Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:47, реферат
У многих родителей понимание термина «подготовка к школе» осталось на уровне «необходимо купить ребенку школьную форму и красивый ранец с тетрадями, карандашами, ручками, прописями и первым дневником». Однако со времен их детства прошло очень много времени, ситуация на рынке начального образования сильно изменилась, и, соответственно, другими стали требования к поступающим в первый класс. Как это ни парадоксально, но школа, предназначение которой всегда заключалось в обучении детей, сегодня требует, чтобы они приходили в ее стены, уже умея читать и писать. Без сомнения, цель такой политики — облегчить работу учителей, а отнюдь не учебу самих первоклашек.
Ежедневно
посещая школу, дети привыкают к
ритму ее жизни, к распорядку дня,
они учатся выполнять требования
учителя, которые реализуются с
наибольшим успехом именно при регулярном
выполнении. Поэтому частые заболевания
выбивают ребенка из привычного ритма
школьной жизни, волей-неволей ему
приходится догонять класс. Ребенок, пропустивший
занятия даже в том случае, если
он по сути своей прилежен и старателен,
может потерять веру в свои силы,
почувствовать себя неуспевающим.
Родителям
также необходимо вовремя проверить
своего ребенка у логопеда. Своевременно
начатые занятия помогут малышу
исправить дефекты речи и избежать
такого неприятного влияния заикания,
шепелявости и картавости, как
возникновение или усиление стеснительности,
боязнь быть осмеянным или непонятым.
Кроме того, дефекты речи тормозят формирование
навыка письма по слуху и затрудняют овладение
грамотой.
Таким образом,
комплексная подготовка детей к
школе определяется не только такими
разнообразными навыками и умениями,
помогающими овладеть школьными
предметами, как умение читать, писать
и считать. Она также включает
в себя проведение различных мероприятий,
обеспечивающих такое физиологическое
и психологическое состояние
дошкольника, при котором он будет
в состоянии безболезненно
Когда начинать
готовить к школе? Кто должен это
делать? Чему учить ребенка до школы?
Одни считают, что надо начинать готовить
малыша начиная с трех лет, другие - за
год до поступления в школу. Но вообще-то
вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть
подготовка к школе. Самое главное - не
впадать в крайности. Не переусердствовать
с занятиями, внушив заранее отвращение
к учению. Но и не пускать все на самотек,
надеясь, например, на воспитателя детского
сада. Тем более, если вы выбрали школу,
поступление в которую сродни конкурсу
в престижный вуз.
Оценить развитие
будущего первоклассника можно самим
или проконсультироваться у детского
психолога. Специальные тесты для
диагностики готовности к школе
сейчас вполне доступны, продаются
во многих книжных магазинах. Но одна
отдельно взятая методика не позволяет
полностью оценить все стороны
развития ребенка. И все же такая
проверка покажет, над чем стоит еще поработать
до 1 сентября.
Такие тесты
обычно проверяют:
- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);
- чистоту
произношения; умение повторить
сложное слово; умение
- развитие
речи (богатство словаря,
- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
- умение
действовать по инструкции (нарисовать
узор по клеточкам под
- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);
- общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
- элементарные
математические навыки (порядковый
счет до десяти, прямой и обратный;
умение решить не сложную
Оценивают
также, что привлекает ребенка в
школе (возможность получить новые
знания или чисто внешние атрибуты
- новый рюкзак, интересный пенал
и т.п.); как он контактирует с незнакомыми
взрослыми и детьми; какой у
него личный темп работы и многое другое.
Ребенка считают
неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет
сосредоточиться на задании,
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет
контактировать со взрослыми или, наоборот,
слишком развязен.
При любом
уровне готовности ваш ребенок будет
принят в первый класс. Но вполне возможно,
что при поступлении в школу
повышенного уровня образования (гимназия,
лицей и др.) ребенку предстоит
тестирование.
Во-первых, у школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на эту процедуру.
Во-вторых,
родители имеют право присутствовать
на собеседовании с ребенком или
на тестировании.
Узнайте заранее,
есть ли у школы особые требования
к поступающему: умение бегло читать
и т. д., чтобы не было неожиданностей. Стоит
заранее подготовить малыша. Для многих
эта проверка готовности к школе - настоящее
испытание. Даже если у ребенка хороший
интеллектуальный уровень и он многое
умеет, в ситуации экзамена он может растеряться.
Обратитесь к опытному психологу-диагносту.
Он знает, какие тесты, методики используются
при приеме в школу. Или попробуйте подготовить
ребенка сами - специальную литературу
по диагностике сейчас найти не проблема.
Да, это иногда выглядит как натаскивание.
Ребенок может заявить на самом тестировании:
"А это задание я уже раньше делал!"
И все же лучше, если он будет готов к самым
разным заданиям и вопросам.
Обычно, когда
говорят о "школьной" готовности
малыша, имеют в виду главным образом
его интеллектуальное развитие. Но
есть еще одна, не менее важная сторона.
И связана она с
- Важно,
чтобы до школы у ребенка
был достаточно разнообразный
опыт общения с незнакомыми
людьми - и взрослыми и детьми.
Давайте малышу возможность
- Некоторые
дети теряются, не имея навыка
"выживания в толпе" (зайдите
в любую школу на перемене).
В качестве тренировки время
от времени можно взять сына
или дочку на большое
- Не секрет,
что не всегда окружающие
- Важно для
ребенка уметь выражать свои
потребности словами. Дома
- В школе
малыш нередко будет попадать
в ситуации сравнения со
- Старайтесь,
чтобы ребенок привыкал
- Приучайте
малыша спокойно сидеть и
- С первых
дней ваш первоклассник будет
чувствовать себя уверенно, если
заранее привить ему
- Стоит помнить
вот еще о чем. При
Список используемой литературы.
1. Немов, Р. С. Психология. М., Владос ИМПЭ им. Грибоедова, А. О., 2001. Книга 2.
.Немов, Р. С. Психология. М., Владос ИМПЭ им Грибоедова, А. О., 2002. Книга 3.
2."Основы этических знаний" под ред. профессора Росенко, М.Н.. Изд. "Лань", 1998.
3.Хорни,
К. Невротическая личность
[1] Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроса».
[2] Хорни,
К. Невротическая личность нашего времени.
М., 1993. С. 209.
Информация о работе Когда начинать готовить ребенка к школе?