Кабинет педагога - психолога в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психологической помощи. И в первую очередь это - организация рабочего места практического психолога, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении

Содержание

Цели и задачи кабинета педагога-психолога……………..…...2
Организация пространства кабинета…………………………..…….………..3
Расположение кабинета психолога……………………………..……..……....4
Организация рабочего пространства кабинета……………..….……...…5
Материально-техническое наполнение…………………………...…….…...8
Дизайн кабинета……………………………………………………………….………….10
Методические средства, обеспечивающие психологическую деятельность……………………………………………………………………………..………...…11
Материально-техническое наполнение…………………………………..…..13
Мебель в кабинете психолога…………………………………………………..….14
Дизайн кабинета……………………………………………………………………………14
Организация хранения материалов……………………………………….…….15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

     Если  в силу объективных причин психолог не реализует какое-то направление  работы – соответствующая зона может  быть в кабинете не представлена. 

       Материально-техническое наполнение. 

     Материально-техническая  оснащенность рабочего места подразумевает  оборудование кабинета мебелью и  техническими средствами.  

     Техническое оснащение кабинета . 

     Рабочее место специалиста немыслимо  без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить  и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и  систематизации результатов обследований, создания банка психологических  данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей  работы и т.д. Исходя из этого, психологу  необходимо иметь в кабинете:

     Оргтехнику - компьютер, принтер, ксерокс, сканер;

     Систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;

     Систему звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.  

     Такое современное техническое оснащение  позволит педагогу-психологу не только осуществлять работу по всем направлениям деятельности и качественную подготовку к различным формам работы, но и  использовать в работе творческий потенциал  технических средств (использование  средств театральной драматургии, съемка психологических сюжетов, выпуск психологической газеты и прочее).  
 

     Мебель  в кабинете психолога.

     Удобная и функциональная мебель, разумно  подобранная и расставленная, является неотъемлемой частью интерьера психологического кабинета. Мебель лучше подбирать  со скругленными формами и устанавливать (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым. Варианты и количество предметов мебели напрямую зависит от размера помещений, их количества (одно, два или более  помещений), преобладающих задач  работы психолога.  

     Минимально  для оснащения работы психолога  необходимо иметь:

     Рабочий стол психолога.

     Компьютерный  стол.

     Стол  для и оргтехники.

     Шкафы для пособий, документации.

     Тумба для телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра.

     Журнальный  стол.

     Малогаборитные  кресла или диван и 1-2 кресла

     Детский столик и стульчики (стандарты старшего дошкольного возраста). 

     Дизайн  кабинета. 

     Оформление  кабинета психолога несет самостоятельную  и очень важную функциональную нагрузку и потому является специальной дизайнерской задачей. Кабинет психолога должен сочетать в себе функциональность, психологический комфорт и эстетическую привлекательность - эти составляющие позволят обеспечить полноценные условия  для проведения психологической  работы.

     Общим правилом оформления помещений, используемых для психологической работы, является создание спокойной, ненавязчивой, не подавляющей, не отвлекающей обстановки, которая способствует созданию у  клиентов ощущения личной безопасности и комфорта, снятию эмоционального напряжения и психологической разгрузке.

     Общим ориентиром могут служить следующие  рекомендации, разработанные ЦНИИ «Электроника»:

     - в психологическом кабинете для окрашивания потолка рекомендуется голубой цвет, возможен подвесной светящийся потолок;

     - стены светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах - светло-голубые тона), возможна обивка стен драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;

     - в оформлении кабинета желательно использовать элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, естественные краски которых содержат основную гамму цветов от голубого до зеленого, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум);

     - полы со звукоизоляционным слоем: рекомендуется мягкое ковровое покрытие темно-зеленого цвета или других природных цветов (однотонных или в сочетании: песочный, темный беж и т.п.);

     - желательно использовать двойные двери или двери с тамбуром:

     - окна при необходимости (например, просмотр видеозаписей или слайдов) должны завешиваться шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что создает зрительное увеличение комнаты;

     - расположенные в кабинете кресла должны быть мягкими или полумягкими, с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне релаксации - с подголовниками или высокими спинками;

     - в качестве дополнительных средств дизайна можно использовать перегородки помещения, например цветочные стеллажи, отделяющие различные зоны кабинета.  

     В помещениях для психологической работы не рекомендуется:

     - использовать блестящие поверхности;

     - использовать лампы накаливания (люминесцентные лампы почти не искажают цвет, тогда как излучение ламп накаливания насыщено теплыми тонами, из-за отсутствия в спектре ламп накаливания синего и фиолетового излучения холодные тона окружающей обстановки выглядят серыми и грязными);

     - цветовая подсветка не должна быть яркой и мелькающей;

     - не рекомендуется одновременное использование всех компонентов ландшафто- и фитотерапии, их расположение необходимо продумать таким образом, чтобы они не становились отвлекающими факторами.  
 

     Методические  средства, обеспечивающие психологическую  деятельность. 

