Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:50, реферат
Где бы вы не столкнулись с проявлением унижения и оскорбления, без сдержанности и самообладания вам никак не обойтись. Вспыльчивые люди навлекают на себя дополнительную порцию злостных эмоций со стороны обидчика, и только разжигают бурю страстей . Поэтому воспитывайте в себе при каждой возможности сдержанность и самообладание.
Тема: Как реагировать на оскорбление
Где бы вы не столкнулись с проявлением
унижения и оскорбления, без сдержанности
и самообладания вам никак
не обойтись. Вспыльчивые люди навлекают
на себя дополнительную порцию злостных
эмоций со стороны обидчика, и только разжигают
бурю страстей . Поэтому воспитывайте
в себе при каждой возможности сдержанность
и самообладание. И когда сложится ситуация,
где их необходимо будет применить, вам
будет легче справиться.
(Не секрет, что основную часть уголовных
дел занимают ссоры на бытовой почве.)
в самой психологии человека “запрограммировано” стремление к ответным реакциям..
Когда человека оскорбляют, в нем неизменно рождается инстинктивное желание не остаться в долгу и ответить обидчику. Способность взять это психологическое свойство характера под контроль расценивается как “сверхчеловеческое” самообладание.
Мы сможем контролировать свои реакции на острые ситуации, если поймем, что чаще всего причина оскорблений в наш адрес — не в нас, а — в нашем обидчике. А значит, нам не следует позволять другим втягивать себя в “обмен любезностями”.
Спросим себя: почему мы, становясь объектом насмешек и оскорблений, превращаемся в разъяренных животных? И признаем: потому что где-то в глубине нашего существа зарождается в такие моменты ощущение, что мы загнаны в угол. Это временное чувство безысходности психологически подавляет нас, провоцируя желание “разорвать на части” обидчиков.
Но удовлетворение, которое мы якобы можем получить от акта свершившейся мести, в действительности — только иллюзия. По-настоящему реальны те положительные и весьма плодотворные эмоции, захватывающие нас, если нам удается одержать победу над своими “инстинктами”. Умение сохранить собственное достоинство — одно из самых ценных человеческих качеств.
Люди нередко делают ответные выпады в адрес обидчика. И это — весьма распространенная ошибка, результат которой, как нередко бывает — обострение ситуации, новая волна оскорблений, порочащих и вашего родственника или друга и вас, с ним заодно. Хорошего тут ждать не приходится.
Самый лучший выход из положения — найти способ прекратить неприятный разговор. Без выяснения отношений и позиций.
Потом вам, возможно, захочется возразить обидчику по поводу содержания и формы его обвинений. Но, прежде чем сделать это, произведите простой психологический расчет. Постарайтесь объективно оценить человеческие качества “противника”.
Не забывайте, что человек не может нести ответственность за поведение других людей, но — в ответе за каждый собственный шаг, каждое слово и движение.
Если женщина не может успокоить себя и реагирует на плохие слова, то ей стоит задуматься о том, что они почти всегда беспочвенны, и высказываются только для того, чтобы довести её до глубокой обиды. В некоторых случаях мужчины остывают, если видят равнодушный взгляд своей жены.
Если мужчина и после этого не успокаивается, тогда стоит заговорить с ним и попытаться перевести разговор в другое русло. Женщина сделает ошибку, если даст понять мужчине, что его оскорбления обидны для неё. Лучше сделать вид, что его нападки вообще для неё безразличны. Любой признак обиды или слёз будет обозначать то, что мужчина добился своего. Не нужно поддаваться на провокацию. Мужчина, как правило, в глубине души считает себя полноправным лидером. Это лидерство пробуждает в нём чувство собственности. И поэтому в момент ссоры это чувство обостряется вдвойне. А так как он считает женщину своей собственностью, то подсознательно поступает с ней как с жертвой. Ведь всегда легче обидеть близкого человека потому, что он потом поймёт и простит ошибку. Многие мужья пользуются этим и стараются манипулировать женской слабостью.
Ни в коем случае не переводить
на шутку, если задето ваше достоинство.
Ответить таким образом, чтобы не
было продолжения разговора.
Вероятность быть оскорблённым в современном
мире лишь увеличивается. Наша ответная
реакция на эти оскорбления, чаще всего,
нас не устраивает. И мы думаем, почему
не поступили иначе. Предлагаю разобраться
в «природе» оскорблений и, на всякий случай,
вооружиться верными установками против
них.
Оскорбления
Оскорбления относят к речевой агрессии,
хотя они могут проявляться не только
в выражениях или утверждениях, но и в
поведении. Оскорбление предполагает
наличие виновника, цели и, часто, аудитории.
Оно может быть намеренным или случайным
(от недопонимания или несчастного случая).
