Когда начинать готовить ребенка к школе?

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

У многих родителей понимание термина «подготовка к школе» осталось на уровне «необходимо купить ребенку школьную форму и красивый ранец с тетрадями, карандашами, ручками, прописями и первым дневником». Однако со времен их детства прошло очень много времени, ситуация на рынке начального образования сильно изменилась, и, соответственно, другими стали требования к поступающим в первый класс. Как это ни парадоксально, но школа, предназначение которой всегда заключалось в обучении детей, сегодня требует, чтобы они приходили в ее стены, уже умея читать и писать. Без сомнения, цель такой политики — облегчить работу учителей, а отнюдь не учебу самих первоклашек.

Работа содержит 1 файл

детская практическая психология реферат.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ  ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ»
 
 

Детская практическая психология

Реферат на тему:

Когда начинать готовить ребенка к школе? 

   Выполнил

Студент 4 курса 08 ДПП – 303 группы 
Педагогика психология детства ф-та 
Бочкарев Игорь Сергеевич 
                                                                                                                                           

                                                                        

          Проверил:                                                                                                                                                                         
 
 

Новосибирск

              2010 год 
 
 
 

Введение 

У многих родителей понимание термина  «подготовка к школе» осталось на уровне «необходимо купить ребенку  школьную форму и красивый ранец  с тетрадями, карандашами, ручками, прописями и первым дневником». Однако со времен их детства прошло очень  много времени, ситуация на рынке  начального образования сильно изменилась, и, соответственно, другими стали  требования к поступающим в первый класс. Как это ни парадоксально, но школа, предназначение которой всегда заключалось в обучении детей, сегодня требует, чтобы они приходили в ее стены, уже умея читать и писать. Без сомнения, цель такой политики — облегчить работу учителей, а отнюдь не учебу самих первоклашек.  

Стоит ли говорить о том, что к школе  готов не тот ребенок, который  вызубрил таблицу умножения, читает, рисует и пишет, а тот, который  физически здоров и способен выдерживать  школьные нагрузки, как умственные, так и психологические. Малыш  может знать столицы многих стран  мира, складывать двухзначные числа, но этого крайне мало для того, чтобы  учеба в школе приносила ему  удовольствие. Успехи ребенка на учебном  поприще зависят в первую очередь  от того, хочет и может ли он учиться, есть ли у него желание разобраться, что, как и почему происходит на этом свете, осознает ли он себя учеником, а  не малышом, с которым необходимо сюсюкаться. Он должен понимать, что  идет в школу не играть, а учиться. Ему придется сосредотачиваться  на довольно длительный промежуток времени, не отвлекаться на какие-то свои дела, слушать учителя и, что немаловажно, находить общий язык с одноклассниками. 

  1. По  какой системе  учить первоклашку?

Подготовка  к школе 

В младших  классах сегодня преподают по трем разным программам. В чем их отличия? 

Традиционная 

Родителям нынешних первоклашек знакома традиционная система обучения. Уроки начинаются с новой темы или проверки, что  усвоил класс на предыдущих занятиях. Затем объяснение нового материала  по стандартной схеме: сначала правило, потом примеры, далее практикуемся в применении всего, что объяснили, выполняя задания (чаще всего однотипные) сначала в классе, потом дома. Разжевали - в рот положили, попробуем  проглотить. А как переварили, проверим и оценим на контрольной или самостоятельной. 

Система Л. В. Занкова 

Если же хочется, чтобы ребенка не кормили  готовыми порциями гранита науки, а  приучали понемногу добывать его  самостоятельно, стоит отдать предпочтение системе Л. В. Занкова. В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот. Учитель предлагает детям примеры, а те "открывают Америку через форточку": находят общую закономерность, которую после, как и при традиционной системе, закрепляют на практике. Следят за успехами учеников по старинке с помощью опросов, контрольных, выставления отметок. 

Главное: учиться  по этой системе довольно трудно, потому что изучение материала идет быстрым  темпом. 

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова 

Она подойдет тем, кто хочет развивать в  ребенке не столько способность  к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что  все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания  родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника. 

В системе  Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный. 

Большой упор авторы системы сделали на командной  работе и отработке коммуникативных  навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем  под руководством учителя обсуждают  результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что  эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам. 

Недостаток 

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы. 

Кроме того, не стоит ставить только систему  обучения в начальных классах  во главу угла. Не менее важны  материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.

Формирование  у ребенка желания учиться

  1. Подготовка к школе
 

Возможно, вместе с гордостью за своего ребенка, которому предстоит в скором будущем пойти  первый раз в первый класс, вы испытываете  также и некоторое беспокойство. Причем волнение может возникать  даже в том случае, когда ваш  ребенок уже научился читать и  писать, знает некоторые основы устного  счета и умеет решать простейшие задачки. Однако ваше беспокойство вполне объяснимо и оправдано. Ведь первый класс - это существенные изменения  в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким  привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе некоторые опасности. 

Известно, что  многие комплексы, которые не дают покоя  взрослому человеку, были сформированы именно под воздействием психологических  трудностей, испытываемых в школе. Следовательно, подготовка ребенка к школе должна включать в себя не только определенный набор знаний, умений и навыков, которые  обязательно потребуются от него в процессе школьного обучения. Не менее важна психологическая  готовность маленького человечка к  наступлению нового этапа в его  жизни. 

