Качества менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Моя курсовая работа будет состоять из двух частей. В первой я рассмотрю тему «качества менеджера» а во второй рассмотрим «стили руководства». Собственно кто такой менеджер? Менеджер — это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке "люди-цели". Менеджер это, прежде всего руководитель, поэтому изучение его качеств и стилей руководства очень важны для начинающих в этой профессии.

Содержание

Введение
Часть 1 Качества менеджера.
1.1. Требования к менеджерам
1.2. Имидж менеджера
1.3. Авторитет менеджера
Часть 2 Стили руководства.
2.1. Основные виды стилей руководства
2.2. Смешанные стили управления
2.3. Влияние тактики руководства на результативность работы
2.4. Что надо и чего не надо делать для успеха новому менеджеру и эффективному лидеру.
Вывод
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

качества менеджера.docx

— 38.97 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

Введение

Часть 1 Качества менеджера.

  1.1. Требования к менеджерам

  1.2. Имидж менеджера

  1.3. Авторитет менеджера

Часть 2 Стили руководства.

   2.1. Основные виды стилей руководства

   2.2. Смешанные стили управления

   2.3. Влияние тактики руководства на результативность работы

   2.4. Что надо и чего не надо делать для успеха новому менеджеру и эффективному лидеру.

Вывод

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Моя курсовая работа будет  состоять из двух частей. В первой я  рассмотрю тему «качества менеджера» а во второй рассмотрим «стили руководства». Собственно кто такой менеджер? Менеджер — это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке "люди-цели". Менеджер это, прежде всего руководитель, поэтому изучение его качеств и стилей руководства очень важны для начинающих в этой профессии. Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленческой деятельности. Из всего вышесказанного можно увидеть, что раскрытие этих тем непосредственно влияет на саморазвитие и понимание менеджмента как предмета в целом.

 

Часть 1. Качества менеджера

  1.1. Требования к менеджерам

 

Термин "менеджер" имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

• к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных  подразделений;

• к руководителю предприятия  в целом и его управлений, отделений, отделов;

• к руководителю по отношению  к подчиненным;

• к администратору любого уровня управления.

К менеджеру любого уровня управления предъявляются требования:

1. наличие общих знаний  в области управления предприятием;

2. компетентность в вопросах  технологии производства в той  отрасли, к которой относится  предприятие по виду и характеру  своей деятельности;

3. владение не только  навыками администрирования, но  и предпринимательства, умение  владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно  перераспределять ресурсы в наиболее  выгодных сферах применения;

4. принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими  менеджерами и работниками и  распределение участия каждого  в их исполнении;

5. наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах;

6. умение анализировать  деятельность предприятий-конкурентов;

7. умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры,  особенности спроса, мер государственного  регулирования экономики в своей  стране и в других странах,  на рынках которых предприятие  стремится усилить либо удержать  свои позиции.

И все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Это умение включает:

• знание в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

• знание условий, связывающих  предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;

• устранение неспособных  работников с целью удержания  единства и правильности функционирования предприятия.

Успешность работы менеджера  во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта.

Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей способностью к  управленческой деятельности (ОСУД).

Сильного менеджера можно  отличать от слабого по степени разнородности  используемых приемов и методов  управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные  проблемы и успешно разрешать  конфликтные ситуации. О наличии  ОСУД свидетельствует умение менеджера  масштабно мыслить, рационально  решать кадровые проблемы.

Под личностно-деловыми качествами менеджера понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние  на управленческую деятельность. Эти  качества определяются способностями  индивида, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями  характера, темпераментом, накопленным  опытом работы. Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств  являются:

• компетентность,

• коммуникабельность,

• стрессоустойчивость,

• нравственность,

• способность творчески  решать проблемы,

• смелость в принятии решений.

Компетентность подразумевает  наличие у менеджера специального образования, широкой эрудиции в  различных областях, постоянное повышение  им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность  мышления менеджера и наличие  у него соответствующих организаторских  способностей.

Коммуникабельность зависит  от темперамента индивида (наилучшей  коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, делового обаяния, адаптивных качеств, поведения  в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера  является умение выслушать собеседника и установить с ним деловые, а иногда и дружеские контакты.

Под стрессоустойчивостью понимают способность противостоять сильным  отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую  напряженность. К сожалению, стрессы  являются неизбежным злом в деятельности всех менеджеров. Стрессоустойчивость  зависит от индивидуальных особенностей человека и, в частности, от его темперамента. Так, например, сангвиники значительно  спокойнее реагируют на любые  стрессовые ситуации, чем флегматики и тем более меланхолики.

К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера в первую очередь следует отнести честность, порядочность, принципиальность.

Способность менеджера творчески  решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые довольно часто возникают  в условиях рыночной экономики.

Смелость в принятии решений  является еще одним важнейшим  профессиональным качеством преуспевающего менеджера В процессе принятия решений менеджеру необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности и выбрать наиболее эффективный вариант решения.

