Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:51, реферат
Психология — очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.
Введение……………………………………………………………….......... 3
Классификация методов психодиагностики……………………………… 4
Классификация психодиагностический методик………………………… 12
Заключение………………………………………………………………..... 14
Список используемой литературы………………………………………… 15
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Классификация
методов психодиагностики………………
Список используемой литературы………………………………………… 15
Психология — очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.
Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).
Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
Классификация
методов психодиагностики призвана
облегчить практическому
Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.
Основные методы исследования и диагностики.
Одним из наиболее доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз— действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.
Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:
-
получение сведений о
-
сбор первичной информации, не
требующей большой выборки
- оценка фактов, полученных помощью других методов (например, анкетирования);
- проверка рекомендаций и др.
Другим
эффективным методом
Эксперименты
бывают естественными, лабораторными
и формирующимися. Естественный эксперимент
характеризуется
Широко распространен опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа
Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.
Различные
тестовые задания призваны выявить
у испытуемого различные
За
внешней простотой научных
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
2.
Простота формулировок и
3.
Ограниченное время выполнения
тестовых заданий – полное
время выполнения заданий
4.
Наличие тестовых норм для
данного теста –
Норма
теста – средний уровень
1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.
Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя, внешняя.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
2.
Надежность – характеризует
-путем
сравнения результатов,
-путем
сравнения результатов,
3.
Однозначность методики –
4.
Точность – отражает
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре.
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
2.
Классификации
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
Информация о работе Классификация психодиагностических методов