Тяжелые оскорбления разрушают идеализированные
объекты, личности, идеи. Оскорбления могут
существовать как в глобальном масштабе
(политические, социальные, культурные),
так и быть направленными на отдельную
личность. Оскорбления несут в себе разрушительную
силу. Реакцией на оскорбления часто становится
подорванное доверие, тревога, депрессия,
ответный акт насилия, суицид, самоустранение
и т.д. Социологи также выделяют те оскорбления,
которые в действительности являются
нейтральными терминами описания фактического
состояния. Но личности с повышенной эмоциональной
чувствительностью, с преобладанием роли
«жертвы» непременно и в этом случае почувствуют
себя оскорбленными.
Психологический процесс оскорбления
очень прост. Если кто-то обидел вас,
возникает злость и желание обидеть
в ответ. Если это невозможно сделать,
может возникнуть фрустрация с заменой
объекта вашего оскорбления. Хотя злость
и является природной реакцией,
но естественность здесь не означает «пользу».
Злость, скорее, ближе к «натуральному»
яду.
Социологи констатируют, что в культуре
разных народов существуют противоположные
социальные установки в отношении
реакции на оскорбления. Западная психология
ближе к возможности выражения своих эмоций.
Многие же другие культуры воспитывают
с детства подавление гнева, эмоции. В
последнем случае, это может стать причиной
зарождения культурных предрассудков,
паранойи, ненависти, жестокого обращения
с детьми, домашнего насилия, наркомании,
депрессии и т.п. Парадокс в том, что адекватный
ответ на оскорбление создаёт больше сострадания,
а подавление ведёт к жестокости. Реагировать
необходимо, главное, знать, как это делать.
Реагируем на оскорбления правильно
Психологи предлагают внутренне «пройти»
следующие ступени реагирования
на оскорбления:
Если это слишком сложная схема, обратитесь к следующей:
Не всегда можно выразить свои ощущения
обидчику. Тогда подойдут «битьё»
подушек, физические упражнения, письменное
выражение своих чувств, выкрикивание
своего гнева в струю воды.Умойтесь
прохладной водой, конфликт исчерпан.
Вы оказались умнее! Поставьте себе пять
и постарайтесь вынести из этой ситуации
здравые выводы.
Детей важно учить правильно реагировать
на оскорбления с раннего детства:
своим правильным примером (если ребёнок обижает вас, можно останавливать его фразами: «со мной так поступать нельзя», «я не разрешаю так со мной обращаться», «мне неприятно от этого»);
Эмоциональность или пробелы в воспитании?
Муж обижает, позволяет себе несдержанность в выражениях? Понаблюдайте, как происходит общение в его семье. Спокойно ли разговаривают между собой его родители, умеют ли слушать собеседника? Все проблемы коммуникативного плана родом из детства. Если муж обзывает жену, если родители постоянно общаются на повышенных тонах, ребенок просто не сможет научиться по-другому вести себя в обществе. Для него это – норма, он просто не знает, что могут быть другие сценарии поведения.
Склонные к «неправильной
Итак, первое, с чего нужно начать, - это научиться
контролировать свои эмоции. А они
у нас могут быть следующие: растерянность,
подавленность или агрессия. Берите себя
в руки и четко говорите про себя: «Нельзя
показывать свою растерянность и убегать
в кусты», «Я могу пересилить себя и не
показать подавленность, «Я не должен
молчать с мокрыми глазами или красными
ушами», «Я не буду показывать свою злость
и раздраженность, будто меня действительно
задели за живое, и не позволю, чтобы обидчик
торжествовал». Вам будет проще это сделать,
если вы будете представлять при этом
своего оппонента в каком-то жалком или
смешном виде: злой гном, тявкающая собачонка.
Или же посадите его в аквариум и представьте,
что он шлепает губами, как раздувшаяся
рыба-шар, а вы ничего не слышите, зря старается.
Второй момент – это уметь дать достойный
отпор. «Школа злословия» - не такая
уж гадкая вещь. Только «злословить» нужно
уметь не примитивными обидными и всем
известными словами, а красиво и с юмором,
чтобы свою «честь мундира» сохранить,
а другого оставить без аргументов. Не
стоит отвечать хамством на хамство, хотя
в некоторых случаях именно это и помогает,
но об этом позже.
В своей книге «Тонкое искусство словесной самозащиты» Сюзетт Хейден Элджин предлагает разложить обидевшее вас замечание на части и отвечать на невысказанный упрек, не строя из себя жертву. Например, услышав «если бы ты меня любила, ты бы похудела», можно ответить так: «И давно ты решил, что я тебя не люблю?»
Повернитесь лицом к обидчику.
Противостоять оскорблениям
Прибегните к юмору.
Лучшее оружие против оскорбительной критики — смех. Остроумный ответ поможет вам справиться практически с любым обидчиком.
Не возражайте. Соглашайтесь со всем.
Если муж говорит: «Мне кажется, ты поправилась
килограммов на десять, дорогой», отвечайте:
«На двенадцать, если быть точным».
Если он не отступает: «Ну и что
ты будешь делать с лишним весом?»
— попробуйте
так: «Да ничего, наверное. Просто побуду
какое-то время толстяком». Обидное замечание
сильно настолько, насколько вы сами наделяете
его силой. Соглашаясь с критикой, вы обезоруживаете
критикующего.