Категории предрассудков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:03, реферат

Описание работы

Предрассудок, буквально — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления.
Предрассудками называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, связанные с религией, и предубеждения.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 28.98 Кб (Скачать)

     1 Понятие предрассудка 

     Предрассудок, буквально — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления.

     Предрассудками  называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального  сознания — суеверия, связанные  с религией, и предубеждения.

     Предубеждение — это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном  опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в других сферах общественной психологии.

     Представления о типичных чертах других народов  зависят как от их характерных  черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом  контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

     Психология  рассматривает предрассудок как  психологическую установку предвзятого  и враждебного отношения к  чему-либо без достаточных для  такого отношения оснований или  причин. Применительно к этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки предвзятого  или враждебного отношения к  представителям этих групп, их культурам  и к любым фактам действительности, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением.

     Главным фактором в возникновении предрассудков  является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую  распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь к  иностранцам.

     Предрассудки  возникают как следствие неполного  или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется  установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным компонентом оказывает, тем не менее, стойкое влияние на отношение людей к объекту.

     Следует различать стереотип и предрассудок в процессе межкультурной коммуникации. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной социокультурной  группы. Это своего рода обобщенный, собирательный образ представителей соответствующей группы, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы содержат возможность позитивных суждений о стереотипизированной группе.

     В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную  и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании  приписывания им негативных качеств. Для  предрассудков характерно бездумное  негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В  практике человеческого общения  объектом предрассудков обычно бывают люди, резко отличающиеся от большинства  какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т.д.

     Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными  причинами, а не биологическими. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые  передаются их носителями из поколения  в поколение и сохраняются  при помощи обычаев или нормативных  актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных  заповедей, т.е. строгих представлений  о том, "что и как должно быть", каким образом следует относиться к представителям соответствующих  этнических или социокультурных  групп. 

     Механизм  формирования предрассудков чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

     Психологическое перемещение используется людьми или  бессознательно, в качестве защитного  механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить  досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение  не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Оно встречается  и в коллективных психических  процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для  того, чтобы направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

     Предрассудки  могут возникать по отношению  к объектам самого различного рода: к вещам и животным, к людям  и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков все-таки являются этнические. Одна из причин — попытка представителей доминирующей этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.

     Теория  фрустрации и агрессии. В человеческой психике создается состояние  напряжения — фрустрация. Это состояние  требует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В  ситуации, когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы.

     Существует  также теория, которая формирование предрассудков объясняет потребностью людей определить свое положение  в отношении других. При этом часто  акцент делается на превосходство своей  этнической группы (и тем самым  своего, индивидуального) над другими. (Г. Тэджфела)

     Предрассудки  усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение  человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидуальные предрассудки в большинстве случаев  возникают не из личного опыта  межкультурного общения, а посредством  усвоения ранее сложившихся предрассудков.

 

     2 Разновидности предрассудков 

     Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс  восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что  есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств  объекта предрассудка не учитывается  при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед  теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители предрассудков  видят в их лице потенциальную  угрозу, что порождает еще большее  недоверие к ним. В-третьих, существование  предрассудков и основанных на них  традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских  прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты.

     Последствия возникают в результате влияния  какого-то одного предрассудка или  группы предрассудков. Все зависит  от того, к какому типу принадлежит  соответствующий предрассудок.

     Разновидности предрассудков:

     1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам являются хуже, чем представители собственной группы.

     2. Символические предрассудки основываются  на наличии негативных чувств  в отношении членов чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие  культурным базовым ценностям  собственной группы.

     3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм социального преимущества представителям этнических или социокультурных групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполагает наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других.

     4. Предрассудки типа "длинной руки" подразумевают позитивное поведение  по отношению к членам чужой  группы только при определенных  обстоятельствах (например, случайное  знакомство, формальные встречи). В  ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется  недружелюбное поведение.

     5. Фактические пристрастия и антипатии  как тип предрассудков предполагают  наличие открытого негативного  отношения к членам чужой группы  в случае, если их поведение  действительно не устраивает  членов собственной группы.

