Классический психоанализ З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:33, реферат

Описание работы

Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались с фотохимическими изменениями сетчатки глаза, звукоразличение – с тем, что происходит во внутреннем ухе.

Содержание

Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52

Работа содержит 1 файл

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА.docx

— 89.70 Кб (Скачать)

     Ребенок принимает, или интроецирует, моральные  нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать  вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием  Сверх-Я на место родительского  контроля встает самоконтроль.

     Основные  функции самоконтроля:

     1) препятствовать импульсам Оно,  в частности, импульсам сексуального  и агрессивного плана, ибо проявления  их осуждаются обществом; 

     2) "уговорить" Я сменить реалистические цели на моральные;

     3) бороться за совершенство.

     Таким образом, Сверх-Я находится в оппозиции  к Оно и к Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно Оно в своей  иррациональности и подобно Я  в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Я, Сверх-Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я дан Turiell, 1967).

     В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и  Сверх-Я не следует рассматривать  как неких человечков, управляющих  нашей личностью. Это не более, чем  наименования для различных психических  процессов, подчиняющихся системным  принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.

Динамика  личности

 

     Фрейд развивался под влиянием философии  детерминизма и позитивизма девятнадцатого века и считал человеческий организм сложной энергетической системой, черпающей  энергию из потребляемой пищи и расходующей  ее на столь различные вещи, как  кровообращение, дыхание, мышечные усилия, восприятие, мышление, память. Фрейд  не видел причин считать, что энергия, обеспечивающая дыхание или пищеварение, обладает какими-либо отличиями, кроме  отличий по форме, от энергии, обслуживающей  мышление и память. В конце концов – и на этом твердо настаивали физики девятнадцатого века – энергия должна определяться с точки зрения осуществляемой работы. Если работа представлена психической  активностью, например, мышлением, то правомерно, по мысли Фрейда, назвать эту форму  энергии психической энергией. В  соответствии с принципом сохранения энергии, энергия может трансформироваться из одного состояния в другое, но не может исчезать в рамках тотальной  космической системы; из этого следует, что психическая энергия может  трансформироваться в физиологическую  и наоборот. Местом встречи, "мостиком" между энергией тела и энергией личности выступает Оно и его инстинкты.  

     Инстинкт

     Инстинкт  определяется как врожденная психологическая  репрезентация внутреннего соматического  источника возбуждения. Психологическая  репрезентация называется желанием; телесное возбуждение, из которого оно  возникает, называется потребностью. Таким  образом, состояние голода может  быть описано с точки зрения физиологии как состояние дефицита питания  в тканях тела, тогда как психологически оно представлено желанием поесть, желание действует как мотив  поведения. Голодный ищет пищу. В связи  с этим инстинкты считаются движущими  факторами личности. Они не только побуждают поведение, но и определяют его направленность. Иными словами, инстинкт осуществляет избирательный  контроль за поведением, повышая сензитивность  к определенному виду стимуляции. Голодный более чувствителен к пищевым  стимулам, сексуально возбужденный человек  с большей вероятностью отреагирует  на эротические стимулы.

     Кстати, можно видеть, что организм также  может активизироваться и внешней  стимуляцией. Однако Фрейд полагал, что источники возбуждения, находящиеся  в среде, менее важны для динамики личности, чем врожденные инстинкты. В целом внешние стимулы возлагают  на организм меньше требований и требуют  менее сложных форм удовлетворения, чем потребности. Внешнего стимула  можно избежать, но от потребности  убежать невозможно. Хотя Фрейд отводил  внешней стимуляции вторые роли, он никогда не отрицал ее значение в  определенных условиях. Например, чрезмерная стимуляция в ранние годы жизни, когда  незрелое Я не способно связать огромное количество свободной энергии (напряжения), может иметь на личность решающее влияние, как мы увидим при обсуждении представлений Фрейда о тревоге.

     Инстинкт  – это квант психической энергии  или, как это обозначил Фрейд, "мера запроса на работу ума" (1905а, с. 168). Вместе взятые, инстинкты составляют суммарную психическую энергию, находящуюся в распоряжении личности. Как уже сказано, Оно представляет резервуар этой энергии и местоположение инстинктов. Оно может быть уподоблено динамо-машине, поставляющей психическую энергию для всего многообразия действий личности. Разумеется, энергия извлекается из телесных метаболических процессов.

