Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:16, реферат
Наблюдая поведение других людей, мы всегда в той или иной степени пытаемся вникнуть в его движущие силы: мотивы, намерения, цели, а через них – в то, «каким» является данный индивид. То есть, мы судим о людях по их поступкам: не только оценивая эти поступки, но и пытаясь выяснить, что происходит во внутреннем мире данного индивида. Это очень важно для того, чтобы понять, чего от него можно ожидать, на что можно рассчитывать, строя с ним отношения, и как строить их успешнее.
1. Введение
2. Каузальная атрибуция
2.1. Определение каузальной атрибуции
2.2. Феномен каузальной атрибуции
2.3. Негативная каузальная атрибуция
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
3. Ошибки атрибуции
3.1. Ошибка иллюзорных корреляций
3.2. Ошибка ложного согласия
4. Принципы определения причинности
5. Заключение
6. Список литературы
Тюменский Государственный Университет
Институт психологии и педагогики
Кафедра
общей и социальной психологии
Реферат
На тему
«Каузальная
атрибуция»
Выполнил:
Ражев Ю.А.
Гр.2993
Проверила:
Лебедева Л.В.
Тюмень, 2011
Содержание
1. Введение
2. Каузальная атрибуция
2.1. Определение каузальной атрибуции
2.2. Феномен каузальной атрибуции
2.3. Негативная каузальная атрибуция
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
3. Ошибки атрибуции
3.1. Ошибка иллюзорных корреляций
3.2. Ошибка ложного согласия
4. Принципы определения причинности
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Наблюдая поведение других людей, мы всегда в той или иной степени пытаемся вникнуть в его движущие силы: мотивы, намерения, цели, а через них – в то, «каким» является данный индивид. То есть, мы судим о людях по их поступкам: не только оценивая эти поступки, но и пытаясь выяснить, что происходит во внутреннем мире данного индивида. Это очень важно для того, чтобы понять, чего от него можно ожидать, на что можно рассчитывать, строя с ним отношения, и как строить их успешнее. Иными словами, по внешним чертам поведения мы строим модель движущих сил такого поведения, делая предположения о его психической природе и особенностях.
Необходимость
оценки психического статуса других людей,
особенностей их темперамента, характера,
направленности интересов может определяться
нами лишь предположительно, поскольку
полностью «заглянуть в душу» другого
– невозможно. Вместе с тем надо учитывать,
что и каждый из нас знает о себе далеко
не все: ведь для этого необходимо уметь
посмотреть на себя (как бы) со стороны,
а это не всякому дано. По существу, наблюдение
за кем-либо позволяет нам получить о нем
такую информацию, которой он, возможно,
сам по себе не располагает. В этом – ценность
данного явления, получившего в когнитивной
психологии наименование «каузальная
атрибуция»
2. Каузальная атрибуция
2.1.
Определение каузальной
Казуальная
атрибуция – интерпретация
Каузальная
атрибуция (от лат. causa – причина, attribution
– приписывание)
— феномен межличностного восприятия.
Заключается в интерпретации, приписывании
причин действий другого человека в условиях
дефицита информации о действительных
причинах его действий
2.2. Феномен каузальной атрибуции
Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток “рядового человека”, “человека с улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.
Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”, на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Теория соответствующих предположений “ Джоунса и Девиса уточняет условия, при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.
Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.
Сразу
следует оговориться, что дальнейшие
исследования показали, что мера соответствия
вывода и наблюдаемого относительно
чьего-то поведения зависит не только
от двух названных характеристик, но
и от других факторов, в частности
от различного вида атрибуции: “личной”
или “безличной” ( или диспозиционная
и ситуативная). В первом случае имеется
в виду преобладающее стремление приписать
причины каких-либо событий действиям
определённых личностей, в то время как
во втором случае причины приписываются
преимущественно действиям обстоятельств.
Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся ( критерий исключительности) и обычным ( критерий консенсуса ) или нет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей.
Если
в похожих обстоятельствах
В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае. “Каузальная схема” – это своеобразная общая концепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всех возможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части: “модель анализа вариаций” и “схемы причинности”.
