Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:47, реферат
У многих родителей понимание термина «подготовка к школе» осталось на уровне «необходимо купить ребенку школьную форму и красивый ранец с тетрадями, карандашами, ручками, прописями и первым дневником». Однако со времен их детства прошло очень много времени, ситуация на рынке начального образования сильно изменилась, и, соответственно, другими стали требования к поступающим в первый класс. Как это ни парадоксально, но школа, предназначение которой всегда заключалось в обучении детей, сегодня требует, чтобы они приходили в ее стены, уже умея читать и писать. Без сомнения, цель такой политики — облегчить работу учителей, а отнюдь не учебу самих первоклашек.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ
ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Детская практическая психология
Реферат на тему:
Когда начинать
готовить ребенка к школе?
Выполнил
Студент 4 курса
08 ДПП – 303 группы
Педагогика психология детства ф-та
Бочкарев Игорь Сергеевич
Проверил:
Новосибирск
2010 год
Введение
У многих
родителей понимание термина
«подготовка к школе» осталось на
уровне «необходимо купить ребенку
школьную форму и красивый ранец
с тетрадями, карандашами, ручками,
прописями и первым дневником». Однако
со времен их детства прошло очень
много времени, ситуация на рынке
начального образования сильно изменилась,
и, соответственно, другими стали
требования к поступающим в первый
класс. Как это ни парадоксально, но школа,
предназначение которой всегда заключалось
в обучении детей, сегодня требует, чтобы
они приходили в ее стены, уже умея читать
и писать. Без сомнения, цель такой политики
— облегчить работу учителей, а отнюдь
не учебу самих первоклашек.
Стоит
ли говорить о том, что к школе
готов не тот ребенок, который
вызубрил таблицу умножения, читает,
рисует и пишет, а тот, который
физически здоров и способен выдерживать
школьные нагрузки, как умственные,
так и психологические. Малыш
может знать столицы многих стран
мира, складывать двухзначные числа,
но этого крайне мало для того, чтобы
учеба в школе приносила ему
удовольствие. Успехи ребенка на учебном
поприще зависят в первую очередь
от того, хочет и может ли он учиться,
есть ли у него желание разобраться,
что, как и почему происходит на этом
свете, осознает ли он себя учеником, а
не малышом, с которым необходимо
сюсюкаться. Он должен понимать, что
идет в школу не играть, а учиться.
Ему придется сосредотачиваться
на довольно длительный промежуток времени,
не отвлекаться на какие-то свои дела,
слушать учителя и, что немаловажно,
находить общий язык с одноклассниками.
Подготовка
к школе
В младших
классах сегодня преподают по
трем разным программам. В чем их
отличия?
Традиционная
Родителям
нынешних первоклашек знакома
Система Л.
В. Занкова
Если же
хочется, чтобы ребенка не кормили
готовыми порциями гранита науки, а
приучали понемногу добывать его
самостоятельно, стоит отдать предпочтение
системе Л. В. Занкова. В отличие от традиционной
системы учебный процесс здесь идет не
от теории к практике, а наоборот. Учитель
предлагает детям примеры, а те "открывают
Америку через форточку": находят общую
закономерность, которую после, как и при
традиционной системе, закрепляют на практике.
Следят за успехами учеников по старинке
с помощью опросов, контрольных, выставления
отметок.
Главное: учиться
по этой системе довольно трудно, потому
что изучение материала идет быстрым
темпом.
Система Д.
Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Она подойдет
тем, кто хочет развивать в
ребенке не столько способность
к анализу, сколько умение необычно,
глубоко мыслить. В этой системе,
правда, может отпугнуть отсутствие
отметок. Но специалисты уверяют, что
все под контролем: учителя сообщают
все нужные рекомендации и пожелания
родителям и собирают своего рода
портфолио творческих работ учеников.
Оно и выполняет роль показателя успеваемости
вместо привычного дневника.
В системе
Эльконина - Давыдова упор делается не
на результат - усвоенные знания, а на способы
их постижения. Иначе говоря, ученик может
чего-то и не помнить, но должен знать,
где и как при необходимости восполнить
этот пробел. Другая особенность: дети
усваивают не только то, что дважды два
четыре, но и почему именно четыре, а не
семь, восемь, девять или двенадцать. В
классе изучаются принципы построения
языка, происхождение и строение числа
и т. п. Знания правил, основанные на понимании
их причин, безусловно, держатся в голове
крепче. И все же нужно ли с самых младых
ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос,
пожалуй, спорный.
Большой упор
авторы системы сделали на командной
работе и отработке коммуникативных
навыков: дети проводят свои мини-исследования
в группах по 5 - 7 человек, а затем
под руководством учителя обсуждают
результаты и приходят к общему выводу.
Но было бы несправедливым сказать, что
эти же навыки не отрабатываются при обучении
по другим упомянутым системам.
Недостаток
Общий недостаток
систем Занкова и Эльконина - Давыдова:
они не получают достойного продолжения
на более высоких ступенях школьного образования.
И если вы отдадите предпочтение одной
из них, будьте готовы, что после начальной
школы вашему ребенку все равно придется
перестраиваться на традиционное преподавание,
а это может на первых порах создать ему
проблемы.
Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.
Формирование у ребенка желания учиться
Возможно, вместе
с гордостью за своего ребенка, которому
предстоит в скором будущем пойти
первый раз в первый класс, вы испытываете
также и некоторое
Известно, что
многие комплексы, которые не дают покоя
взрослому человеку, были сформированы
именно под воздействием психологических
трудностей, испытываемых в школе. Следовательно,
подготовка ребенка к школе должна
включать в себя не только определенный
набор знаний, умений и навыков, которые
обязательно потребуются от него
в процессе школьного обучения. Не
менее важна психологическая
готовность маленького человечка к
наступлению нового этапа в его
жизни.
