Когнитивная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Психология, как и любая из наук, продолжает развиваться. Начиная с 60-х годов можно наблюдать развитие в психологии когнитивного направления. Этой тематикой занимались такие известные психологи с мировым именем как Брунер (его концепция 1966г.), Ж. Пиаже, А.Бек и Д.Келли. Сторонники этого подхода утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, а напротив, разуму человека доступно гораздо большее, например: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать различные проблемы, которые встают перед ним каждую минуту. Из этого следует, что когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и как следствие поведение. Когнитивная психология является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился, считая присущую ему форму понимания происходящего единственно возможной и «верной»

Работа содержит 1 файл

когнитивная психология.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

     Психолог  А.Бек указывал на то, что «как люди думают, определяет – что они  чувствуют и как действуют». Из чего делается вывод, что цель когнитивной  терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и  ошибочных способов переработки  информации». Изменения восприятия и мышления влечет за собой модификацию  болезненных переживаний и поведенческих  реакций. Бек вычислил и описал феномен  «автоматических мыслей», которые  связаны с переработкой текущей  информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно  ведут к эмоциональным и поведенческим  реакциям. Также он говорит о том, что при эмоциональных расстройствах  автоматические мысли отличает ряд  специфических особенностей, например, печали ставятся в соответствие мысли  о потере, гневу – мысли о  нарушении какого-то стандарта, тоске  – мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем, страху – мысли о внешней опасности  и невозможности с нею справится  в силу собственной несостоятельности.

     Лица  с психическими расстройствами имеют  определенные дисфункциональные базисные посылки, которые заставляют их искаженно  воспринимать и оценивать текущие  ситуации и испытывать отрицательные  эмоции и неадаптивно действовать. Базисные посылки – это система  глубинных представлений человека о себе и об окружающем мире, это  своеобразная жизненная философия  человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт (здесь  особую роль играют детские впечатления  и воздействия семьи). Психотерапевту необходимо помочь пациенту представить  его идеи в виде гипотез и совместно  с пациентом осуществить поиск  альтернатив.  
 
 
 
 

     Когнитивный подход Джорджа Келли

     Джордж  Келли является одним из основателей  этого направления. Он считает, что  любой человек – это исследователь, которые стремиться понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир  своих личных переживаний. И все  выводы делаются на основе своего прошлого опыта и строящихся предположений  о будущем. Он указывает на то, что  хоть объективная реальность и существует, но все же разные люди осознают ее по разному, потому как любое событие  можно рассматривать с разных сторон, а людям в свою очередь  предоставляется большой выбор  возможностей в интерпретации внутреннего  мира переживаний или внешнего мира практических событий. Люди, главным  образом, ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящие  события их жизни. Точка зрения на жизнь преходяща, она редко бывает такой же как была вчера или  будет завтра. Также люди обладают способностью активно формировать  представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать  на него. Келли считал, что «воспринимают  мир при помощи четких систем или  моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы  осознать или интерпретировать, объяснить  или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым  человек осмысляет какие-то аспекты  действительности в терминах схожести и контраста». Для формирования конструкта необходимы 3 элемента (явления или  предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий элемент  должен отличаться от этих двух. Посему, следует полагать, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный  опыт в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а полюс контраста  показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу. Примерами личных конструктов могут быть «умный - глупый», «мужской - женский», «злой - добрый».

     Также Келли различает проницаемый  и непроницаемый конструкт. Проницаемый  конструкт допускает в свой диапазон элементы применимости, еще не истолкованные  в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. В  свою очередь непроницаемый конструкт  остается закрытым для интерпретации  нового опыта. Келли предположил, что  конструкты можно классифицировать:

     1. Упредительные классификационные  конструкты (то, что попало в одну классификацию, исключается другой, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете).

     2. Констелляторные конструкты (когда  явление относится к какой-то  категории одного конструкта, другие  его характеристики. Т.е. если  относим человека к данной  категории, то наделяем его  всеми соответствующими характеристиками).

     3. Предполагающие конструкты (эти  конструкты могут меняться, они  принимают альтернативные точки  зрения и открыты для нового  опыта).

     Каждый  человек воспринимает действительность при помощи собственных моделей  или конструктов, необходимых для  создания непротиворечивой картины  мира. Если конструкт помогает точно  прогнозировать события, то человек  скорее всего сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтверждается, то конструкт скорее всего будет  подвержен пересмотру или вообще может быть исключен. Каждый человек  обладает такой уникальной конструктной системой (личность). Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события, абсолютно идентичные люди, будь даже они близнецами интерпретируют события по-разному. Каждый человек  понимает действительность, опираясь на своего личного уникального конструкта. И люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью  уникальной системы своих личных конструктов , соответственно поведение  человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

     Люди  имеют несколько конструктов, и  они должны выбирать какой конструкт  использовать для прогноза событий. Если человек стоит перед выбором  конструкта, то он выбирает то, что наиболее вероятно, либо расширяет его понимание  мира, либо уточняет конструктную структуру. Из этого выходит, что человек, делает выбор, опираясь на прежний опыт и  использует конструкт знакомым способом или же включает выбор такой альтернативы, которая позволяет расширить  понимание событий и увеличит диапазон применимости конструкта, использует конструкт для прогноза события, которое ему ранее было неизвестно.

     Следуя  логической цепочке можно сказать, что если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение  и свою жизнь. Конструктная система  меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий. Те конструкты, которые оказываются  полезными, сохраняются, а остальные  пересматриваются или отбрасываются. Но изменить свои конструкты трудно, страшно, а иногда даже невозможно, поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам. А эмоциональное состояние угрозы возникает, если человек осознает, что его конструктная система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий. Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает тогда, когда человек вместо признания того, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается других заставить вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение.

     Если  два человека разделяют взгляды  на мир, то у них модель поведения  скорее всего будет похожа. А похожи люди потому, что события для них  имеют приблизительно одинаковое психологическое  значение. Чтобы плодотворно с  кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого  человека, а проще говоря, необходимо, чтобы одни человек поставил себя на место другого, чтобы лучше  понимать и прогнозировать его настоящее  и последующее поведение. Люди с  общим восприятием мира и скорее всего обратят внимание друг на друга  и в конце концов станут друзьями.

     Напоследок  следует сказать, что Келли видел  задачу психотерапии в том, чтобы  помочь людям изменить их конструктую  систему, улучшить ее прогностическую  эффективность, а также помочь пациенту развивать новые гипотезы, новые  конструкты, сделать доступными факты, по которым пациент сможет проверить  свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему в более  эффективную. В результате чего человек  осознает и интерпретирует и себя, и ситуации иначе. Человек становиться  новым, более эффективным человеком.

 

      Заключение 

     Итак, из вышесказанного можно сделать  заключение, что когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный  интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации. Обработка  информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая  устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных  моделей. Когнитивные модели, опирающиеся  на модель переработки информации, используют для организации существующего  объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских  усилий и облегчения коммуникаций между  учеными.

     Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение  человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.

     Когнитивная психология позволяет исследовать  когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной  информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении  задач и становится возможным  использовать компьютер для моделирования  деятельности человека.

     Для объективности напоследок можно  сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления  кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится  на пути объединения разрозненных линий  исследований на единой концептуальной основе.

 

      Список литературы

  1. http://referats.allbest.ru/psychology/99022.html
  2. http://mtkstroi.ru/css/style/902/kognitivnaya-psihologiya-referat/
  3. http://www.kalitva.ru/124942-referat-kognitivnaja-psikhologija.html

Информация о работе Когнитивная психология