«Модель
анализа вариаций» описывает структуру
каждого акта каузальной атрибуции. Элементами
этой структуры являются те же самые элементы,
которые обычно описываются как элементы
процесса межличностного восприятия:
субъект, объект и ситуация. Соответственно
этому приписывание причин может осуществляться
по трём линиям: причины могут быть “адресованы”
субъекту, объекту и ситуации. Для удобства
изображения этих трех направлений атрибутивного
процесса, которые составляют “каузальное
пространство” индивида, Келли предлагает
использовать куб, каждое измерение которого
обозначает определённое направление
приписываемых причин. Приписывание причин
субъекту действия даёт “личностную атрибуцию”,
объекту действия – “стимульную атрибуцию”,
ситуации – “обстоятельную атрибуцию”.
Довольно распространённым вариантом
является также смешанный тип “личностно-стимульной
атрибуции”. Выбор преобладающего
типа атрибуции обусловлен индивидуальными
характеристиками субъекта восприятия.
То есть можно говорить о типе личности
со стимульной , обстоятельственной или
личностной атрибуцией.
2.3. Негативная каузальная
Так
же, некоторыми исследователями феномен
каузальной атрибуции делится
К
негативной каузальной атрибуции склонны
подозрительные, мнительные, в чем-либо
ущемленные индивиды. К примеру, весьма
типичен характер каузальной атрибуции
в ситуации ревности. Ревнивый приписывает
чертам поведения объекта своей ревности
самые неблаговидные – с точки зрения
своих интересов – основания, подозревает
его в каждом проявлении активности, в
каждом слове, в каждой оговорке.
Склонность
индивида к негативной каузальной атрибуции
нередко становится причиной конфликтности
его поведения, причем он искренне не замечает
того, что «все у него плохие», что «все
только и думают, чтобы сделать ему гадость».
И поскольку он в этом их отношении к себе
искренне убежден, то и считает себя «вправе
отвечать на это соответствующим образом»
Основания
для негативной каузальной атрибуции
возникают в ситуации реальной или
мнимой угрозы потери индивидом чего-либо
для себя сверхценного. Именно в этом
случае формируется доминанта его сохранения
– защиты. В индивидуальном плане это,
как мы уже сказали, может возникать в
случае ревности – переживания вероятности
утраты сексуального партнера, отношения
с которым воспринимаются индивидом, как
свое неотъемлемое право и ценность.
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
Как формируется позитивная каузальная атрибуция? Она может быть следствием общей доброжелательности индивида, а порою и его наивности. Тем не менее, позитивная атрибуция для сообщества много ценнее, чем негативная: имея дело с другими индивидами, нам полезнее считать их лучше, чем они есть на самом деле. Выигрыш здесь – в душевном равновесии оценивающего, в положительных его эмоциях. Этот выигрыш выше и «стратегичнее», чем промах в деле, который возник по причине более высокого мнения о контрагенте, чем он того заслуживал. Поэтому главное требование к положительной каузальной атрибуции: она не должна сопровождаться излишней доверчивостью, то есть мы должны доброжелательно относиться к окружающим, но на всякий случай помнить, что в принципе «возможно все».
К позитивной каузальной атрибуции склонны впечатлительные, доверчивые индивиды, «коротко мыслящие», восторженные, экзальтированные, с чертами истероидности.
Позитивная
каузальная атрибуция может иметь обобщенный
характер, но может иметь и выборочный.
К примеру, некий индивид произвел на нас
весьма благоприятное впечатление, и его
образ стал для нас позитивно-доминантным.
После этого и в свете этого мы начинаем
более благоприятно для него трактовать
его поступки: нам становится легче воспринимать
мотивы этих поступков как возвышенные,
благородные, как диктуемые добрыми намерениями
и помышлениями. А все, что не укладывается
в эту схему и что – при большей объективности
– заслуживало бы негативной оценки, рассматривается
нами как случайное, произошедшее против
его воли, по независящим от него обстоятельствам.
Иными словами, при позитивной каузальной
атрибуции негативный поступок индивида
мы расцениваем как случайный и не отражающий
его индивидуальности, как вынужденный,
а при негативной каузальной атрибуции
даже позитивный поступок индивида мы
расцениваем как случайный и тоже вынужденный.
И
негативная, и позитивная каузальная атрибуция
– это проявления необъективности оценок,
тенденциозности отношений (к объектам
оценки). В целом, это проявление ошибок
атрибуции, которые будут рассмотрены
ниже.
3. Ошибки атрибуции
В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории: