а) разрешение конфликта самими
участниками;
б) вмешательство третьей
стороны (как уже отмечалось, именно
наличие третьей стороны является
отличительной чертой юридического
конфликта). Правовые нормы предписыва-ют
вовлечение в конфликт посредников,
судей, других представителей правоприменительных
(правоохранительных) орга-нов, миротворческих
сил и др.
Достижение консенсуса считается
лучшим способом раз-решения конфликта.
В этом случае вырабатывается такое
решение, которое находит одобрение
всех сторон противостоя-ния. Юридический
консенсус наиболее применим в международных
делах. Правда, в рамках одного государства
юриди-ческий консенсус практикуется
в различных областях права: конституционном,
гражданском и гражданско-процессуальном,
семейном. В США юридический консенсус
применяется даже в уголовном
процессе. Если обвиняемый признает свою
вину без наличия в суде объективных
доказательств, то судья взамен на признание
может переквалифицировать деяние
на менее тяжкий состав преступления.
Получается, что для ускорения
судебного процесса заключается
своего рода сделка между обвинением
и защитой. Однако юридический консенсус,
на наш взгляд, помимо преимуществ
имеет свои слабые стороны. Во-первых,
из-за большого количества согласований
затягивает-ся принятие решений. Во-вторых,
может пострадать объек-тивная истина
(как в приведенном выше случае
американского уголовного процесса).
В "большой политике"
для урегулирования и разрешения
конфликтов мировой практикой разработаны
согласительные и парламентские
процедуры. В случае конфликта между
ветвями власти предусмотрено создание
согласительных комиссий, куда входят
представители заинтересованных сторон
и независимые эксперты. Практикуется
также обращение в конституционный
суд для определения соответствия
или несоответствия спорного правового
акта конституции. Парламентские процедуры
включают порядок проведения дебатов,
мягкое рейтинговое голосование
и т.д. Юридическая социология / В.А.
Глазырин, Э.Н. Грибакина, Н.А. Гулина. -
М.: НОРМА, 2000. - С. 347.
5. Юридические конфликты
в экономической сфере современной
России
Считается, что юридические
конфликты выполняют инструментальную
функцию по отношению к другим
конфликтам, возникающим в обществе.
Иначе говоря, они выступают в
качестве механизма регулирования
экономических, полити-ческих, социальных,
идеологических конфликтов. Там, где
стороны не могут самостоятельно
разрешить назревшее между ними
противоречие, приходит третья сторона
в лице служителей закона, использующая
правовой способ регулирова-ния конфликтных
отношений. Поэтому имеет смысл
рассмотреть юридический конфликт
в тесной связи с конфликтами,
относящимися к различным сферам
общественной жизни. Например, если говорить
о правовом и политическом конфликтах,
то эти два аспекта анализа, по
мнению исследователей, трудно разделить
Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов,
1998. - С. 270..
Современная Россия, находящая
в состоянии системного кризиса,
где значительно обострились
ранее существовавшие противоречия
и возникло множество новых, является
весьма конфликтогенной. Масса конфликтов
раздирает общество как на макро-,
так и на микроуровне.
Поскольку в основе конфликтов
находятся реальные жизненные противоречия,
то важно найти главное противоречие,
характеризующее Россию 90-х годов
и определяющее характер протекания
других противоречий. Таковым является
противоречие между осколками советской
социалистической системы и насаждаемой
капиталистической системой. В эконо-мической
сфере это противоречие выражено
в коллизиях приватизации государственной
собственности. Названное про-тиворечие
проходит не только по вертикальной линии
"уча-ствующее в приватизации меньшинство
-- не участвующее большинство", но
и по горизонтали -- между "приватизаторами".
Последнее протекает наиболее остро
и поистине сравнимо с минным полем,
по которому добровольно курсирует
рыночный авангард. В политической
сфере это противоречие наиболее
наглядно развернулось в отношениях
между ветвями власти, а точнее,
между "левым" большинством Государственной
Думы второго созыва и "правыми"
силами, представ-ляющими структуры
президентской и правительственной
власти. Идеологическая сфера преломляет
уже названное проти-воречие таким
образом, что на авансцену борьбы
выходят две непримиримых ценностных
позиции: социалистическая, ори-ентированная
на принципы социальной справедливости,
и бур-жуазная, нацеленная на идеи либеральной
свободы. По мнению некоторых аналитиков,
это противоречие чревато наибо-лее драматическими
конфликтами Россия: изменения в социальной
структуре общества // Диалог. - 1995. - № 9.
- С. 14..