Но не только для малыша школьная жизнь является обещанием начала чего-то нового и  доселе неизведанного. Это также  и начало нового этапа в жизни  семьи, в которой воспитывается  первоклассник. Следовательно, не только ребенку необходимо быть подготовленным к школьной жизни. От родителей тоже требуется определенная психологическая  готовность помочь юному человечку  вступить в новый мир. Для того чтобы лучше понять, что чувствует  ваш малыш на пороге нового этапа  его жизненного пути, постарайтесь вспомнить те ощущения, которые вы испытывали сами перед тем, как пойти  в первый класс. 

Задумайтесь над тем, что вы не всегда были взрослыми. Постарайтесь припомнить те краски, в  которые было окрашено ваше детство, представьте будущую перемену глазами  собственного ребенка. Вполне естественно, что малыш испытывает беспокойство, ведь время перед школой характеризуется  состоянием ожидания, когда кончается  важная часть жизни, а впереди  ждет неизвестность. При таких обстоятельствах  обычно испытывают одновременно и печаль, и радость, и нетерпение, и тревогу. И если вам знакомо это ощущение, вы наверняка поймете своего малыша, поймете причину его беспокойства и нервозности. 

Даже взрослому  человеку нелегко преодолеть период неопределенности, так что же говорить о детях, которые столь сильно реагируют на состояние неизвестности  всем своим существом! В такие  периоды у детей в возрасте 6-7 лет нарушается биологическое  и психологическое равновесие, снижается  устойчивость к стрессам. Безусловно, ладить с таким ребенком становится ох как нелегко. Однако именно потому, что ребенок испытывает колоссальное психологическое напряжение, так  важно понять подобное состояние  детей и помочь им поскорее привыкнуть к новой жизни. 

Для малыша начинается что-то новое, неизвестное, интригующее и пугающее одновременно. Ваша задача - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного  пути. Данный этап в жизни ребенка  имеет исключительную важность - порой  от того, как сложится начало школьного  обучения, зависит его успех в  дальнейшей жизни. Поэтому очень  важно уделить достаточно внимания психологическому настрою маленького человечка. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление  о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или  даже отвращение, вызываемое у ребенка  школой. 

Дети являются свидетелями активной подготовки к  школе: они присутствуют при записи в школу, видят, как приобретаются  школьные принадлежности, и это несколько  успокаивает их, настраивает на позитивное восприятие школы, вызывает интерес, придавая некоторую определенность контурам школьного будущего. Однако одностороннее  восприятие будущего обучения, рисуемого  в воображении малыша в виде нескончаемого  праздника жизни, такого веселого, интересного  и красивого, таит в себе определенные трудности. 

Зачастую  у детей складывается неправильное представление о школе. По их мнению, школьник - это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, идеализируя  ее и не замечая трудностей реального  школьного обучения. 

Ребята воспринимают в этом возрасте свою жизнь как  некую игру, так же предстает в  их воображении и школа. Однако в  таком слишком поверхностном представлении школьного бытия содержится серьезная опасность, представляющая угрозу и для ребенка, и для учителя, и, соответственно, для родителей, переживающих за судьбу малыша, заботящихся о его психологическом настрое. 

Ребенок, чье  представление о школе было основано на игре, может уже с первых дней школьного обучения почувствовать  себя обманутым, ведь в школе приходится не только играть, но и по-настоящему трудиться. Такой малыш, ревностно  относящийся к игре, возможно, будет  с удовольствием выполнять все  школьные правила и нормы. Однако скоро эта роль, равно как и  сама игра, ему, безусловно, надоест. И  вот хороший ученик, столь трепетно исполнявший роль примерного школьника, в мгновение ока превращается в троечника и прогульщика. Причина  проста - ему просто надоело. Возникает  необходимость насильно загонять ребенка  в школу, от чего у него, естественно, пропадает всякий интерес к обучению и, как следствие, возникает отвращение к школьной жизни, которую придется вести в течение доброго десятка  лет. 

Безусловно, важно, чтобы изначально у малыша сложилось позитивное представление  о школе, ибо школьная жизнь полна  приятных моментов. Учиться в школе  интересно и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые возникают в  процессе обучения. Система подготовки ребенка к школе обязательно  должна включать в себя психологическую  подготовку малыша к продолжительному обучению. 

Существует  ряд требований, предъявляемых к  психологической готовности ребенка, которому предстоит пойти в первый класс. Среди таких требований обычно выделяют ответственное отношение  ребенка к школе, произвольное управление своим поведением, выполнение определенной умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками определенных взаимоотношений, диктуемых совместной деятельностью. 

Главным критерием  готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой. Как правило, практически  все дети хотят пойти в школу, вот только далеко не все из них  могут обосновать свое желание. Они  основывают его, скорее, на внешних  проявлениях, т. е. дошкольник может  объяснить свое желание пойти в школу тем, что все его друзья тоже будут учиться в первом классе. 

Информация о работе Когда начинать готовить ребенка к школе?