Как стать умнее?

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:04, творческая работа

Описание работы

Как стать умнее?
Своими наблюдениями и небольшими открытиями я хотела бы поделиться с теми читателями, кому эта тема хоть сколько-нибудь интересна.
Мы каким-то образом делим людей на умных и глупых, богатых и бедных, сильных и слабых, красивых и обычных, хотя и понимаем, что все эти понятия достаточно относительны. Вероятно, вам человек, который летает на собственном самолёте за миллион долларов, кажется богачом. А тот, кто ночует в подвале, ходит в потрёпанном пальто и просит милостыню – тот, конечно, нищий.
Однако миллиардер не назовёт миллионера человеком богатым, ведь миллиардер в тысячу раз богаче миллионера. А тот же, кто ночует на улице и у кого нет даже тёплого пальто, позавидует ночующему в подвале и сочтёт его человеком вполне обеспеченным.

Работа содержит 1 файл

как стать умнее.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Возникает мыслительное напряжение, вы его чувствуете. Большинство  людей при этом испытывают дискомфорт: они уверены, что напряжение в  мозгу – это плохо, и от этого  нужно избавиться, как от боли в голове.

Человека, столкнувшегося с необходимостью подумать, можно  сравнить с человеком, у которого возникла необходимость подняться  на десятый этаж. Подняться на лифте  – быстрее и проще, чем подниматься  по лестнице. Так же, проще найти готовое решение возникшей проблемы, чем изобретать своё собственное. Именно так и поступает большинство, используя готовые решения. Подчинённый идёт к начальнику. Девушка просит помочь своего парня. Подняться по лестнице – медленнее и тяжелее, чем на лифте. Но нагрузка на мышцы ног делает ноги сильнее, а езда не лифте – нет. Используя чужие решения ваших задач вы ускоряете их решения, но решая свои задачи самостоятельно – вы развиваете своё мышление. Безусловно, пользоваться лифтами, автомобилями, самолётами – эффективно. Но представьте человека, совершенно не испытывающего физической нагрузки, а вместо того пользующегося огромным количеством техники. Это довольно жалкое зрелище, потому что все мышцы этого человека окажутся атрофированными. “Неиспользуемый орган атрофируется” – это закон.

 

Делай, что  тебе говорят!

А с чего всё начинается? Вот дети крайне любопытны: им до всего  есть дело, всем они интересуются, обо  всём спрашивают, всё изучают.  Можно  сказать, любопытство – это врожденный инстинкт, свойственный всем маленьким человечкам. То есть любопытство, любознательность, интерес – тот самый фундамент, на котором стоит мышление, присущ каждому из нас с самого рождения. Сохранится ли любопытство и интерес к познанию у ребёнка, зависит от множества факторов. Но прежде всего – от родителей.

Ребенок задаёт вопросы. Одни родители подробно и внятно отвечают на бесконечные расспросы детей, а не зная ответ на вопрос, узнают, и возвращаясь к этой теме, объясняют. Другие родители не зная, что ответить, начинают злится: и что, собственно, ребёнок ставит их в тупик своим вопросами, и что надоедает. А ребёнок чувствует, что его расспросы вызывают раздражение у родителей, и со временем в его голове откладывается мысль, что задавать вопросы и интересоваться – это плохо.

“Хватит задавать поросы! Ты должен вести себя так-то и так-то, ясно тебе?!”, - говорит взрослый ребёнку. Ты еще маленький, и ничего не понимаешь. Вести себя так, чтобы все вокруг были тобой довольны, то есть делать, что тебе говорит отец, начальник, командир, учитель – нужно, ну а думать – не обязательно. Вот и получается, что большинство взрослых “делают, что говорят”. Эта, большая часть людей, мыслят редко, делают это без удовольствия, и как следствие, имеют слабо развитое мышление. Меньшая же часть людей самостоятельно решает, что им нужно делать, и, в целом, обладает высоким уровнем мышления.

Свобода придумывать  для себя задачи самостоятельно –  это прежде всего ответственность. Не приученный к ответственности  с детства, неизбежно оказывается  в том большинстве, которое всё время боится ошибиться, сделать что-нибудь не так, чтобы не быть наказанным (родителем, начальником, командиром, учителем).

 

То, что вы делаете

Многим, конечно, удаётся  сохранить с детства любознательность и любовь к мышлению. Потом свою лепту вносит школа, университет. Тут невозможно однозначно утверждать, на кого и как влияет образование. Если родители не поддерживали в ребёнке страсть к познанию, он мог найти понимание в школе. А кто-то другой, кого приучили мыслить, столкнулся с тем, что в школе или в университете просто заставляют пересказывать то, что написано в учебнике, а собственные мысли учеников, студентов – никому не интересны.

