Когнитивная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Психология, как и любая из наук, продолжает развиваться. Начиная с 60-х годов можно наблюдать развитие в психологии когнитивного направления. Этой тематикой занимались такие известные психологи с мировым именем как Брунер (его концепция 1966г.), Ж. Пиаже, А.Бек и Д.Келли. Сторонники этого подхода утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, а напротив, разуму человека доступно гораздо большее, например: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать различные проблемы, которые встают перед ним каждую минуту. Из этого следует, что когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и как следствие поведение. Когнитивная психология является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился, считая присущую ему форму понимания происходящего единственно возможной и «верной»

Работа содержит 1 файл

когнитивная психология.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

     Содержание

  1. Введение             3 стр.
  2. Когнитивное развитие человека               4-7 стр.
  3. Когнитивный подход в психологии              8-9 стр.
  4. Когнитивный подход Джорджа Келли          10-12 стр.
  5. Заключение                   13 стр.
  6. Список литературы

 

      Введение

     Психология, как и любая из наук, продолжает развиваться. Начиная с 60-х годов  можно наблюдать развитие в психологии когнитивного направления. Этой тематикой  занимались такие известные психологи  с мировым именем как Брунер (его  концепция 1966г.), Ж. Пиаже, А.Бек и  Д.Келли. Сторонники этого подхода  утверждают, что человек – это  не машина, слепо и механически  реагирующая на внутренние факторы  или на события внешнего мира, а  напротив, разуму человека доступно гораздо  большее, например: анализировать информацию о реальной действительности, проводить  сравнения, принимать решения, разрешать  различные проблемы, которые встают перед ним каждую минуту. Из этого  следует, что когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в  памяти и преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и как следствие поведение. Когнитивная  психология является одним из направлений  исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Каждый человек  мыслит в рамках того познавательного  стиля, который у него сложился, считая присущую ему форму понимания  происходящего единственно возможной  и «верной». Также следует сказать, что когнитивная психология влияет на все разделы психологии, причем достаточно особое внимание уделяется  обучению. И забегая вперед, можно  сказать, что по Дж. Брунеру когнитивная  психология показывает, что обучение возможно лишь в том случае, когда  новый материал, связанный с уже  имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. Также, изучая данную тему, возникает  вполне актуальный вопрос об изменении  самосознания: возможно или нет?

     Как же происходит развитие когнитивных  способностей человека, которые позволяют  нам познавать мир, анализировать  информацию, а также находить разумные решения в различных ситуациях  и проблемах? Попробуем в этом разобраться.  

 

      Когнитивное развитие человека

     В когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы  процесса обучения человека. Как же происходит развитие мыслительных процессов  от детства до зрелого возраста? Попробуем разобраться в этом более подробно, ссылаясь на концепции  Брунера, Пиаже и Валлона.

     Согласно  концепции Брунера (1966г.) наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер. Это значит, что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала наши чувства, особенно через двигательную активность. Поэтому можно сказать, что сенсомоторное  отображение действительности имеет  решающее значение в детские годы. К этому отображению мира быстро добавляется еще один способ –  иконическое отображение (когда  ребенок интериоризует и откладывает  в памяти образы воспринятых им реальных объектов). В течение подросткового  и юношеского периодов этот мир образов  постепенно уступает место понятиям – символическим отображениям предметов. Стимулов такого перехода служит в  основном речь. Брюнер обращает особое внимание на то, что язык представляет собой важнейшую ступень в  развитии когнитивных процессов. Так  как язык это не только средство передачи культурного наследия, но и является регулятором поведения, т.к. слово может вызывать или  подавлять то или иное действие.

     Концепция Пиаже (1966г.) говорит о том, что  развитие когнитивных процессов  представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к  изменениям окружающей среды. Т.к. внешние  воздействия засталяют наш организм либо видоизменять структуры активности (если они уже не удовлетворяют  требованиям адаптации), либо, если это понадобится вырабатывать новые  структуры. Здесь имеется ввиду, что приспособление осуществляется при помощи двух механизмов. А именно:

     1. ассимиляция (при которой человек  пытается приспособить новую  ситуацию к существующим структурам  и умениям).

     2. аккомодация (при которой старые  схемы, приемы реагирования модифицируются  с целью их приспособления  к новой ситуации)

     Швейцарский психолог Жан Пиаже поставил перед  собой задачу выяснить, каким образом  человек познает реальный мир. Он выделяет 3 главные стадии развития познавательных процессов:

     1. Сенсомоторная стадия (становления  и развития чувствительных и  двигательных структур – первые два года жизни ребенка)

     2. Стадия конкретных действий (слова  все больше начинают означать  конкретные предметы, а действия  постепенно интериоризуются - от 2 до 11лет. Так развивается мышление. Вначале это мышление носи  субъективный характер, на этой  стадии оно эгоцентрично, но, несмотря  на это оно позволяет ребенку  манипулировать предметами, сравнивать  их, классифицировать и осуществлять  над ними конкретные операции. А к 10 годам ребенок приобретает  способность объективно истолковывать  конкретную действительность. Эта  способность больше повышается  в следующей стадии).

      3. Стадия формальных операций (развивается  абстрактное мышление, также понятийное  мышление. Согласно Пиаже эта  стадия достигает полного развития  к 14-16 годам. Хотя во многих  исследованиях было показано, что  лишь часть людей примерно 25-50% действительно может мыслить  абстрактно).

     Валлон  же считает, что развитие когнитивных  процессов тесно переплетено  с эмоциональным и личностным развитием. Он считает, что именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением. А этапы психической  эволюции рассматривают как прерывистую  последовательность реорганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций в определенные моменты. И именно поэтому считают необходимым  изучать конфликты, и противоречия в ходе развития ребенка.

     Хотя  Валлон не признает единого ритма  развития всех детей, он все же выделяет периоды со своими признаками и особенностями  взаимодействия ребенка с другими  людьми. Итак, рассмотрим последовательные стадии детства по Валлону:

     1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) – стадия рефлексов, которые автоматически развиваются в ответ на раздражения, а затем уже появление условных рефлексов;

     2. Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) – здесь уже идет накопление эмоций, таких как: страх, гнев, отвращение, радость и другие. А эмоции тесно связаны с движением, что у маленького ребенка свидетельствует о психической жизни. Ребенок еще не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей.

     3. Начало практического мышления (с 10 до 14 месяцев) – ребенок начинает узнавать звуки, жесты, слова, выражать свои желания словами и жестами.

     4. Проективная стадия ( с 14 месяцев до 3 лет) – благодаря овладению речью и ходьбой у ребенка происходит развитие независимости. Он уже способен исследовать и воздействовать на объекты названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Здесь уже происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Показывается связь социума и психики ребенка посредством действия подражания по образу действия других людей и также действия по социальной модели. Реакции ребенка должны быть дополнены и поняты взрослым человеком.

     5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет). Эта стадия включает в себя 3 периода:

     а) период противопоставления, который  происходи в 3 года. У ребенка появляется потребность утверждать и завоевывать  свою самостоятельность, что приводит его ко многим конфликтам, так как  ребенок противопоставляет себя другим и самоутверждает себя и при  этом невольно оскорбляет окружающих людей, проявляет непослушание. Этот кризис необходим в развитии ребенка, так как ребенок с этого  момента начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновременно с этим ребенок  приобретает способность различать  предметы по форме, цвету, размерам;

     б) период нарциссизма ( в 4 года) – проявление усиленного интереса к самому себе. Ребенок стремится показать себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности, упорствует в достижении своих желаний и целей. А восприятие его становится более абстрактным, он способен различать лини, графические  обозначения;

     в) период подражания ( в 5 лет) – в этот период воспитание ребенка должно быть насыщено «симпатией», так как ребенок  проявляет внимание в людям, к  миру, а также испытывает привязанность  к людям. Немаловажный факт заключается  в том, что если в этот период лишить ребенка привязанности к людям, то он может стать жертвой страхов  и тревожных переживаний. В этот период ребенок также подражает  и усваивает роли, придумывает  себе героя.

     6. Учебная стадия (с 6 до 12 лет) – ребенок поворачивается к внешнему миру, осваивает знания о вещах, их свойствах, различных формах активности. Мышление становится более объективным и формируются умственные умения и операции.

     7. Стадия полового созревания. На этот этапе у подростка внимание сосредотачивается на себе, на своих потребностях, утверждает свою независимость. Он пытается найти свое значение и оправдание в различных общественных отношениях. Таким образом, можно сказать, что на этом этапе заканчивается подготовка к жизни, которую составляет детство. А в когнитивном плане развивается способность к рассуждениям и связыванию абстрактных понятий.

     Заканчивая  главу о когнитивном развитии необходимо сказать, что умственные способности человека достигают  расцвета к 18-20 годам и до 60 лет  существенно не снижаются. А различия между умственным потенциалом в  старости и молодости выявляются, если учитывать скорость мыслительной реакции. С возрастом скорость мышления снижается, ухудшается кратковременная  память и скорость заучивания информации. Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей незадолго  до смерти. 

 

      Когнитивный подход в психологии

     Когнитивная психология позволяет исследовать  когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной  информацией, использовать и выражать.

     Согласно  концепции Брунера наше познание мира носит прежде всего чувствительный и двигательный характер, потому что  ничто не может быть включено в  мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Жан Пиаже пришел к выводу, что  когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, который состоит из последовательных стадий, а развитие интеллекта ребенка  происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что  ребенок знает и тем, что он стремится понять.

     Когнитивные теории личности рассматривают человека как «понимающего и анализирующего», потому как человек находится в мире информации, которую необходимо, понять, оценить и использовать. А поступок человек включает в себя 3 компонента: 1.Само действие. 2.Мысли. 3.Чувства. Внешне поступки могут быть разные, в то время как мысли и чувства могут быть иными. Разные люди по- разному «видят» и оценивают ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реальной ситуации человеку необходимо решать. Он делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), когнитивная же часть поступка еще не завершена, потому что сам поступок является источником информации, которая позволяет формулировать или изменять мнение о себе или о других. Получается, что после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, его успешности, вследствие чего делаются выводы на будущее и необходимую коррекцию.

     Психолог  Зимбардо сделал вывод, что большая  часть отрицательных поступков  объясняется с помощью ситуационных и межличностных факторов, он говорит  о том, что даже хорошие люди могут  совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и  ситуациях. Психолог Эллис в свою очередь считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, которые порождены «активизирующей  ситуацией». В этом же случае ситуацию и выводы необходимо анализировать  вместе с человеком, так как в  задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов пациента и доведение  до его сознания иррациональных моментов, которые содержаться в его мыслях. А выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых, уже действенных решений. А это значит, что неадаптивные формы поведения постепенно будут заменяться новыми, более эффективными формами, и как следствие будет меняться поведение.

Информация о работе Когнитивная психология