невысокий социальный статус или чье положение резко ухудшилось. Неравный статус также способствует предвзятому отношению к другому. Фрустрация, агрессия, авторитаризм усиливают предвзятое отношение к партнеру по взаимодействию. Даже сам процесс мышления (категоризация, обобщение, упрощение и т.п.) вызывает предубеждение. Хотя бороться с предубеждением трудно, ведь против них не действуют простые средства. Все-таки с целью ослабления предвзятого отношения к другому партнеру по взаимодействию психологи предлагают применять определенные противодействия: создание ситуации сотрудничества в противовес дискриминации; улучшение условий для уравнивания статуса; пропаганда социокультурных моделей межрасовой гармонии и др.

  1.   Терпимое отношение к слабостям людей

     Необходимое условие успешного общения – терпимое отношение к слабостям коллег и подчиненных, если, конечно, эти слабости не мешают общему делу. В каждом коллективе подчиненные и начальники разного возраста, с разными привычками, характером, с неодинаковым жизненным опытом. Нет никакой необходимости подгонять всех под единый шаблон. Тем более недопустимы насмешки над кем-либо. Они вызывают неприязнь к острословам и к руководителю, если он допущенные колкости не пресекает, мешают формированию подлинно товарищеских отношений в коллективе.

     Конечно, управлять коллективом, члены которого как две капли воды были бы похожи друг не друга, значительно легче. Но таких коллективов нет. Желание понять подчиненного, разумная терпимость к нему – мощное средство для формирования доброжелательного общения.

     Здесь нельзя впадать в крайность и  закрывать глаза на кажущиеся поначалу незначительными проступки подчиненных, мешающие нормальной работе, и на те, что он может исправить – отсутствие пунктуальности, бестактность, невыполнение поручения-просьбы и т.п. – в искренней надежде, что члены коллектива, благодаря дружеским отношениям с начальником, не допустят более серьезных нарушений. Это мнение – глубокое заблуждение. Большое число нарушений дисциплины, отсутствие порядка позволяет уверенно сказать: они произошли потому, что раньше не пресекались «несерьезные» проступки. Низкая требовательность неизбежно ведет к нарушениям дисциплины, а также межличностных контактов «начальник – подчиненный». Контакты нарушаются и тогда, когда руководитель не может объективно оценить подчиненного и правильно вести себя в случаях нарушения дисциплины.

 

Заключение

     Коллектив, это группа людей, которые работают с одной целью. Для полноценной  работы коллектива, между его участниками  должны быть налаженные отношения.

     Создание  отношений – это половина дела. Эти отношения нужно еще сохранить. Для этого требуется терпение со стороны партнеров по общению, особенно при возникновении разногласий по некоторым вопросам, сдержанность и уступчивость, терпимое отношение к маленьким слабостям партнеров, если они не мешают общему делу. Нужно учитывать, что коллективы включают в себя людей разного возраста и уровня образования, у которых различные интересы и увлечения, привычки, характер, жизненный опыт. Нельзя подгонять всех под один шаблон, искусственно создавать ценностно-ориентировочное единство в отношении факторов, не имеющих отношения к общей деятельности. Тем более недопустимы насмешки над привычками и традициями членов коллектива разных национальностей. 

 

Библиография

 
  1. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии, 1985. – № 3.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – 3-е изд. – М.: Наука, 1994.
  3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с. (Серия «Библиотека студента»).
  5. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //Вопросы психологии, 2001. - № 1.

Информация о работе Коллектив и психологические способы установления контактов между людьми в коллективе