Категории предрассудков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:03, реферат

Описание работы

Предрассудок, буквально — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления.
Предрассудками называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, связанные с религией, и предубеждения.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 28.98 Кб (Скачать)

     Пытаясь свести психическую жизнь к нескольким универсальным началам или всесторонне  объяснить ее на основе ограниченного  числа четко сформулированных законов, мы предаемся совершенно бесплодному  занятию. Если наши теории выказывают определенное сходство с построениями в области естественных наук, то это относится главным образом  к выдвижению пробных гипотез, пригодных  только для ограниченных исследовательских  задач, но не применимых к душе в  целом. Следование теоретическому предрассудку неизбежно приводит к предвзятому  восприятию фактов. Любые открытия рассматриваются с точки зрения частной теории. Все, что подтверждает ее или кажется с ее позиций  уместным, воспринимается с интересом; все неуместное игнорируется; все  противоречащее теории отодвигается в  тень или получает ложное истолкование. На действительность сплошь и рядом  смотрят глазами той или иной теории. Поэтому нам следует постоянно  делать над собой усилие, дабы не принимать во внимание теоретические  предрассудки, так или иначе свойственные нашему разуму, и воспитывать в  себе способность к непредвзятому  восприятию фактов. Последние мы можем  воспринимать только в терминах категорий  и методов; соответственно. мы должны полностью сознавать, какие именно предпосылки, обусловленные самой  природой исследуемого материала, могут  содержаться в любом нашем  открытии (ведь "в любом факте уже таится теория"), В итоге мы можем научиться видеть действительность, четко сознавая. что то. что мы видим, не есть ни действительность в себе, ни действительность в целом. 

     3.3 Соматические предрассудки 

     Многие  полагают, что, подобно любым биологическим  явлениям, жизнь человеческой души представляет собой соматическое событие; понять человека можно только при  условии, что его природа объясняется  в соматических терминах, а любое  Упоминание души есть некий теоретический  паллиатив, не имеющий серьезного научного значения. Возникает тенденция рассматривать  любые психические события как  нечто, наделенное по существу соматической природой и, соответственно, либо понятное в терминах науки о соматических явлениях, либо ожидающее скорой и  адекватной интерпретации в тех  же терминах. Настоящий исследовательский  подход, по идее, должен был бы допускать  выдвижение гипотез, направленных на проверку, подтверждение или опровержение экспериментальных фактов с соматической точки зрения; но под влиянием соматического  предрассудка воображаемая "сома" разбухает до масштабов эвристической презумпции, хотя в действительности она есть не более чем бессознательное выражение некоего ненаучного предрассудка. Склонность к своего рода резиньяции, нередко сопутствующая психологическим исследованиям, служит отражением того же предрассудка; так, многие думают, что шизофрения перестанет представлять психологический интерес, как только будет обнаружено лежащее в ее основе соматическое заболевание.

     Этот  соматический предрассудок возникает  вновь и вновь в обличье  физиологии, анатомии или некоего  неясного суррогата биологии. В начале нашего столетия его выражали примерно так: нет нужды изучать психику  как таковую, поскольку она чисто  субъективна. Любое научное обсуждение психической жизни — это обсуждение в терминах анатомии, то есть с точки  зрения соматических, физических функций. Даже временные, условные анатомические  построения могут показаться более  предпочтительными, нежели чисто психологический  исследовательский подход. Но все  эти анатомические построения (и, в частности, известные концепции Мейнерта и Вернике) совершенно фантастичны; их вполне заслуженно называют "мозговой мифологией" (Himmythologie). В них связываются между собой вещи, в действительности никак не связанные; например, корковые клетки связываются с функцией памяти, а нервные волокна — с ассоциацией идей. Соматические построения подобного рода в действительности ни на чем не основаны. Не существует никаких данных о наличии параллелизма между каким-либо конкретным мозговым процессом и столь же конкретным психическим феноменом. Локализация сенсорных областей в коре головного мозга или, скажем, локализация афазии в левом полушарии означают лишь, что эти участки должны быть целы, чтобы то или иное событие психической жизни могло иметь место. В сущности, это аналогично необходимости иметь неповрежденный глаз, двигательный механизм и т. п.; ведь это столь же важные "инструменты", обеспечивающие нормальное функционирование живого организма. Что касается неврологических механизмов, то здесь степень нашей информированности несколько выше; но мы все еще бесконечно далеки от обнаружения точного параллелизма между ними и тем. что происходит в психической жизни. Было бы большой ошибкой полагать, что открытие причин афазии и апраксии само по себе способно вывести нас в сферу психического; на эмпирическом уровне мы не имеем возможности выяснить, действительно ли между психическими и соматическими явлениями существуют отношения параллелизма или взаимодействия. Насколько мы вообще можем научно судить о психическом и соматическом, эти сферы отделены друг друга необъятной областью промежуточных феноменов, о которых мы ничего не знаем. На практике мы можем говорить о параллелизме или взаимодействии (обычно — о последнем). Нам это дается достаточно просто, ибо всегда существует возможность преобразовать один ряд терминов в другой. Что касается тенденции переводить психологические феномены в соматические (воображаемые или реальные), то здесь уместно вспомнить слова Пьера Жане: "Мыслить анатомически там, где речь идет о психиатрии, — это значит не мыслить вообще". 

     3.4 "Психологистические" и "интеллектуалистические" предрассудки 

     Глубокое  проникновение в предмет нередко  приводит к возникновению "психологистического" предрассудка. Желание все "понять" порождает утрату критического осознания тех пределов, в которых вообще возможно психологическое понимание. Подобное происходит всякий раз. когда под влиянием ошибочного представления, будто для любого случая может и должна быть обнаружена действенная первопричина в опыте данного субъекта, "психологическое понимание" превращается в "причинное объяснение". Люди, не знающие психологии и склонные к соматической интерпретации, особенно предрасположены к тому, чтобы попасть в эту ловушку. Слишком многое в поведении больного приписывается злой воле или притворству; при этом ошибка врача состоит не столько в "психологизировании", сколько в морализаторстве. Некоторые врачи испытывают явную антипатию к лицам, подверженным истерии, и глубоко возмущаются, когда им не удается обнаружить хорошо известные физические признаки болезни. В глубине души они считают все это элементарным капризом и лишь в самых безнадежных случаях передают дело психиатру. Грубоватая, наивная тенденция к "психологизированию" обнаруживается как раз у тех, кто сторонится психологии или вообще не желает ее знать.

     Психическая жизнь богата ситуациями, в которых  люди действуют, казалось бы, целенаправленно  и исходя из рациональных мотивов. Соответственно. широкое распространение получила тенденция усматривать "осознанную причинность" в любой человеческой деятельности. Но на деле рациональное поведение играет в действиях людей очень незначительную роль. Иррациональные порывы и эмоциональные состояния, как правило, превалируют даже в тех случаях, когда индивид пытается убедить себя в чисто логической мотивировке собственных действий. Преувеличенное стремление выискивать повсюду рациональные взаимосвязи порождает склонность к умствованию, то есть шнтеллектуалистический "предрассудок, делающий безнадежными любые попытки достичь истинного и глубокого понимания человеческого поведения. Переоценка значимости чисто интеллектуальных рассуждений, противопоставляемых силам внушения (что проявляется, в частности, в отождествлении иррационального поведения больного с проявлениями шизофрении), приводит к игнорированию всего богатства человеческого опыта и человеческих переживаний. 

Информация о работе Категории предрассудков