Переход к рыночным отношениям
в масштабах всего общества не
миновал, разумеется, и правоохранительные
органы. Милиция, пущенная в "свободный
рынок", создает ком-мерческие
стриктуры по оказанию охранных услуг,
занима-ется посредничеством при
аренде офисов, торговлей и т.п. Основная
же ее функция -- обеспечение безопасности
населения -- отходит на задний план
Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология
перехода к рынку в России. - М.,
1998. - С. 261-267..
Сотрудники милиции подрабатывают
в коммерческих структурах чаще всего
в ночное время за счет собственного
отдыха, а поэтому на основной работе
оказываются переутом-ленными, раздражительными.
Это дает основание предпола-гать
конфликты как между сослуживцами,
так и в общении с гражданами,
вытекающие из психологического состояния
людей. Изменить подобную ситуацию сложно.
Зарплата в милиции низка, а приработки
составляют до 200% от основного дохода.
Сочетание правоохранительной
и коммерческой функций, которые
по содержанию являются противоположными,
при-води к такому противоречию в
деятельности милиции, кото-рое, развиваясь
и углубляясь, способно в корне
изменить при-роду этого государственного
органа, изначально созданного для
защиты граждан. Перед коммерциализированным
милици-онером всегда будет возникать
дилемма: отвести от человека беду или
заработать на ней? В результате сложившейся
ситуации ОВД служат не на благо
рядового налогоплательщика, а в
интересах разных категорий "новых
русских", получая от них часть
"теневых доходов". Таким образом,
нынешняя соци-ально-экономическая
ситуация еще в большей степени
отчуждает граждан от правоохранительных
органов. Многочисленные опросы общественного
мнения раскрывают удручающую обстановку
недоверия людей к милиции. Например,
исследования ВЦИОМ, проведенные в
1997 году, показали, что 3/4 населения
России в случае нападения на них,
ограбления или какого-то другого
происшествия будут опасаться обращаться
в милицию. Но еще более убедительным
аргументом повсеместного недоверия
ОВД являются следующие данные: около
60% потерпевших от тяжких преступлений
не обращаются в правоохранительные
органы Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология
перехода к рынку в России. - М.,
1998. - С. 261.. Все это красноречиво говорит
о весьма низкой степени личной безопасности
граждан РФ.
Теперь обратимся к
главному противоречию экономики России
90-х годов, каковым является противоречие
перераспределения государственной
собственности. Приватизация, навязанная
обществу власть предержащими, прошла
по мень-шей мере два этапа. Первый
этап был связан с выдачей населению
приватизационных чеков (известных
народе как "ваучеры"), символизирующих
"участие" граждан в превращении
государственной собственности
в частную. Однако, "ваучеризация"
была прикрытием уже начавшегося
к тому времени криминального
дележа. Большинство рядовых граждан
было фактически обмануто, реального "веса"
в управлении предприятий их чеки
не имели. Второй этап приватизации, в
идеологическом смысле, означает передачу
собственности в руки умелых предпринимателей,
способных развивать производство. Однако
на практике этап превратился в жестокую
драму эко-номического передела с массой
кровавых сюжетов. Захват пред-приятий,
убийства директоров или претендентов
на владение, шантаж, сомнительные в юридическом
отношении торги и прочее стали обыденным
явлением.
Весьма конфликтно складываются
отношения трудовых коллективов
с "новыми хозяевами", особенно на
тех предприятиях, где запланированы
массовые увольнения и другие мероприятия,
затрагивающие интересы рядовых
работников Юридическая социология
/ В.А. Глазырин, Э.Н. Грибакина, Н.А. Гулина.
- М.: НОРМА, 2000. - С. 349..
7. Правовые конфликты в
политической и культурной сферах
России
Рассмотрим теперь юридические
конфликты в сфере политики. Они
весьма четко проявляются на уровне
конкретных фактов. К примеру, возьмем
так называемое «дело о КПСС»,
рассмотренное Конституционным
судом РФ в 1992 г. Задача, поставленная
перед судом, имела сугубо юридическое
содержание, а именно: требовалось
рассмотреть ходатай-ство депутатов-коммунистов
о проверке конституционности указа
Президента, запрещавшего действие коммунистичес-кой
партии, а также рассмотреть встречное
ходатайство де-путатов-демократов
о законности КПСС. Фактически же судебное
разбирательство с самого начала
носило не только юридический, но и
политический характер Зеркин Д.П. Основы
конфликтологии. - Ростов, 1998. - С. 221.. Суд
был вовлечен в политическую дискуссию,
развернувшуюся между сторонниками
и противниками социализма. Дело опять
же не во встре-чающемся иногда подобострастии
к начальству, а в наличии на
определенном уровне неразрывной связи
правовой и политической сфер. Следовательно,
упомянутый конфликт носил политико-правовой
характер. Его исход определялся
не нали-чием или отсутствием соответствующих
статей писаного права, а политической
волей и влиянием конфликтующих
сторон, поскольку, если какая-либо политическая
практика "не опрокинута" обществом
в течение ряда десятилетий, то, следова-тельно,
она становится правовой по факту, а
не по формаль-ным критериям. Справедливости
ради следует сказать, что руководящая
роль КПСС была в соответствующую
эпоху закреплена как политически
(через взятие власти), так и юриди-чески
(через Конституцию СССР 1977 г.).