     Инстинкт  имеет источник, цель, объект и импетус. Источник мы уже определили как телесное состояние или потребность. Цель состоит в устранении телесного  возбуждения. Цель пищевого инстинкта, например, состоит в устранении пищевого дефицита, что достигается, разумеется, актом еды. Вся активность между  появлением желания и его исполнением  относится к объекту. Иначе говоря, объект – это не только конкретный предмет или условие, удовлетворяющее  потребности; он также включает поведение, направленное на поиск необходимого предмета или условия. Например, когда  человек голоден, он должен предпринять  некоторые действия для того, чтобы  достичь цели – насыщения.

     Импетус – это сила инстинкта, определяемая интенсивностью потребности. С ростом пищевого дефицита, вплоть до возникновения  физической слабости, соответственно возрастает сила инстинкта.

     Рассмотрим  кратко некоторые последствия такого подхода к инстинктам. Прежде всего, предлагаемая Фрейдом модель – это  модель "напряжения-редукции". Поведение  человека активируется внутренними  побудителями и активность убывает  по мере того, как соответствующие  действия отменяют или снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта  по характеру своему регрессивна, так  как возвращает человека к предшествующему  состоянию, состоянию до проявления инстинкта. Состояние, в которое  возвращается человек, относительно статично. Инстинкт следует также считать  консервативным, так как его цель – сохранить равновесие организма  посредством снятия возбуждения. Таким  образом, мы можем обрисовать инстинкт как процесс, повторяющийся с  той же частотой, что и круг явлений, начиная с возникновения возбуждения  и завершая отдыхом. Этот аспект инстинкта  Фрейд назвал вынуждение повторения. Личность вынуждена вновь и вновь  повторять неизбежный цикл возбуждения  и покоя. (Термин "вынуждение повторения" используется также при описании персеверативного поведения, когда средства удовлетворения потребности не вполне адекватны. Ребенок персеверирует, сося палец в состоянии голода).

     В соответствии с фрейдовой теорией  инстинктов, источник и цель инстинкта  остаются постоянными на протяжении жизни, хотя физическое созревание меняет или устраняет источник. С развитием  новых телесных потребностей могут  появляться новые инстинкты. По контрасту  с постоянством источника и цели, объект или средства удовлетворения потребности могут в течение  жизни существенно варьировать  – что и происходит. Эти вариации в выборе объекта возможны, так  как психическая энергия способна смещаться, она может разряжаться  различными путями. Следовательно, если тот или иной объект недоступен –  либо потому, что отсутствует, либо в силу наличия внутриличностных барьеров, – энергия может вкладываться в другой объект. Если он также окажется недоступным, возникнет новое перемещение, и так далее, пока не будет найден подходящий объект. Иными словами, объекты  могут заменяться, чего определенно  не может быть с источником и целью  инстинкта.

     Когда энергия инстинкта более или  менее постоянно вкладывается в  замещающий объект, соответствующее  поведение называется производным  от инстинкта. Так, если первым избранным  ребенком сексуальным объектом является манипулирование собственными половыми органами, и он вынужден отказаться от этого удовольствия в пользу более  безобидных форм телесной стимуляции – например, сосания пальца или  игры с игрушками, – замещающие активности производны от инстинкта. Цель полового инстинкта нисколько не меняется: идет поиск полового удовлетворения.

     Перемещение энергии из одного объекта в другой – наиболее важная характеристика динамики личности. Она объясняет  очевидную пластичность человеческой натуры и замечательное разнообразие человеческого поведения. Практически  все интересы, предпочтения, вкусы, привычки взрослого человека представляют перемещение энергии от оригинальных инстинктивных объект-выборов. Почти  все они производны от инстинкта. Фрейдова теория мотивации основана на допущении, что инстинкты – это единственные источники человеческого поведения. О перемещении мы еще многое скажем в последующих разделах данной главы.

     Количество  и виды инстинктов

     Фрейд не пытался составить перечень инстинктов, так как полагал недостаточными существующие знания о телесных состояниях, от которых зависят инстинкты. Определение  этих органических потребностей –  задача не психолога, а физиолога. Не претендуя на знание общего числа  инстинктов, Фрейд, тем не менее, предположил, что все они могут быть объединены в две большие группы, названные "инстинкты жизни" и "инстинкты  смерти".