Наряду с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера  в значительной мере зависит от его  опыта, под которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет вместе со стажем его работы. Однако это  утверждение справедливо лишь в  том случае, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, то есть работать творчески.

Главный смысл и содержание деятельности менеджера заключается  в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, а также  организации и стимулировании совместной работы подчиненных.

Менеджер очень много  работает с информацией, преобразуя которую он принимает решения. Поэтому  в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают, прежде всего, средства работы с информацией.

Результат деятельности менеджера  чаще всего оценивается по достижению поставленных целей.

В настоящее время предъявляются  серьезные требования к профессиональной компетенции менеджеров, важнейшими из которых являются:

• понимание природы управленческого  труда и процесса менеджмента;

• профессиональная компетентность;

• знание должностных и  функциональных обязанностей;

• умение собирать, анализировать  и перерабатывать информацию;

• организаторские способности;

• творческое мышление;

• высокие нравственные качества;

• способность к объективной  самооценке.

Чтобы выполнять свои сложные  и ответственные функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать, способностями использовать их в повседневной работе. Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы.

В первую группу входят знания и умение выполнять свою работу:

• высокая информированность  по профессиональным вопросам;

• умение обосновывать и  принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая  динамичность и неопределенность;

• знакомство с передовым  отечественным и зарубежным опытом менеджмента;

• способность управлять  ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами  повышения эффективности управления;

• умение использовать современную  информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции  менеджеров связана со  способностью работать с людьми и управлять своими эмоциями.

В процессе выполнения своих  функций менеджеры взаимодействуют  с широким кругом лиц — подчиненными, коллегами, руководителями, высшими  администраторами, акционерами, поставщиками, заказчиками и другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью той  организации, где работает менеджер. Чтобы работать с людьми,  различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры  должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны  тех лиц, с кем они вступают в контакт.

Профессиональная деятельность менеджера значительно различается  в зависимости от того, на какой  ступени иерархии работает данный менеджер.  Одна из форм разделения труда менеджера  носит горизонтальный характер и  предопределяет расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений  предприятия. Следует отметить, что  все эти менеджеры работают на одной и той же иерархической  ступени управления.  Помимо них  на предприятии есть менеджеры, которые  координируют работу этих менеджеров и руководят этой работой.  Таким  образом, помимо горизонтального разделения труда менеджеров на предприятии  существует еще и вертикальное разделение их труда, предусматривающее разный иерархический уровень.

Различают менеджеров низового, среднего и высшего звеньев.

Менеджеры низового звена  представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над  рабочими. Примером менеджера низового звена является мастер участка. Работа менеджеров низового звена является оперативной, она наполнена разнообразными действиями и предусматривает систематический  и длительный контакт с подчиненными.

Работа менеджеров низового звена координируется и контролируется менеджерами среднего звена. Эти  руководители обычно возглавляют крупное  подразделение, отдел или цех  предприятия.

Менеджеры высшего звена  осуществляют руководство предприятием в целом, они наделены большими правами  и должны нести всю полноту  ответственности за результаты работы.

На основании стиля  руководства людьми выделяют 10 типов  менеджеров:

1. Авторитарный. Стремится  доминировать и подчинять себе  всех, с кем сталкивается в  практической деятельности. Отстраняет  подчиненных от участия в управлении. Подавляет инициативу исполнителей.

2. Коллегиальный. Девиз  такого менеджера: "Моя точка  зрения — одна из возможных". Это обычно демократ по натуре, профессионал по образованию  и опыту работы. Поощряет инициативу, делегирует полномочия в управлении.

3. Дипломатический. Характеризуется  способностью быстро перестраиваться  на новую модель деятельности. Тяготеет к общительности, берет  на себя инициативу в переговорах.  Крайний тип характеризуется  изворотливостью и демагогией.

4. Либеральный. Предоставляет  подчиненным полную свободу действий, поощряет инициативу. Берет, как  правило, на себя ответственность  за поведение подчиненных. В  качестве отрицательных черт  выступают — попустительство,  пренебрежение к осуществлению  контрольной функции, либерализм  по отношению к лодырям и прогульщикам.

5. Авральный. Работу обычно  организует по принципу "Давай,  давай! Потом разберемся". Нередко  осуществляет мобилизацию всех  материальных и духовных ресурсов  подчиненных на выполнение конкретного  задания. При частом использовании  данного принципа страдает ритмичность  работы подразделения.

6. Конструктивный. Для него  характерен постоянный поиск  и создание условий для полезных  преобразований. По натуре — это  побудитель подчиненных на использование  в своей деятельности нестандартных  приемов. Он всегда верит в  "хорошую бумагу". Обычно —  это прирожденный аппаратчик, склонный  управлять людьми только из  канцелярии. Положительные тенденции  — аккуратность, подтянутость, осмотрительность.

Информация о работе Качества менеджера