     6. "Знакомое и незнакомое". Этот  тип предрассудков подразумевает  отказ от контактов с членами  чужой группы, поскольку люди  данной группы всегда в той  или иной степени испытывают  неудобства при общении с чужаками  и поэтому предпочитают взаимодействовать  с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие  не вызывает глубоких нервных  и эмоциональных переживаний. 

 

     3 Категории предрассудков

     3.1 Философские предрассудки 

     Бывали  времена, когда главенствующее значение придавалось спекулятивному и дедуктивному мышлению, основанному на принципе понимания и объяснения явлений  без привлечения опытных методов  проверки. Этот тип мышления ценился  выше, чем дотошное изучение частностей. В такие времена философия  пыталась создать "сверху" то, что может быть обретено лишь опытным путем, "снизу". Ныне, кажется, мы отошли от этого образа мыслей, но он постоянно дает о себе знать в форме туманных теоретических построений. Его вполне узнаваемый дух ощущается в общепринятой системе общей психопатологии. С одной стороны, наш отказ от чисто дедуктивного и, в сущности, бессодержательного философского теоретизирования оправдан; с другой же стороны, он, к сожалению, слишком часто связывается с противоположной крайностью — стремлением ограничить продвижение вперед простым накоплением частных опытных данных. Слепое коллекционирование данных почему-то считается занятием более полезным и плодотворным, нежели сосредоточенное размышление. Отсюда вытекает пренебрежительное отношение к самому процессу мышления — а ведь без него невозможно рассортировать факты, распланировать работу, выработать точку зрения; без него не может обойтись даже самое страстное стремление к научному познанию.

     Дедуктивные философские системы обычно находились в неразрывной связи с этическими и прочими оценочными суждениями и выказывали тенденцию к морализаторству  и теологическими спекуляциям. Причинами  психических заболеваний считались  грехи и страсти, а человеческие качества однозначно делились на дурные и добрые. Еще в первой половине XIX века Максимилиан Якоби безжалостно критиковал это "ложное и неуместное философствование". И действительно, в науке нет места философским системам подобного рода — независимо от того, насколько важную роль они могут играть в качестве способа выражения той или иной установки человека по отношению к миру. Борьба между мировоззрениями — это обычно не более чем борьба за власть, тогда как в научной дискуссии всегда есть место для осмысленного обмена мнениями. Тем не менее в психологии и психопатологии трудно обойтись без оценочных суждений, которые часто оказываются выражением тех или иных глубинных философских воззрений. От любого психопатолога требуется, чтобы он в своей работе проводил четкое различие между наблюдениями и оценочными суждениями. При этом речь идет отнюдь не о том, что ему, как человеку, заказано прибегать к оценкам; напротив, чем больше мы наблюдаем, прежде чем вынести оценку, тем она яснее, глубже, ближе к истине. От психопатолога требуется лишь спокойная, непредвзятая сосредоточенность на фактах психической жизни. Человек как объект исследования требует беспристрастного и заинтересованного подхода, свободного от какой бы то ни было предубежденности. Принцип, согласно которому простое наблюдение не должно смешиваться с оценочным суждением, очень прост в теории; на практике, однако, он требует от исследователя настолько высокого уровня самокритичности и объективности, что мы еще не скоро сможем признать его самоочевидным. 

     3.2 Теоретические предрассудки

     предрассудки  сущность понятие

     Опорой  для естественных наук служат всеобъемлющие, хорошо обоснованные теории, благодаря  которым все наши частные наблюдения обеспечиваются единообразным фундаментом. В качестве примеров можно привести хотя бы атомную и клеточную теории. Ничего подобного мы не находим ни в психологии, ни в психопатологии; теоретическая основа в этих науках возможна разве что на правах спекулятивной  конструкции, выдвинутой тем или  иным "исследователем. Наши методы не ведут к открытию каких бы то ни было фундаментальных начал, механизмов или законов, предназначенных для объяснения психической жизни; они лишь выводят на определенные пути. двигаясь по которым, мы получаем возможность познать некоторые ее аспекты. С нашей точки зрения, психическая жизнь — это бесконечное целое, совершенно не поддающееся систематизации. Ее можно сравнить с морем: независимо от того, плывем ли мы вдоль берега или уходим в открытое море, мы лишь скользим по поверхности.

Информация о работе Категории предрассудков