     Инстинкты жизни служат целям выживания  индивида и размножения. Под эту  категорию подпадают голод, жажда, секс. Форма энергии, посредством  которой воплощаются инстинкты  жизни, называется либидо.

     Инстинкт  жизни, которому Фрейд уделяет наибольшее внимание, половой инстинкт, и на заре психоанализа почти все, что  совершает человек, приписывалось  действию этого вездесущего инстинкта (1905а). На самом деле половой инстинкт не един. Иначе говоря, существует ряд  отдельных телесных потребностей, побуждающих  эротические желания. Каждое из этих желаний имеет источник в особом телесном регионе; последние называются эрогенными зонами. Эрогенная зона – это участок кожи или слизистой, высоко чувствительный к раздражению; если им определенным образом манипулировать, это снимает напряжение и вызывает удовольствие. Одну из таких зон  образуют губы и ротовая полость, другую – анальная область, третью – половые органы. Сосание вызывает оральное удовольствие, испражнения  – анальное удовольствие, массирование или трение в области половых  органов – генитальное удовольствие. В детстве половые инстинкты  относительно независимы друг от друга, но при достижении пубертата имеют  тенденцию к смешению и совместному  служению репродуктивной цели.

     Инстинкты смерти, или, как иногда называл их Фрейд, деструктивные инстинкты, проявляются  не столь заметно, как инстинкты  жизни, по этой причине известно о них немного, но они неизбежно выполняют свою миссию. Каждый человек в конце концов умирает – факт, давший начало знаменитому афоризму Фрейда: "Цель жизни – смерть" (1920а, с. 38). Фрейд, в частности, полагал, что у человека есть желание – разумеется, обычно бессознательное, – умереть. Он не пытался определить соматические источники инстинктов смерти, хотя кто-то, быть может, захочет связать их с катаболическими или разрушительными процессами в организме. Не дал он и название энергии, посредством которой осуществляют свою работу эти инстинкты.

     Фрейдово  допущение относительно существования  инстинкта смерти основано на принципе постоянства, сформулированном Фехнером (Fechuer, G.). Согласно этому принципу, все  жизненные процессы стремятся к  возвращению к стабильности неорганического  мира. В работе "Beyond the pleasure principle" (1920a) Фрейд приводит следующий аргумент в пользу представлений о желании  смерти. Живая материя появилась  вследствие воздействия космических  сил на неорганическую материю. Эти  изменения поначалу были очень нестабильны, и материя быстро возвращалась к  прежнему неорганическому состоянию. Однако постепенно благодаря эволюционным изменениям в мире длительность жизни  увеличилась; тем не менее эти  нестабильные живые формы всегда с неизбежностью регрессировали к стабильности неживой материи. С развитием механизмов воспроизводства  живые организмы обрели возможность  репродуцировать себе подобных и  потеряли зависимость от происхождения  из неорганической природы. Но, даже обладая  этим преимуществом, особи того или  иного вида подчинены принципу постоянства, ибо этот принцип управляет их существованием с момента, когда  они были наделены жизнью. Жизнь, говорит  Фрейд, это окольный путь к смерти. Потревоженная в своем стабильном существовании, органическая материя  стремится вернуться к статичному состоянию. Стремление к смерти у  человека – психологическая репрезентация  принципа постоянства.

     Важным  дериватом инстинктов смерти является агрессивное побуждение. Агрессивность  – это саморазрушение, обращенное вовне и направленное против замещающих объектов. Человек сражается с другими и является деструктивным потому, что желание смерти блокируется силами жизненных инстинктов и другими обстоятельствами внутри личности, противостоящими инстинктам смерти. Война 1914-1918 гг. убедила Фрейда, что агрессия – такой же важный мотив, как и сексуальный.

     Инстинкты жизни и смерти и их дериваты могут  смешиваться, нейтрализовывать, замещать друг друга. Еда, например, представляет смешение голода и деструктивности  и удовлетворяется путем кусания, жевания и проглатывания пищи. Любовь, дериват полового инстинкта, может нейтрализовать ненависть  – дериват инстинкта смерти. Или  же любовь может сменить ненависть, а ненависть – любовь.

     Так как инстинкты содержат всю энергию, посредством которой действуют  три системы личности, обратимся  к тому, каким образом Оно, Я  и Сверх-Я обретают контроль над  психической энергией и используют ее.

Информация о работе Классический психоанализ З. Фрейда