Классические и современные подходы к лидерству

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Работа содержит 1 файл

готовый Лидерство.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

    Введение

    Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение  людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

    Лидерство отличается от руководства, которое  предполагает достаточно жесткую и  формализованную систему отношений  господства - подчинения. Лидер - это  символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

    Людей, имеющих власть в организации, можно  разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и  формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

    Анализ  природы лидерства показывает, что  оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять  лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.

    Теория  черт объясняет феномен лидерства  выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские  способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.

    Эффективность лидерства непосредственно связана  со способностью лидеров руководить организационной и межличностной  коммуникацией, воздействуя на ее характер.

    Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

    Стратегия развития организации и эффективность  лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями  лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

    Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений  состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменения. 
 
 

    
  1. Что такое лидер и  лидерство?

    Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы1.

    Он  может быть назначен официально, а  может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

    С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

    1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых  объединениях, в семье);

    2) социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

    3) политический тип лидерства (государственные,  общественные деятели).

    Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.2

    Лидерство - это не новый  стиль  руководства,  а  способ  организации  власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех  или  большинства  его  социальных  слоев.  Лидерство  -  одно   из   проявлений власти,   отличительное  свойство  политической  деятельности,  право  выдвигать руководителя,  который  ее  осуществляет.  Это  явление  присуще  и   другим   видам  деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

         Обязательное условие лидерства  - обладание  властью  в   конкретных  формальных  или   неформальных  организациях  самых   разных  уровней и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных  учреждений,  местного самоуправления или народных  и общественных  групп и движений.  Формализованная власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или в коллективах людей, которые за ним следуют. 

    
  1. Функции лидера

         Карьера лидера зависит не  только от общих условий, но  и от его личных качеств.  Его успех возможен при осуществлении  ряда  функций.  Назовем  некоторые  из них.

         Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной  программе.  Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов  всех  или  деятельного  большинства  общества,  притязаний   возможно  большего  числа  людей  и  групп,  но  при условии,  что они не будут  ущемлять интересы других слоев общества.  Эта идеальная установка  на  практике  редко  может  быть  осуществлена,  особенно полностью,  без  исключений.  Но сама по себе она - условие лидерства  и  его  успеха.  Немало  реформ  и  революций  окончилось  неудачей  из-за  отсутствия  своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для  выполнения политических программ.

         Организационная функция  включает  создание   кадров   и   системы управления,    сплочение   сторонников,   планирование   политических  процессов и  действий,  практических  аспектов  политической  работы.  Лидер  формирует  аппарат,  распределяет  в нем обязанности,  создает  условия  для  воспитания,  выдвижения  и  назначения   руководителей,  контролирует  и  регулирует  отношения между ними,  ориентирует их на  компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.3

         Координационная функция - согласование действий институтов власти,  учреждений,  направлений их деятельности.  Лидер должен приводить их  решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с  принятой в обществе системой ценностей.

         Интегративная функция  -  сплочение единомышленников,  окружения,  общества вокруг программы лидера. 

    
  1. Стили лидерства (руководства) в управлении организацией. Классический подход.

    Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

    Каждая  организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

    Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х” :

    1. Люди изначально не любят трудиться  и при любой возможности избегают  работы.

    2. У людей нет честолюбия, и они  стараются избавиться от ответственности,  предпочитая, чтобы ими руководили.

    3. Больше всего люди хотят защищенности.

    4. Чтобы заставить людей трудиться,  необходимо использовать принуждение,  контроль и угрозу наказания.4

    На  основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

    Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

    Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией “У” :

    1. Труд - процесс естественный. Если  условия благоприятные, люди не  только примут на себя ответственность,  они будут стремиться к ней.

    2. Если люди приобщены к организационным  целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

    3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.5

    Способность к творческому решению проблем  встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

    Организации, где доминирует демократичный стиль  характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные  принимают активное участие в  принятии решений и пользуются широкой  свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.

Информация о работе Классические и современные подходы к лидерству