3.
Классификации психодиагностических
методов по А.А.Бодалеву,
В.В.Столину
Авторы
объединяют методы психодиагностики в
группы по разным основаниям:
- по характеристике
того методического принципа, который
положен в основу данного приема:
- объективные
тесты (в которых возможен правильный
ответ, то есть правильное выполнение
задания);
- стандартизованные
самоотчеты:
- тесты-опросники,
открытые опросники
- шкальные
техники (семантический дифференциал
Ч.Осгуда), субъективная классификация
- индивидуально-ориентированные
техники (идеографические) типа ролевых
репертуарных решеток
- проективные
техники
- диалогические
техники (беседы, интервью, диагностические
игры);
- по мере вовлеченности
в диагностическую процедуру самого психодиагноста
и степени его влияния на результат психодиагностики:
объективные и диалогические. Первые характеризуются
минимальной степенью вовлеченности психодиагноста
в процедурупроведения, обработки и интерпретации
результата, вторые – большой степенью
вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется
влиянием опыта, профессиональных навыков,
личности экспериментатора и других его
характеристик, самой диагностической
процедурой. Ниже приведена шкала, на которой
располагается весь континуум психодиагностических
методов от полюса объективных до полюса
диалогических.
Классификация
психодиагностических
методик
Методика,
в отличие от метода, представляет собой
конкретные инструкции по проведению
диагностики, обработке данных и интерпретации
результатов. В рамках одного метода может
существовать практически бесконечное
количество методик.
1. Методики
высокого уровня формализации
Особенности: регламентация процедуры обследования
(точное соблюдение инструкции; строго
определенные способы предъявления стимульного
материала; невмешательство исследователя
в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие
норм); надежность;валидность.
Тесты
- по форме
проведения: индивидуальные и групповые;
- по форме
ответов: устные и письменные;
- по материалу
оперирования: бланковые, предметные,
аппаратурные, компьютерные и т.д.;
- по характеру
стимульного материала: вербальные, невербальные,
смешанные;
- по содержанию:
тесты интеллекта, способностей, достижений,
личности.
- по цели: определение
неполноценности, психологический диагноз
в образовании, консультирование, изучение
проблем, отбор и распределение, профотбор
и профконсультация и т.п.
Опросники
- личностные
(открытые, закрытые, полуоткрытые);
- анкеты.
Проективные
техники
- методики структурирования –
формирование стимулов из набора фактов
(предметов, личного опыта) и придание
им смысла;
- методики конструирования –
создание целого из деталей;
- методики интерпретации –
объяснение события или ситуации, часто
используется комбинации с другими;
- методики дополнения –
завершение рассказа, картинки;
- методики катарсиса –
игровая деятельность, например, у детей,
когда моделируется аналог проблемной
ситуации;
- методики изучения
экспрессии – рисование на заданную тему;
- методики изучения
импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой
последовательности раздражителей.
Психофизиологические
методики
- без оценки
индивида – диагностика свойств организма,
нервной системы и т.д., которые характеризуют
не личность испытуемого, а особенности
его состояния или функционирования как
биологической системы: например, сенсомоторные
реакции;
- аппаратурные
– диагностика психофизиологических
особенностей с помощью различной аппаратуры:
например, электроэнцефаллография;
- «бумага-карандаш»
- тестовые задания, которые требуют минимум
дополнительных условий и основаны на
психофизиологических особенностях человека:
например, теппинг-тест.
2. Малоформализированные
методики
- методики
наблюдения (наличие плана и критериев);
- опрос (интервью);
- Анализ продуктов
деятельности.
Заключение
Современная
психологическая диагностика определяется
как психологическая дисциплина,
разрабатывающая методы выявления
и изучения индивидуально-психологических
и индивидуально-психофизиологических
особенностей человека. Под психодиагностикой
подразумевается также и область
психологической практики, работа психолога
по выявлению разнообразных качеств,
психических и психофизиологических
особенностей, черт личности.
Существует
насколько классификаций методов
психодиагностики. Однако ведущим основанием
методической классификации психодиагностических
методик является мера «объективности-субъективности»,
которой обладают ее результаты. В
случае объективных методик влияние
исполнителя (психолога-диагноста) на
результаты минимально. В случае субъективных
методик результаты, напротив, зависят
от опыта и интуиции исполнителя.
При проведении объективных и субъективных
методик от исполнителя требуется выполнять
совершенно различные технологические
операции. Поэтому данная классификация
называется «операциональной».
Не
существует жесткой границы между
двумя классами – объективными и
субъективными методиками. Между
крайними вариантами существует ряд
промежуточных вариантов методик,
обладающих и определенными признаками
объективности, и определенными
признаками субъективности.
Список
используемой литературы:
1. Столяренко
Л.Д. Психология. Ростов н/Д: Феникс», 2003
2. Шевандрин
Н.И.введение в психодиагностику личности
Ростов н/Д, 1996
3.Абрамова
Г.С. Практическая психология:учебник
для студентов вузов – 4-е изд., перераб.
И доп.- Екатеринбург, 1999
4.Общая
психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева,
В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
5.Практикум
по психодиагностике: дифференциальная
психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева.
– М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
6. Электронная
библиотека Гумер.