Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:45, контрольная работа
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Коллектив – это, чаще всего, контактная группа, трудовое или творческое объединение, в котором люди находятся в непосредственном деловом общении.
Введение 3
1. Общение в коллективе 3
2. Межличностные отношения в коллективе 4
3. Внешний облик личности и физиогномическая редукция 4
4. Идентификация и рефлексия 6
5. Казуальная атрибуция 8
6. Социальная категоризация и межгрупповая дискриминация 9
7. Стереотипизация 11
8. Межличностная аттракция 13
9. О предубеждениях 14
10. Терпимое отношение к слабостям людей 15
Заключение 17
Библиография 18
Негосударственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ
НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Воскресенский
филиал
Кафедра
педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Психологические способы
установления контактов между людьми»
Тема: Коллектив
и психологические способы установления
контактов между людьми в коллективе.
студентки V курса
специальности педагог-психолог
заочной формы обучения
группы П07
Артамоновой
Ирины Анатольевны
Преподаватель: к. пс. н., доцент Соина И.А.
Проверил: . . . . . . . . . . . . .
«___»_________________ г.
Воскресенск, 2011
В ходе совместной деятельности люди практически всегда вступают в социальные общности – группы. Группой принято называть определенное объединение людей.
Следует отметить, что группа – более широкое понятие, чем коллектив. При этом не всякая может рассматриваться в качестве коллектива. Принято считать, что малые социальные группы классифицируются в зависимости от уровня развития и социальной направленности. Наиболее известные разновидности – ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
В данной контрольной работе стоит задача рассмотреть именно коллектив и психологические способы установления контактов в коллективе.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Коллектив – это, чаще всего, контактная группа, трудовое или творческое объединение, в котором люди находятся в непосредственном деловом общении.
Коллектив, это группа людей, которые работают с одной целью. Для полноценной работы коллектива, между его участниками должны быть налаженные отношения. Как бы, не были, налажены отношения в коллективе, очень большую роль играет общение, которое предполагает не только передачу эмоций, а в большей степени передачу информации. Для поддержания хороших отношений в коллективе, самым лучшим рычагом выступает общение, которое необходимо для нормального психологического климата в коллективе, и его продуктивной работы.
Коллективное влияние играет большую роль для формирования личности, то, как вы зарекомендуете себя в коллективе, сыграет тоже не последнюю роль в развитии вашей карьеры. Поэтому необходимо найти общий язык в коллективе, научится говорить и слушать
Отношения в коллективе бывают формальными, неформальными и непринужденными, не смотря на то какие отношения будет в вашем коллективе, жизненной необходимостью любого человека есть общение с себе подобными. Потребности есть источники жизненной активности человека, с помощью мотивации пробуждают его к действию. Общение выступает одной из форм потребностей, возникает между субъектами в процессе деятельности. Во время общения и других человеческих контактов, возникают межличностные отношения, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей. У человека возникают разные потребности: биологические, социальные, духовные. Во всех случаях удовлетворяя эти потребности, человек обеспечивает себе нормальную жизнь. Первых, два вида потребностей присущи всем особям живой природы, тогда когда третий вид, духовные потребности, присущ только человеку.
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем. Этот этап очень важен, поскольку первое впечатление о человеке бывает сильнее, чем последующие. По крайней мере, оно может сохраняться очень долго.
Внешние признаки включают в себя облик человека, его одежду и манеры держаться, говорить, совершаемые поступки. При этом одни люди склонны в большей мере опираться при восприятии человека на внешний вид, другие – на поведение и особенности личности. Это определяет широту приписывания партнеру по общению тех или иных характеристик: в первом случае сфера приписывания ограничена, во втором случае открывается простор для воображения.
Приписывание
связано с тем, что при первом
восприятии нового человека партнеру
не хватает информации, чтобы составить
о нем мнение, поэтому он вынужден домысливать.
Физиогномическая редукция как механизм социального восприятия обусловливает сведение психологических оценок личности к внешне наблюдаемым особенностям его внешности и прежде всего лица. Физиогномическая редукция (от греч. physis природа + gnomon знающий и лат. reductio возвращение) – это понятие предложил В.С.Агеев, феномен социального восприятия основан на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности. Их источником выступает процесс активного присвоения индивидом в его онтогенезе исторического опыта народа, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры, в том числе в традициях, обычаях, фольклоре. При применении этих эталонов к представителям других культур могут вести к неадекватным суждениям1.
Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.
Термин "идентификация", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения2.
Идентификация – это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных их норм, ценностей, образцов... Во-вторых, идентификация – представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями... В-третьих, идентификация – это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению его личностных смыслов3. Что касается групповой идентификации, то степень ее выраженности и "знак" порождаемой ею поведенческой активности служат одним и важнейших показателей характера межличностных отношений и уровня социально-психологического развития группы. В группах высокого уровня социально-психологического развития групповая идентификация приобретает характер идентификации коллективистской.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
Изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.
Одним из основных понятий этой теории является понятие социальной категоризации.
Социальная категоризация – это когнитивный процесс упорядочения индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида критериям. Социальная идентификация – это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.
Согласно этой теории, социальная категоризация есть система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе. Данное понятие было введено Г. Тэджфелом (1982) для заявления своей концептуальной позиции при решении вопроса о противоречивости межгрупповых и межличностных начал в человеке, позиции, в соответствии с которой межгрупповые и межличностные формы взаимодействия рассматриваются как некоторый континуум, на одном полюсе которого можно расположить варианты социального поведения человека, полностью обусловленные фактом его группового членства, а на другом такие формы социального взаимодействия, которые полностью определяются индивидуальными характеристиками участников. Для анализа закономерностей «переходов» с одного полюса социального поведения на другой одним из последователей Тэджфела, Дж. Тэрнером, и использовались понятия личностной и социальной идентичности.