Классификация психодиагностических методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Психология — очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......... 3
Классификация методов психодиагностики……………………………… 4
Классификация психодиагностический методик………………………… 12
Заключение………………………………………………………………..... 14
Список используемой литературы………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

Реферат по психодиагностике.docx

— 35.60 Кб (Скачать)
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………….......... 3

Классификация методов психодиагностики……………………………… 4

Классификация психодиагностический методик………………………… 12

Заключение………………………………………………………………..... 14

Список используемой литературы………………………………………… 15

     Введение

 

     Психология  — очень молодая наука. Официальное  оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

     Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).

     Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

Классификация методов психодиагностики

 

     Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику  выбор методики, максимально соответствующей  его задаче. Поэтому такая классификация  должна отражать связь методов, с  одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими  задачами, ради решения которых эти  методы разрабатываются. Критерии решения  этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом  соответствующих имеющимся условиям.

     Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

     Основные  методы исследования и диагностики.

     Одним из наиболее доступных и широко применяемых  в социальной психологии методов  исследования является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз— действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

     Наиболее  типичными ситуациями, в которых  эффективно применение наблюдения, являются следующие:

     - получение сведений о психическом  явлении в “чистом” виде;

     - сбор первичной информации, не  требующей большой выборки исследуемых  объектов;

     - оценка фактов, полученных помощью  других методов (например, анкетирования);

     - проверка рекомендаций и др.

     Другим  эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

     Эксперименты  бывают естественными, лабораторными  и формирующимися. Естественный эксперимент  характеризуется незначительными  изменениями обычных условий  обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

     Широко  распространен опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

     Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

     Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

     Различные тестовые задания призваны выявить  у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым  фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется  в виду самая простая схема  подсчета тестового балла).

     За  внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская  работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов  исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой  психологической переменной. Процедура  тестирования может проводиться  в форме опроса, наблюдения или  эксперимента.

     К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

     1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

     2. Простота формулировок и однозначность  тестовых заданий – в словесных  и иных заданиях теста не  должно быть таких моментов, которые  могут по-разному восприниматься  и пониматься людьми.

     3. Ограниченное время выполнения  тестовых заданий – полное  время выполнения заданий психодиагностического  теста не должно превышать  1,5-2 часов, т. к. сверх этого  времени человеку трудно сохранить  свою работоспособность на достаточно  высоком уровне.

     4. Наличие тестовых норм для  данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

     Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих  на данного испытуемого по ряду социально  – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

     1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

     Есть  несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя, внешняя.

     Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

     2. Надежность – характеризует возможность  получения с помощью данной  методики устойчивых показателей.  Надежность психодиагностической  методики можно установить двумя  способами: 

     -путем  сравнения результатов, получаемых  по этой методике разными людьми

     -путем  сравнения результатов, получаемых  по одной и той же методике  в различных условиях.

     3. Однозначность методики – характеризуется  тем, в какой степени получаемые  с ее помощью данные отражают  изменения именно и только  того свойства, для оценки которого  данная методика применяется.

     4. Точность – отражает способность  методики тонко реагировать на  малейшие изменения оцениваемого  свойства, происходящие в ходе  психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая  методика, тем тоньше с ее помощью  можно оценивать градации и  выявлять оттенки измеряемого  качества, хотя в практической  психодиагностике не всегда требуется  очень высокая степень точности  оценок.

  •      

  • Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину
  •  

         Психодиагностические  методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов  психодиагностики.

         1. Классификации методов  по Й.Шванцаре.

         Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

    1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
    2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
    3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
    4. по психической активности испытуемых:
      • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
      • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
      • проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
      • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

         2. Классификации психодиагностических  методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.

         Авторы  этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

    1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
    2. по назначению:
      • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
      • тесты профессиональной пригодности;
      • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
      • тесты достижений;
    3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
      • бланковые;
      • предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
      • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
    4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
    5. по форме ответа: устные и письменные;
    6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
    7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
    8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
    9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
    10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
    11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

    Информация о работе Классификация психодиагностических методов