После школы, колледжа или  университета человек приходит на роботу, которая значительно влияет на умственные способности человека. От однообразной и монотонной работы люди тупеют. Продавщица в бутике, охранник  на автомобильной стоянке, рабочий за станком, таксист. Как правило, эти люди изо дня в день выполняют одни и те же действия. Используют всегда одни и те же шаблоны поведения. 

 

Сотворение

Конечно, можно быть изобретательным  в каждой профессии. И рабочий со стройки может оказаться умнее профессора, который просто держит в голове очень много информации, но самостоятельно не размышляет, лишь цитирует чужие высказывания.

Но как правило, учёный задаётся вопросами, интересуется, пытается понять, открыть, доказать. А рабочий со стройки делает, что ему говорят.  А делая, пользуется, главным образом, шаблонами поведения.

Писатели, художники, музыканты, как правило – мыслители. Вот  чистый холст, тетрадь, лист. Ничего нету. И если только это не заказ, а творчество от души, то никто же не скажет, что именно должно появиться.  Это человек сам себе ставит задачу: я хочу что-то создать. Что-то показать, что-то рассказать, что-то дать почувствовать. А что именно? Ну, это не всегда понятно. Что-то просится наружу, и часто пока не закончишь работу, даже и сказать толком не можешь, что именно ты хочешь создать. И тут уж без мышления никуда: “Что я хочу выразить?” , “Что же здесь (создать) дальше?”, “Как это сделать лучше?”. 

Владелец, учредитель бизнеса, как правило, умнее наёмного сотрудника. И не потому, что лучше образован. Владелец бизнеса постоянно сталкивается с нештатными ситуациями и вынужден придумывать решения, он должен постоянно изобретать. Наёмный сотрудник в большинстве случаев имеет чёткие инструкции, что именно он должен делать. А не зная, как поступить, обращается к начальнику.

 

То, что вы любите

Вероятно, вы нашли себе такое занятие, которое избавляет  вас от необходимости мыслить. Вас  вполне устраивает такое положение  вещей: вы не обременены большой ответственностью, вы получаете приличную плату за свою работу. Ну и что, что вы не в восторге от своей работы?  Ведь в будущем вы будете вознаграждены за это: вы накопите достаточно много денег, и сможете себе купить то-то и то-то. И, в том числе, таким образом, будете счастливы.

Не будете. Вы не будете счастливы, пока не займётесь тем, что  вы любите делать. Вы не полюбите то, что  вы делаете, пока в своей деятельности не начнёте использовать мышление. Интересным, любимым делом, может  быть только то дело, в которое вы вкладываете себя: свои идеи, свои изобретения, свои решения.

Возможно, в силу сложившихся  обстоятельств, вы просто вынуждены  заниматься тем, что приносит хоть какой-то доход, и эта работа, конечно же, временная. Как долго она будет  временной? Постоянно? Вы не будете эффективны, вы не будете счастливы, пока не найдёте любимое дело и не займётесь им.

Человек занят тем, от чего он ожидает счастья, но самое большое  его счастье в том, что он занят. Ален

 

 Те, чья жизнь проходит  в погоне за наслаждениями, не только не спасаются от скуки, но острее других страдают от нее. О. Хаксли

 

Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению  препятствий и прикладывая способности  к служению потребностям других людей. Большинство людей думают об успехе как о чем-то, чего надо добиться; а на самом деле успех начинается с отдачи. Генри Форд

 

Болтовня

Привычка мыслить в  конечном итоге вытекает в образ  жизни. А образ жизни – формирует  привычки. Это замкнутый круг, но разорвать его возможно, если только хорошенько захотеть!

Прежде всего нужно  понять предельно простую вещь:  если ничего нового не создаётся, значит используются уже существующие шаблоны. Если создаётся что-то новое –  это мышление. И не важно, чего это  касается: проектируете ли вы дамбу на реке или придумываете как провести воскресный вечер.  Делая что бы то ни было, задайте себе вопрос: “Я использую готовый шаблон поведения или пытаюсь придумать оригинальное решение для оригинальной задачи?” Чем чаще ответом будет “придумываю” – тем лучше.

В разговорах то же самое: можно обсуждать задачу и  искать пути её решения. А можно просто болтать.  Кажется: невозможно же говорить, совсем не думая! Верно – мышление работает всегда. Вопрос только в том, какая  задача решается в этих разговорах. Уровень загрузки мышления при разговоре пропорционален оригинальности и сложности поставленной задачи. В подавляющем большинстве случаев, единственная задача, которая решается в разговорах – заполнить скуку, убить время. А эта задача легко решается: нужно просто много говорить, и больше ничего. Поэтому умные люди крайне редко оказываются болтливы.

Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку  праздности, они не могли бы переносить ее. Л. Н. Толстой

В то время как люди умные  умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. Франсуа де Ларошфуко

 

Общение с миром

Ну а что же еще  делать? Как же теплота человеческого общения?  Если не общаться с друзьями, интересными людьми, то что же, оставаться наедине с собой?  Хотя бы иногда - оставаться.

Многие стараются избежать одиночества: оставаясь наедине  с собой, человек наблюдает самого себя, свой внутренний мир. И если этот мир пуст, скучен и не интересен, человеку становится скучно и не интересно. Тогда человек стремится наполнить его развлечениями, бесконечной болтовнёй с друзьями о том о сём, телевизором, чтением новостей. Всё это информационный мусор, суррогат, которым человек стремится заменить свои собственные мысли. И заменяет, потому что так легче, и проживает пустую и неинтересную жизнь.

Слова – это не единственный способ общения. Люди также общаются через то, что они делают: вот  дизайнер создал концепт автомобиля, архитектор спроектировал здание, музыкант сочинил мелодию. Умный человек внимательно изучает окружающий его мир. Он общается с людьми главным образом через некий эфир –  совокупность всего созданного людьми – это то, что люди говорят ему. А то, что он создаёт сам, это то, что он хочет сказать миру. Ничего не создающему нечего сказать.

 

Мыслить –  значит задавать вопросы

Ну хорошо, допустим мы задались целью развивать мышление. Понятно, что это возможно через  решение задач. Но как именно это делать эффективно?

Прежде всего нужно  задавать себе вопросы. И самому же на них отвечать. Кажется, какой смысл  ставить вопрос, если вам заранее  известен на него ответ?

Действительно, например, для того, чтобы что-то вспомнить, нужно было это когда-то знать. Бесполезно спрашивать свою память о той информации, которой, вы уверены, в ней никогда не было. Но ваше мышление – это не склад знаний и готовых шаблонов. Ваше мышление – это создатель, генератор, производитель новых шаблонов, и следовательно, новых знаний –  успешно использованный новый шаблон становится знанием о том, что “это возможно”. Обращаясь к мышлению вы не требуете от него выдать вам готовые шаблоны, вы обращаетесь с просьбой предоставить вам  несколько новых шаблонов, которые вы могли бы попробовать использовать.

Сначала определяется “В чём заключается задача?”. Потом  перебираются возможные пути решения  задачи. Как правило, это вопросы типа: “А что если…?”,“Каким образом…. ?”, “Почему бы не… ?”, “Как?”. 

Глупый человек начинает мыслить, только если вынужден это делать. Умный же, в силу свой любопытности, в фоновом режиме постоянно решает задачу понимать вообще всё. Он создаёт в голове некую “Таблицу сути и взаимосвязи вещей”. Поэтому у умного часто возникают вопросы: “Почему это так устроено?” “Зачем это сделано?” “Почему именно так?”, “Что к этому привело?”.

 

Постановка  вопроса

Формулируя вопрос, очень  важно правильно определить, в  чём именно задача заключается. Не правильная формулировка задачи уводит в сторону  от решения, либо существенно снижает эффективность решения. Так, например, я неоднократно сталкивался с людьми, которые желая увеличить свои доходы задавались вопросами:  “Где я могу найти  работодателя, которой будет мне платить больше? Где мне найти вторую работу, которая не будет мешать первой?“. Хотя можно еще заниматься инвестициями.  Можно создать свой собственный бизнес. Можно обучиться другой специальности, за которую платят значительно больше. Можно уехать в другой город, в другую страну где за то, что вы уже умеете делать будут платить в два раза больше. На самом деле стоит задача “Как разбогатеть?”, и решение о смене работодателя – не единственное, и не самое эффективное.

Или вот другой пример: вам звонит подружка и говорит, что  у неё лопнуло колёсо. Она сообщает о том, где она находится и просит вас о помощи. Совершенно очевидно, что лопнувшее колесо нельзя отремонтировать на шиномонтаже. Следовательно, нужно купить новую шину. И вы покупаете шину, находите домкрат, и приезжаете к месту бедствия. Вы видите: машина стоит на спущенном колесе, но с внешней стороны  не видно, чтобы шина лопнула. Вы откручиваете колесо, и оказывается, что новая шина куплена зря – очевидно, колесо просто где-то пробито и вы везёте его в шиномонтаж на ремонт. Где выясняется, что колесо даже и не пробито – просто из баловства его кто-то спустил. Конечно, можно было сразу усомниться в том, что шина действительно лопнула, ведь это происходит достаточно редко. Но здесь вы стали заложником своего доверия к человеку, который не правильно сформулировал задачу.

Часто только кажется, что  задача очевидна, поэтому, первым вопросом при решении задачи должен быть вопрос о самой задаче “В чём именно заключается задача?”. Время, потраченное  на точное формулирование задачи, на анализ и понимание её сути с лихвой окупится.

 

Ящик

Информация о работе Как стать умнее?