Классические и современные подходы к лидерству

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Работа содержит 1 файл

готовый Лидерство.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

    Возможно, самое раннее исследование эффективности  стилей лидерства было проведено  Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном, объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.

    Более поздние исследования не полностью  подтвердили выводы о том, что  автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.  

    1. Лидерство в новую эпоху: Суперлидерство

    Теория  и исследование лидерства начинались с идеи, что в эффективных лидерах как людях есть какая-то особая черта, которая отличает их ото всех остальных. На смену этой идее пришла гипотеза, что эффективное лидерство - это лишь вопрос выбора "правильных" моделей поведения; эта идея уступила место взгляду на лидерство как на процесс взаимного влияния. В настоящее время концепции лидерства, по-видимому, развиваются в сторону представления, что оптимальные лидеры - это те, кто отказывается от своей роли, обучая подчиненных тому, как быть лидером для самого себя.6

    Манц  и Симс много писали о том, что  лучший лидер ("суперлидер") - это  тот, кто превращает подавляющее  большинство идущих за ним людей  в лидеров для самих себя. Основная посылка, стоящая за суперлидерством, состоит в том, что человек  должен сначала стать лидером для самого себя; затем он или она должны передать эти навыки подчиненным. Успех приходит тогда, когда подчиненные перестают нуждаться в лидере.

    Первый  шаг на пути к суперлидерству - стать  лидером для самого себя. Это достигается  посредством комбинирования поведенческих приемов (включая определение собственных целей, самонаблюдение и самовознаграждение) и когнитивных приемов, которые используют позитивные и конструктивные модели мышления (такие как разговор с самим собой, построение мысленных образов и мысленная репетиция) для создания себе возможностей в работе и жизни.

    Второй  шаг - показать пример такого "самолидерства" другим, давая им возможность увидеть, что оно приносит успех, и вознаграждая других за их собственные успехи в  самолидерстве.7

    Третий  и четвертый шаги лидера при реализации плана суперлидерства - демонстрируя уверенность в возможностях подчиненных, побудить их установить для себя цели и помочь сформировать позитивные модели мышления.

    Пятый шаг - добиться того, чтобы подчиненные включили вознаграждения в собственную работу, и делать подчиненным конструктивные замечания, когда это необходимо. Организация работы в бригадной форме - шестой шаг. Наконец, суперлидер способствует формированию позитивной организационной культуры, которая помогает достичь высоких трудовых показателей.  

    Заключение

     Проблема лидерства – это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.

     Подводя итог на основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. До настоящего времени не существует универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.
  2. Наличие готовых идти за лидером последователей – вот единственная характеристика, отделяющая лидеров от нелидеров. Лидерство касается главным образом отношений между лидером и последователями; следовательно, основная задача всех лидеров заключается в построении и поддержании прочных отношений с другими людьми.
  3. Среди различных аспектов лидерства выделяется политическое лидерство, как занимающее особое положение. Его главная особенность заключается в масштабности и значимости для общества.
  4. Руководство – основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.
  5. Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация.
  6. Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством.

            В связи с многообразием  феноменов лидерства и руководства  их нельзя вместить в рамки реферата. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы. 
 

Список литературы 

  1. Веснин  В. Р., Менеджмент персонала: Учеб. пособие для учащихся сред.-спец. учеб. заведений. – М.: Элит., 2009. – 653 с.
  2. Джуэлл Л., Индустриально-организационная психология. – Санкт-Петербург: Питер,  2008. – 720 с.
  3. Латфуллин Г.Г., Организационное поведение. – Спб.:Питер, 2011. – 432с.
  4. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. – М.,2010. – 456 с.
  5. Парыгин Б.Д., Основы социально – психологических теорий. – М., 2009. – 487 с.
  6. Херманн М.Г., Составные части лидерства. – М., 2011 – 365 с.
  7. Stogdill R.M., Руководство Лидерства. – New York, 2009. – 235 с.

Информация о работе Классические и современные подходы к лидерству