     Для полноценного проведения психологической  работы необходимо иметь:

  1. Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей
  2. Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаики, наборы сюжетно-ролевых игр, маски, музыкальные инструменты и пр.)
  3. Набор материалов для детского творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, бумага и т.д.)
  4. Раздаточный материал для детей, родителей, педагогического коллектива ДОУ.

     В методическое оснащение деятельности психолога  входит и библиотека практического  психолога. Литературу желательно подобрать, исходя из следующих позиций:

     - литература по общей психологии (включая словари);

     - литература по детской психологии;

     - литература по педагогической психологии;

     - диагностическая литература;

     - коррекционно-развивающая литература;

     - литература для родителей;

     - литература по организации психологической службы;

     - литература по правовым вопросам

     - периодические издания.  

     Данный  список может быть расширен или более  детализирован. 
 
 
 

     Материально-техническое  наполнение.

     Материально-техническая  оснащенность рабочего места подразумевает  оборудование кабинета мебелью и  техническими средствами.  

     Техническое оснащение кабинета.

     Рабочее место специалиста немыслимо  без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить  и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и  систематизации результатов обследований, создания банка психологических  данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей  работы и т.д. Исходя из этого, психологу  необходимо иметь в кабинете:

     - оргтехнику - компьютер, принтер, ксерокс, сканер;

     - систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;

     - систему звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.  

     Такое современное техническое оснащение  позволит педагогу-психологу не только осуществлять работу по всем направлениям деятельности и качественную подготовку к различным формам работы, но и  использовать в работе творческий потенциал  технических средств (использование  средств театральной драматургии, съемка психологических сюжетов, выпуск психологической газеты и прочее).  
 
 
 

     Мебель  в кабинете психолога

     Удобная и функциональная мебель, разумно  подобранная и расставленная, является неотъемлемой частью интерьера психологического кабинета. Мебель лучше подбирать  со скругленными формами и устанавливать (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым. Варианты и количество предметов мебели напрямую зависит от размера помещений, их количества (одно, два или более  помещений), преобладающих задач  работы психолога.  

     Минимально  для оснащения работы психолога  необходимо иметь:

     Рабочий стол психолога.

     Компьютерный  стол.

     Стол  для и оргтехники.

     Шкафы для пособий, документации

     Тумба для телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра.

     Журнальный  стол.

     Малогаборитные  кресла или диван и 1-2 кресла

     Детский столик и стульчики (стандарты старшего дошкольного возраста).

     Дизайн  кабинета. 

     Оформление  кабинета психолога несет самостоятельную  и очень важную функциональную нагрузку и потому является специальной дизайнерской задачей. Кабинет психолога должен сочетать в себе функциональность, психологический комфорт и эстетическую привлекательность - эти составляющие позволят обеспечить полноценные условия  для проведения психологической  работы.

     Общим правилом оформления помещений, используемых для психологической работы, является создание спокойной, ненавязчивой, не подавляющей, не отвлекающей обстановки, которая способствует созданию у клиентов ощущения личной безопасности и комфорта, снятию эмоционального напряжения и психологической разгрузке.  

     Организация хранения материалов. 

     С самого начала формирования методической базы кабинета перед педагогом-психологом встает вопрос систематизации и хранения всех материалов, необходимых психологу  для работы. Лучшим вариантом для  хранения является шкаф, на полки которого можно поставить книги и журналы, а для хранения методик, стимульных и вспомогательных материалов больше подойдут папки, коробки. Тонкие папки  с методиками удобно хранить в  вертикальных накопителях.

     Хранение  методик и их удобное использование  возможно только, если весь методический банк и архив строго систематизированы. В таком случае психологу не придется долго искать необходимую методику, программу или методические средства. В основе систематизации могут лежать различные принципы.

     Наиболее  общий принцип, которым может  руководствоваться специалист на практике, вытекает из основных видов деятельности практического психолога: психологическое  просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая  коррекция и консультативная  деятельность.

     При наличии достаточного места для  хранения этим направлениям могут соответствовать  полки в шкафах или сами шкафы. Внутри направлений методики могут  ранжироваться по возрастам. Далее, по мере накопления материалов, возможно систематизировать методики уже  в рамках возрастного деления, к  примеру, по процессам или по проблемам (готовность к школе; адаптация к  ДОУ, личные индивидуальные проблемы в  т.ч. психофизиологические, когнитивные, эмоциональные и т.д.).

     Для того, чтобы поиск материалов не превратился в копание по папкам, можно использовать систему кодирования  папок или их надписывания. Облегчить работу по поиску нужной методики или материала поможет также каталог. Каталог может быть представлен как в виде картотеки, так и в виде реестра, который может быть помещен в отдельную папку или прикреплен к внутренней стенке шкафа.  

     Работа  по систематизации материала – кропотливая  и может занять много времени, если не взять за правило регистрировать каждую вновь приобретенную методику или программу.

Информация о работе Кабинет педагога - психолога в ДОУ