Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 14:17, контрольная работа
В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психологической помощи. И в первую очередь это - организация рабочего места практического психолога, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении
Цели и задачи кабинета педагога-психолога……………..…...2
Организация пространства кабинета…………………………..…….………..3
Расположение кабинета психолога……………………………..……..……....4
Организация рабочего пространства кабинета……………..….……...…5
Материально-техническое наполнение…………………………...…….…...8
Дизайн кабинета……………………………………………………………….………….10
Методические средства, обеспечивающие психологическую деятельность……………………………………………………………………………..………...…11
Материально-техническое наполнение…………………………………..…..13
Мебель в кабинете психолога…………………………………………………..….14
Дизайн кабинета……………………………………………………………………………14
Организация хранения материалов……………………………………….…….15
СОДЕРЖАНИЕ:
Цели и задачи кабинета педагога-психолога……………..…...2
Организация пространства кабинета…………………………..…….………..3
Расположение
кабинета психолога……………………………..……..……..
Организация рабочего пространства кабинета……………..….……...…5
Материально-техническое
наполнение…………………………...…….…...
Дизайн
кабинета…………………………………………………………
Методические
средства, обеспечивающие психологическую
деятельность………………………………………………
Материально-техническое наполнение…………………………………..…..13
Мебель
в кабинете психолога…………………………………………………..
Дизайн
кабинета…………………………………………………………
Организация
хранения материалов……………………………………….…….
Список
литературы……………………………………………………
Цели
и задачи кабинета
педагога-психолога.
В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психологической помощи. И в первую очередь это - организация рабочего места практического психолога, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении
Кабинет
является рабочим местом педагога-психолога,
который создает рациональные условия
для реализации основных направлений
деятельности службы практической психологии
образования и способствует ее успешности.
Это достаточно сложное звено
всей системы работы педагога-психолога,
тесно связанное со всеми структурами
образовательного учреждения. Кабинет
практического психолога, его организация
и оснащение имеют немаловажное
значение в повышении эффективности
психологической службы и снимают
многие трудности профессиональной
адаптации начинающих психологов. Именно
от грамотно оснащенного рабочего места
психолога во многом зависит, насколько
оперативно и профессионально будет
оказана психологическая
Основными задачами специально оборудованного и оснащенного кабинета практического психолога (КПП) являются:
Организация
пространства кабинета.
На
сегодняшний день, к сожалению, возможности
образовательных учреждений чаще всего
не могут в полной мере удовлетворить
идеальные требования к рабочему
месту психолога в системе
психологической службы образования.
Если исходить из требований к психологической
службе в образовании, то кабинет
психолога должен состоять из нескольких
комнат, имеющих различную
Для организации кабинета психологической службы необходимо учитывать реальные условия образовательного учреждения, а именно:
Мы
не ставим задачу разработать единую
модель рабочего места психолога
ОУ, а постараемся предложить некоторые
образцы организации и
Расположение кабинета психолога.
Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение, площадью 25-30 кв.м. с тем, чтобыодновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях. Возможно выделение нескольких помещений меньшего размера, расположенных рядом.
Кабинетпсихолога желательно расположить в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно определить под кабинет помещение на первом этаже здания - это даст возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволит, например, родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным со старшим воспитателем, кабинетом логопеда и т.п.). По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.
Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.
Температурный
режим. Помещение должно быть теплым
и в то же время хорошо проветриваемым.
Желательно иметь установки для
увлажнения и ионизации воздуха
(в связи с повышенной его сухостью
в зимнее время) и для кондиционирования
воздуха. Оптимальной считается
температура от 20 до 22° C.
Организация
рабочего пространства
кабинета.
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
Зона первичного приема и беседы с родителем или воспитателем оснащается рабочим столом; картотекой с данными о детях, родителях, воспитателях. Рядом со столом психолога целесообразно поместить шкаф, где можно расположить необходимый диагностический, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.
Зона
консультативной работы. Эта часть
кабинета предполагает создание доверительной
и свободной обстановки, помогающей
посетителю, пришедшему на прием к
психологу, спокойно обсудить волнующие
его проблемы. Данная зона должна быть
оформлена максимально
Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно находится лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Все
необходимые психологу
Зона
коррекционно-развивающей
Для проведения занятий в игровой форме, которые предполагают свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки и т.д.).
Для детей агрессивных может быть предусмотрен специальный уголок, где размещаются подушки, крупные мягкие игрушки, поролоновые мячи и другие предметы. Здесь можно сильно стучать ногами, бить по матрасу, подушкам, мячам и отреагировать таким образом скопившееся негативное напряжение.
Зона игровой терапии. Эта зона в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых. Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок.
Личная
(рабочая) зона психолога. В кабинете
обязательно должна быть предусмотрена
личная зона психолога, необходимая
ему для подготовки к работе (занятиям,
консультациям и пр.), обработки
данных, хранения материалов обследования,
рабочей документации, методической
литературы, пособий и пр.
Зона
ожидания приема. Эта зона выполняет
функцию своеобразной приемной, где
обращающиеся к психологу взрослые,
как с детьми, так и без них
могут удобно разместиться и подождать.
Здесь могут находиться информационные
стенды, библиотечка специальной
психолого-педагогической литературы
для родителей, подборка популярных
тестов для самодиагностики, красочные
детские журналы, настольные игры и
другие материалы, позволяющие с
пользой провести время ожидания.Во
время работы психолога с ребенком,
родители могут выполнять здесь
предназначенные для них
Сложная
зональная организация рабочего
пространства кабинета психолога в
идеальном варианте предполагает его
размещение в нескольких комнатах.
Однако проект типовых зданий отечественных
школ и детских садов не предусматривает
наличие специального помещения
для психологической работы. Поэтому
кабинет психолога может
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.