Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:33, реферат
Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались с фотохимическими изменениями сетчатки глаза, звукоразличение – с тем, что происходит во внутреннем ухе.
Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52
Распределение и использование психической энергии
Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны Оно, Я и Сверх-Я. Так как общее количество энергии ограничено, три системы соревнуются за обладание энергией. Одна система обретает контроль над энергией за счет двух других. С усилением одной системы две другие неизбежно ослабляются, если только общая система не обретает новой энергии.
Изначально
Оно обладает всей энергией и использует
ее для рефлекторных действий и исполнения
желаний посредством первичного
процесса. Эти оба вида активности
находятся в полном услужении
у принципа удовольствия, на основе
которого действует Оно. Приведение
в действие энергии – в действие,
которое удовлетворит инстинкт, –
называется объект-выбор или объект-
Поскольку Я не обладает собственным источником энергии, ему приходится заимствовать энергию у Оно. Отвлечение энергии от Оно в процессы, составляющие Я, осуществляется при помощи механизма, известного как отождествление. Это одно из наиболее важных понятий фрейдовой психологии и одно из наиболее трудных для понимания.
Вспомним из предшествующего обсуждения, что Оно не делает различий между субъективными образами и объективной реальностью. Катексис образа объекта – то же самое, что катексис самого объекта. Однако, если образ не может полностью удовлетворить потребность, человек вынужден провести различие между внутренним и внешним миром. Ему необходимо научиться отличать воспоминание или образ отсутствующего объекта от сенсорного впечатления или восприятия присутствующего объекта. Затем, чтобы потребность была удовлетворена, человек должен научиться сопоставлять то, что содержится в уме, с его эквивалентом во внешнем мире посредством вторичного процесса. Сопоставление ментальной репрезентации и физической реальности – или чего-то, что есть в уме, с чем-то во внешнем мире, – именно это понимается под отождествлением.
Так как Оно не делает различений между содержаниями ума, будь то перцепции, образы памяти, идеи или галлюцинации, катексис возможен как в отношении образа реалистического восприятия, так и в отношении исполняющих желание образов памяти. Таким образом, энергия отвлекается от исключительно субъективных психических процессов Оно и переводится в объективные, логические, идеационные процессы Я. В обоих случаях энергия используется только для психологических целей, однако в случае Оно не делается различий между ментальным символом и физическим эталоном, тогда как в случае Я это различие делается. Я пытается сделать символ максимально репрезентативным относительно эталона. Иначе говоря, благодаря отождествлению первичный процесс замещается вторичным. Так как вторичный процесс гораздо эффективнее снимает напряжение, формируется все больше и больше катексисов Я. Постепенно Я, как более эффективное, обретает монополию на психическую энергию. Монополия, однако, относительна, так как в случае неудачи Я в удовлетворении инстинктов, Оно забирает власть обратно.
Завладев
достаточным количеством
Энергия
Я может перемещаться и для
того, чтобы образовался новый
объект-катексис, так что вся система
производных интересов, отношений
и предпочтений формируется в
Я. Эти катексисы Я могут
Наконец, Я, как исполнительный орган личности, использует энергию для влияния на интеграцию трех систем. Цель этой интегрирующей функции Я – создание внутренней гармонии личности таким образом, чтобы мягко и эффективно могли осуществляться взаимодействия Я со средой.
Механизм
отождествления отвечает также за энергетизацию
систем Сверх-Я. Этот процесс, тоже сложный,
происходит следующим образом. Среди
первых объектов, катектируемых ребенком
– родители. Эти катексисы появляются
рано и твердо закрепляются в связи
с тем, что ребенок в плане
удовлетворения своих потребностей
абсолютно зависим от родителей
или лиц, их замещающих. Кроме того,
родители играют роль дисциплинирующих
агентов: они учат детей морали и
традиционным ценностям и идеалам
общества, в котором растет ребенок.
Они делают это, награждая ребенка
за правильные поступки и наказывая
за неправильные. Награда – это
нечто, снимающее напряжение или
обещающее это. Эффективной наградой
могут быть конфета, улыбка, доброе
слово. Наказание – это нечто,
увеличивающее напряжение. Это могут
быть шлепки, неодобрительные взгляды,
отказ в удовольствии. Тем самым
ребенок начинает отождествлять
свое поведение с противостоящими
ему санкциями и запретами
родителей. Ребенок интроецирует моральные
императивы родителей силой изначального
катексиса, который у него есть в
отношении родителей как
Работа Сверх-Я часто, хотя и не всегда, направлена противоположно импульсам Оно. Это так, поскольку моральный кодекс представляет попытку общества проконтролировать и сдержать выражение примитивных побуждений, особенно сексуальных и агрессивных. Быть хорошим – значит быть послушным и не делать "грязных" вещей. Быть плохим – значит быть непокорным, бунтовать, быть похотливым. Добродетельный человек сдерживает свои импульсы, грешник позволяет себе предаваться удовольствиям. Тем не менее, иногда Оно "подкупает" Сверх-Я. Например, это происходит, когда некто, в приступе морализаторского жара, предпринимает агрессивные действия против тех, кого считает подлыми или греховными. Агрессия в таких случаях скрывается под маской справедливого негодования.
Когда
посредством механизма
Кроме того, частные и непредсказуемые перемещения энергии из одной системы в другую, от катексиса к антикатексису является делом обычным, в особенности на протяжении первых двух десятилетий жизни, пока распределение энергии более или менее не стабилизируется. Эти перемещения энергии удерживают личность в динамическом состоянии. К шансам психологии стать когда бы то ни было точной наукой Фрейд относился пессимистически, так как, по его мысли, даже незначительное изменение в распределении энергии может перевесить чашу весов в пользу одной из форм поведения (1920b). Кто может сказать точно, прыгнет ли вниз человек, стоящий на краю окна? Нанесет ли артиллерийское орудие уничтожающий удар или подаст сигнал о возвращении домой после победы?
В
конечном итоге динамика личности состоит
во взаимодействии сил побуждения,
катексиса, и сил сдерживания, антикатексиса.
Все внутриличностные конфликты
могут быть сведены к оппозиции
этих двух силовых систем. Продолжительное
напряжение связано с противодействием
сил сдерживания силам
Тревога
Динамика
личности во многом определяется необходимостью
удовлетворения потребностей через
взаимодействие с объектами внешнего
мира. Среда обеспечивает голодный
организм едой, жаждущего – водой.
Помимо этой роли – источника обеспечения
– внешний мир играет и иную
роль в судьбе личности. В нем
есть опасности: он может не только
удовлетворять, но и угрожать. Окружающая
среда обладает властью причинять
боль и увеличивать напряжение –
равно как приносить
Обычная реакция индивида на внешние угрозы боли и разрушения, с которыми он не готов справиться, – страх. Угрожающий нам человек обычно страшен. Я, подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой.
Фрейд
различал три вида тревоги: реальную
тревогу, невротическую тревогу
и моральную тревогу или
Функции тревоги – предостеречь человека о надвигающейся опасности; это сигнал для Я о том, что, хотя приняты соответствующие меры, опасность может возрастать, и Я может потерпеть поражение.
Тревога представляет собой состояние напряжения; это – побуждение, подобно голоду или сексуальному побуждению, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека на действия. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести.
Тревога, с которой невозможно эффективно справиться, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Фактически прототипом более поздней тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Ребенку необходимо убежище, чтобы Я имело шанс развиться настолько, чтобы справиться с сильными внешними стимулами. Если Я не в состоянии справиться с тревогой рационалистически, оно вынуждено вернуться к нереалистическим методам. Это и есть защитные механизмы, которые мы обсудим в следующем разделе.
Вероятно, Фрейд был первым психологом-теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. В самом деле, Фрейд полагал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. Он пришел к этому заключению на основе работы с пациентами, проходящими психоанализ. Она неизбежно возвращала к переживаниям детства как к тому, что решающим образом определяло позднейшее развитие неврозов. Фрейд верил, что "ребенок – отец взрослого". Любопытно, что при столь явном предпочтении генетического способа объяснений, Фрейд редко изучал непосредственно детей. Он предпочитал реконструировать прошлую жизнь по воспоминаниям взрослого.
Личность развивается на основе четырех источников напряжения:
1)
процессов физиологического
2) фрустраций;
3) конфликтов;
4) угроз.
Прямым следствием возрастания
напряжения, возникающего из этих
четырех источников является
то, что личность вынуждена