Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
1.Введение. 3
2.Что такое психология? 4
3.Предмет психологии. Основные школы. 6
4.Задачи, структура и методы современной психологии. 10
5.Предмет и задачи психологии труда юриста. 14
6.Заключение. 21
7.Список литературы. 23
понимается широкий круг социально-психологических, психологических и
психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или
иначе, проявляются в их конкретной деятельности.
Современная психология — интенсивно развивающаяся область
человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому,
как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется:
появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты,
что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для
всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают
факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той
или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый
комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы
считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста
отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях
развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной психологии является общая психология, которая
изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре
внимания которой — исторический процесс формирования и развития
психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная деятельность (психология труда, медицинская,
педагогическая психология, психология искусства,
психология спорта и т.п.);
2) развитие (психология животных, сравнительная психология,
психология развития, детская психология и т.п.);
3) социальность, отношения человека к обществу (социальная
психология, психология личности, психология группы,
психология класса, этнопсихология и т.д.). [9, 38]
Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение
или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по
предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На
основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию,
нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений
психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной,
инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая
психология.
В настоящее время не существует законченной классификации
психологических отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в
процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые
области, что приводит к появлению новых отраслей.
Современная психология использует различные методы.
Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или
познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного
знания, а также совокупность приемов и операций практического и
теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под
методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их
интерпретации.
Современная психология использует развернутую систему методов, которые
могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных
оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что
«методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которых
познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один,
а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в
единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве» [10,
43]
Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психология
исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем
непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила
из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был
эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что
самонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения фактов.
Задача науки мыслилась Вундтом как логическое упорядочивание фактов.
Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что
интроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями.
Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось
появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально
предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» —
снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или эксперимента
позволял, как полагали представители этого направления в психологии,
получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом,
рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.
Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь
исследования Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может
быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться
по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает
наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции
испытуемого на ситуацию.
Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американской
психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание,
ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными
или конструктами и, в сущности говоря, составляют часть психологии
поведения». [8, 21]
В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа
был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн),
также разрабатывалось представление об опосредствованном характере
психологии методов.
В самом общем виде метод объективного опосредствованного исследования
заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходит
психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психического
явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета
испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом,
втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение,
предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.
В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при
таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи
настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъектный
подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает
сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.
Современная психология располагает большим арсеналом конкретных
методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест,
опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик,
предназначенных для изучения определенных психических явлений.
Классификация позволила представить систему методов, отвечающую
требованиям современной психологии.
Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического
исследования:
1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе —
метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к
общему;
3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений
от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта
берется более простой или доступный для исследования.
5. Предмет и задачи психологии труда юриста.
Психология юридического труда исследует психические закономерности
правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы
профессиограммы юридических профессий; индивидуального стиля и мастерства;
воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров;
стиля и руководства правоохранительной деятельностью; профессиональной
ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и
формирования личности работников правоохранительных органов;
профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего
места, рабочего времени и др.[7]
Многие ведущие советские психологи (Л. С. Выготский, С. Л.
Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.) в разное время указывали,
что разработка методологических основ психологии должна начинаться с
психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так
как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической
жизни человека.
Психология труда успешно развивается благодаря работам Б. Ф. Ломова,
К. К. Платонова, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова и др.
Сложная интеллектуальная трудовая деятельность, отличающаяся целым
рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности деятеля
разнообразный комплекс требований, исследована в настоящее время
недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области
повышения эффективности и качества труда в ряде областей (юриспруденции и
др.).
Весьма актуальной является разработка психологических проблем
повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.
Как известно, процесс труда включает в себя три аспекта: во-первых,
целесообразную человеческую деятельность; во-вторых, предмет труда и, в-
третьих, орудия производства, которыми человек воздействует на этот
предмет.
При рассмотрении понятия эффективности труда нужно обратить внимание
на следующие аспекты:
• эффективность любого трудового процесса и в особенности
многоцелевого, интеллектуально-практического труда со сложной структурой,
каким является труд следователя, прокурора, судьи, юрисконсульта и др.,
может быть исследована лишь с помощью комплексного, системного анализа;
• для повышения эффективности труда основное значение имеет выявление
возможностей его интенсификации, которые, как правило, познаются через