Но не только
для малыша школьная жизнь является
обещанием начала чего-то нового и
доселе неизведанного. Это также
и начало нового этапа в жизни
семьи, в которой воспитывается
первоклассник. Следовательно, не только
ребенку необходимо быть подготовленным
к школьной жизни. От родителей тоже
требуется определенная психологическая
готовность помочь юному человечку
вступить в новый мир. Для того
чтобы лучше понять, что чувствует
ваш малыш на пороге нового этапа
его жизненного пути, постарайтесь
вспомнить те ощущения, которые вы
испытывали сами перед тем, как пойти
в первый класс.
Задумайтесь
над тем, что вы не всегда были взрослыми.
Постарайтесь припомнить те краски, в
которые было окрашено ваше детство,
представьте будущую перемену глазами
собственного ребенка. Вполне естественно,
что малыш испытывает беспокойство,
ведь время перед школой характеризуется
состоянием ожидания, когда кончается
важная часть жизни, а впереди
ждет неизвестность. При таких обстоятельствах
обычно испытывают одновременно и печаль,
и радость, и нетерпение, и тревогу.
И если вам знакомо это ощущение,
вы наверняка поймете своего малыша,
поймете причину его
Даже взрослому
человеку нелегко преодолеть период
неопределенности, так что же говорить
о детях, которые столь сильно
реагируют на состояние неизвестности
всем своим существом! В такие
периоды у детей в возрасте
6-7 лет нарушается биологическое
и психологическое равновесие, снижается
устойчивость к стрессам. Безусловно,
ладить с таким ребенком становится
ох как нелегко. Однако именно потому,
что ребенок испытывает колоссальное
психологическое напряжение, так
важно понять подобное состояние
детей и помочь им поскорее привыкнуть
к новой жизни.
Для малыша
начинается что-то новое, неизвестное,
интригующее и пугающее одновременно.
Ваша задача - помочь ему преодолеть
трудности в начале школьного
пути. Данный этап в жизни ребенка
имеет исключительную важность - порой
от того, как сложится начало школьного
обучения, зависит его успех в
дальнейшей жизни. Поэтому очень
важно уделить достаточно внимания
психологическому настрою маленького
человечка. Необходимо, чтобы у него
сложилось правильное представление
о школьной жизни, дабы впоследствии
предотвратить разочарование
Дети являются
свидетелями активной подготовки к
школе: они присутствуют при записи
в школу, видят, как приобретаются
школьные принадлежности, и это несколько
успокаивает их, настраивает на позитивное
восприятие школы, вызывает интерес, придавая
некоторую определенность контурам
школьного будущего. Однако одностороннее
восприятие будущего обучения, рисуемого
в воображении малыша в виде нескончаемого
праздника жизни, такого веселого, интересного
и красивого, таит в себе определенные
трудности.
Зачастую
у детей складывается неправильное
представление о школе. По их мнению,
школьник - это счастливый обладатель
ранца, человек, который общается со
сверстниками и жизнь которого занимательна
и интересна. Дети подчас рисуют себе
красивую картинку школьной жизни, идеализируя
ее и не замечая трудностей реального
школьного обучения.
Ребята воспринимают
в этом возрасте свою жизнь как
некую игру, так же предстает в
их воображении и школа. Однако в
таком слишком поверхностном представлении
школьного бытия содержится серьезная
опасность, представляющая угрозу и для
ребенка, и для учителя, и, соответственно,
для родителей, переживающих за судьбу
малыша, заботящихся о его психологическом
настрое.
Ребенок, чье
представление о школе было основано
на игре, может уже с первых дней
школьного обучения почувствовать
себя обманутым, ведь в школе приходится
не только играть, но и по-настоящему
трудиться. Такой малыш, ревностно
относящийся к игре, возможно, будет
с удовольствием выполнять все
школьные правила и нормы. Однако
скоро эта роль, равно как и
сама игра, ему, безусловно, надоест. И
вот хороший ученик, столь трепетно
исполнявший роль примерного школьника,
в мгновение ока превращается
в троечника и прогульщика. Причина
проста - ему просто надоело. Возникает
необходимость насильно загонять ребенка
в школу, от чего у него, естественно,
пропадает всякий интерес к обучению
и, как следствие, возникает отвращение
к школьной жизни, которую придется
вести в течение доброго
Безусловно,
важно, чтобы изначально у малыша
сложилось позитивное представление
о школе, ибо школьная жизнь полна
приятных моментов. Учиться в школе
интересно и занимательно, однако
не стоит при этом игнорировать те
трудности, которые возникают в
процессе обучения. Система подготовки
ребенка к школе обязательно
должна включать в себя психологическую
подготовку малыша к продолжительному
обучению.
Существует
ряд требований, предъявляемых к
психологической готовности ребенка,
которому предстоит пойти в первый
класс. Среди таких требований обычно
выделяют ответственное отношение
ребенка к школе, произвольное управление
своим поведением, выполнение определенной
умственной работы, обеспечивающей сознательное
усвоение знаний, установление со взрослыми
и сверстниками определенных взаимоотношений,
диктуемых совместной деятельностью.
Главным критерием
готовности дошкольника к обучению
в школе является его внутренний
настрой. Как правило, практически
все дети хотят пойти в школу,
вот только далеко не все из них
могут обосновать свое желание. Они
основывают его, скорее, на внешних
проявлениях, т. е. дошкольник может
объяснить свое желание пойти в школу
тем, что все его друзья тоже будут учиться
в первом классе.
Информация о работе Когда начинать готовить ребенка к школе?