Классификация психодиагностических методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Психология — очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......... 3
Классификация методов психодиагностики……………………………… 4
Классификация психодиагностический методик………………………… 12
Заключение………………………………………………………………..... 14
Список используемой литературы………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

Реферат по психодиагностике.docx

— 35.60 Кб (Скачать)
 

     3. Классификации психодиагностических  методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

     Авторы  объединяют методы психодиагностики в  группы по разным основаниям:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
    • стандартизованные самоотчеты:
      • тесты-опросники, открытые опросники
      • шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация
      • индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток
    • проективные техники
    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.
 
 

  • Классификация психодиагностических методик
  •  

        Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. 

  • 1. Методики  высокого уровня формализации
  •     Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность;валидность.

    Тесты

    • по форме проведения: индивидуальные и групповые;
    • по форме ответов: устные и письменные;
    • по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;
    • по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;
    • по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
    • по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

    Опросники

    • личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
    • анкеты.
     

    Проективные техники 

    • методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
    • методики конструирования – создание целого из деталей;
    • методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется  комбинации с другими;
    • методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
    • методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
    • методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
    • методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

    Психофизиологические методики

    • без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;
    • аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефаллография;
    • «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

  • 2. Малоформализированные методики
    • методики  наблюдения (наличие плана и критериев);
    • опрос (интервью);
    • Анализ продуктов деятельности.

     

    Заключение

     

         Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления  и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой  подразумевается также и область  психологической практики, работа психолога  по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

         Существует  насколько классификаций методов  психодиагностики. Однако ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В  случае объективных методик влияние  исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят  от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».

         Не  существует жесткой границы между  двумя классами – объективными и  субъективными методиками. Между  крайними вариантами существует ряд  промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными  признаками субъективности. 
     
     
     
     

         Список  используемой литературы:
     

    1. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов н/Д: Феникс», 2003

    2. Шевандрин Н.И.введение в психодиагностику личности Ростов н/Д, 1996

    3.Абрамова  Г.С. Практическая психология:учебник для студентов вузов – 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 1999

    4.Общая  психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

    5.Практикум  по психодиагностике: дифференциальная  психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

    6. Электронная  библиотека Гумер.  
     


    Информация о работе Классификация психодиагностических методов