Конституция государства
является и правовым и полити-ческим
документом. В ней законодательно
закрепляются преимущественно интересы
политических влиятельных групп. Институт
президентства, согласно Конституции
РФ, выводится за рамки разделения
властей и словно бы возвышается
над ним. Формально разделение властей
продекларировано, но по существу власть
оказывается сосредоточенной в
одних руках Социально-политические
конфликты в российском обществе:
проблемы урегулирования // Социологические
исследования. - 1999. - № 3. - С. 63.. Казалось
бы, такая ситуация автоматически ведет
к сниже-нию конфликтности в обществе,
поскольку единоначалие не терпит возражений,
а недовольство при этом своевременно
пресекается. Однако фактическая власть
одной политической структуры вступает
в противоречие с Конституцией, провозгласившей
равноправие ветвей государственного
управления. Подобное обстоятельство
становится источником множества конфликтов.
Во-первых, перманентно протекает конфликт
между законодательной и исполнительной
властями. По содер-жанию он политический,
по форме -- юридический. Право-вые процедуры
в нем соблюдаются лишь до тех пор, пока
не затрагиваются коренные интересы сторон.
Не только юриди-ческая фразеология, но
и правовые действия в критический момент
сменяются на неправовые. Например, действия
Прези-дента в сентябре -- октябре 1993 г.
по отношению к Верховному Совету, когда
с помощью войск был фактически разогнан
законодательный орган республики, носили
явно противоправ-ный характер.
Во-вторых, в характеризуемых
условиях власть предер-жащие оказываются
бесконтрольными и имеют тенденцию
к произволу. В качестве примера
можно вспомнить президент-скую
избирательную кампанию 1996 года, когда
действую-щий Президент имел привилегированное
положение в состязании претендентов,
так как вся государственная
машина работала на него. В результате
политическая борьба протекала в
конфликте с принципом равенства
кандидатов, провозглашенным законом.
Как отмечается в одном из периодических
изданий, затянулась судебная тяжба
о приписанных Б.Н. Ельцину сотнях
тысяч голосов избирателей. Не дана
правовая оценка многочисленным финансовым
нарушениям, в том числе нашумевшему
делу "о коробке из-под ксерокса",
когда из предвыборного штаба
Б.Н. Ельцина пытались вынести 500 тыс.
долларов, предназначенных, как предполагается,
для оплаты пропагандистских концертов.
Очевидно, там, где власть поступает
противоправно, юридический конфликт
не разрешается годами, пока не затухнет,
застряв в процедурных вопросах.
В-третьих, неправовые действия
федеральных властей провоцируют
администрацию на местах поступать
подобным же образом. Так, за четыре года
после принятия Конституции РФ Комитет
по законодательству Государственной
Думы выявил около 1000 нарушений ее субъектами
Федерации Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.
- Ростов, 1998. - С. 263.. Если нарушения не
затрагивают чьих-то интересов, то проходят
незамеченными или в молчаливом
согласии граждан и юри-дических
лиц. Однако нередко власти, решая
одни проблемы, усугубляют другие, вольно
или невольно ущемляя пра-ва, лишая
гарантий и т.п. Неудивительно, что
не уменьшается поток исков в
отношении должностных лиц, пикетов
у подъездов зданий администраций,
захват кабинетов начальников и
т.п.
Конституция РФ как политико-правовой
документ, по-видимому, сама закладывает
основу для нарушений и конфликтов.
По мнению некоторых аналитиков, в
ней имеется по крайней мере 17
формулировок, которые могут вызвать
конфликты Социально-политические
конфликты в российском обществе:
проблемы урегулирования // Социологические
исследования. - 1999. - № 3. - С. 60..
Сфера культуры и идеологии
в условиях перехода от одной социальной
системы к другой также тесно
сопряжена с правовыми конфликтами.
На смену коллективистской идеоло-гии
пришла идеология индивидуализма. Проводники
правящего режима пытаются оправдать
то спекуляцию, то взяточничество, провоцируют
воровство. В средствах массовой
информации поощряется культ вседозволенности,
насилия; романтизируются киллеры,
проститутки, разного рода "прожигатели
жизни". С телеэкрана порой учат
население "как надо жить" давно
известные нарушители Уголовного кодекса.