Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Содержание

1.Введение. 3

2.Что такое психология? 4

3.Предмет психологии. Основные школы. 6

4.Задачи, структура и методы современной психологии. 10

5.Предмет и задачи психологии труда юриста. 14

6.Заключение. 21

7.Список литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Психология и пед..doc

— 159.50 Кб (Скачать)

понимается  широкий  круг   социально-психологических,   психологических   и

психофизиологических свойств, которыми обладают  люди  и  которые,  так  или

иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

      Современная психология — интенсивно развивающаяся область

человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому,

как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется:

появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты,

что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для

всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают

факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той

или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

      Современная психология представляет собой не  единую  науку,  а  целый

комплекс научных дисциплин,  многие  из  которых  претендуют  на  то,  чтобы

считаться самостоятельными науками.  Различные  авторы  насчитывают  до  ста

отраслей психологии. Эти научные  дисциплины  находятся  на  разных  стадиях

развития, связаны с различными сферами человеческой практики.

      Ядром  современной  психологии  является  общая  психология,   которая

изучает  наиболее  общие  законы,  закономерности   и   механизмы   психики.

Важнейшей психологической дисциплиной стала  история  психологии,  в  центре

внимания  которой   —   исторический   процесс   формирования   и   развития

психологического знания.

      Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.

      Традиционно для классификации используются следующие основания:

           1)  конкретная  деятельность  (психология  труда,   медицинская,

              педагогическая     психология,     психология      искусства,

              психология спорта и т.п.);

           2) развитие   (психология  животных,  сравнительная  психология,

              психология развития, детская психология и т.п.);

           3)  социальность,  отношения  человека  к  обществу  (социальная

              психология,   психология   личности,    психология    группы,

              психология класса, этнопсихология и т.д.). [9, 38]

      Важным является выделение отраслей «по  цели  деятельности  (получение

или применение  нового  знания):  фундаментальные  и  прикладные  науки;  по

предмету исследования: психология развития, творчества, личности и  т.д.  На

основе связей психологии с другими науками можно  выделить  психофизиологию,

нейропсихологию,  математическую  психологию.  Развитие  сложных   отношений

психологии с различными  сферами  практики  наблюдается  в  организационной,

инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

      В последние годы в нашей стране  интенсивно  развивается  практическая

психология.

      В   настоящее   время   не   существует   законченной    классификации

психологических  отраслей.  Психология  -  наука  молодая,   находящаяся   в

процессе интенсивного развития, поэтому  в  ней  постоянно  возникают  новые

области, что приводит к появлению новых отраслей.

      Современная психология использует различные методы.

      Слово «метод»  (в  переводе  с  греческого  —  путь  исследования  или

познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования  научного

знания,  а  также  совокупность   приемов   и   операций   практического   и

теоретического освоения действительности.  Применительно  к  психологии  под

методом подразумевают способы  получения  фактов  о  психике  и  способы  их

интерпретации.

      Современная психология использует развернутую систему методов, которые

могут  классифицироваться  различным  образом  в  зависимости  от  выбранных

оснований.  Классик  отечественной  психологии   Рубинштейн   отмечал,   что

«методы,  то  есть  пути  познания,  —  это  способы,  посредством   которых

познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не  один,

а целую систему  частных  методов,  или  методик.  Под  методом  науки  —  в

единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их  единстве»   [10,

43]

      Первоначально  (при  выделении  в  самостоятельную  науку)  психология

исходила из того, что  самонаблюдение  в  состоянии  дать  истинное,  причем

непосредственное, знание о психической жизни. Психология  сознания  исходила

из субъективного  метода.  Метод  научной  психологии,  таким  образом,  был

эмпирическим,  субъективным  и  непосредственным.  Важно  подчеркнуть,   что

самонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения  фактов.

Задача  науки  мыслилась  Вундтом  как  логическое  упорядочивание   фактов.

Никаких теоретических методов не  предусматривалось.  Хорошо  известно,  что

интроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями.

      Реакцией на  неразрешимые  проблемы  традиционной  психологии  явилось

появление  психологии  поведения  (объективной  психологии).   Первоначально

предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения»  —

снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или  эксперимента

позволял,  как  полагали  представители  этого  направления  в   психологии,

получать непосредственное знание о предмете  науки.  Метод,  таким  образом,

рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.

      Дальнейшее  развитие   психологической   науки   (в   первую   очередь

исследования  Фрейда) показало, что метод исследования  в  психологии  может

быть только косвенным, опосредствованным:  бессознательное  может  изучаться

по его проявлениям в  сознании  и  поведении;  само  поведение  предполагает

наличие гипотетических «промежуточных переменных»,  опосредствующих  реакции

испытуемого на ситуацию.

      Вот как характеризует положение вещей  бывший  Президент  Американской

психологической  ассоциации  (1960)  Дональд  Хебб:  «Психика  и   сознание,

ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными  переменными

или  конструктами  и,  в  сущности  говоря,  составляют   часть   психологии

поведения». [8, 21]

      В отечественной психологии, где в качестве методологического  принципа

был предложен принцип единства сознания и деятельности  (С.Л.  .Рубинштейн),

также   разрабатывалось   представление   об   опосредствованном   характере

психологии методов.

      В самом общем виде метод объективного опосредствованного  исследования

заключается в  следующем:  1)  фиксируются  условия,  в  которых  происходит

психическое явление;  2)  фиксируются  объективные  проявления  психического

явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные  самоотчета

испытуемого; 4)  на  основе  сопоставления  данных,  полученных  на  первом,

втором   и   третьем   этапах,   делается   опосредствованное    заключение,

предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.

      В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого  при

таком  подходе   рассматривается   как   объект.   Некоторые   исследователи

настаивают  на  том,  что  в  психологии  должен  использоваться  субъектный

подход, который в большей степени учитывает  то,  что  исследуемый  обладает

сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.

      Современная  психология  располагает  большим   арсеналом   конкретных

методов (наблюдение,  эксперимент,  анкетирование, беседа,  интервью,  тест,

опросник, анализ продуктов  деятельности  и  т.д.)  и  специальных  методик,

предназначенных для изучения определенных психических явлений.

      Классификация  позволила  представить  систему   методов,   отвечающую

требованиям современной психологии.

      Особого внимания  заслуживают  теоретические  методы  психологического

исследования:

      1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного),  иначе  —

метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

      2) индуктивный — метод обобщения фактов,  восхождения  от  частного  к

общему;

      3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий,  умозаключений

от частного к частному, когда в  качестве  аналога  более  сложного  объекта

берется более простой или доступный для исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предмет и задачи психологии труда юриста.

 

 

       Психология юридического труда исследует психические закономерности

правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы

профессиограммы юридических профессий; индивидуального стиля и мастерства;

воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров;

стиля и руководства правоохранительной деятельностью; профессиональной

ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и

формирования личности работников правоохранительных органов;

профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего

места, рабочего времени и др.[7]

       Многие ведущие советские психологи (Л. С. Выготский, С. Л.

Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.) в разное время указывали,

что разработка методологических основ психологии должна начинаться с

психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так

как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической

жизни человека.

       Психология труда успешно развивается благодаря работам Б. Ф. Ломова,

К. К. Платонова, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова и др.

       Сложная интеллектуальная трудовая деятельность, отличающаяся целым

рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности деятеля

разнообразный комплекс требований, исследована в настоящее время

недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области

повышения эффективности и качества труда в ряде областей (юриспруденции и

др.).

       Весьма актуальной является разработка психологических проблем

повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.

       Как известно, процесс труда включает в себя три аспекта: во-первых,

целесообразную человеческую деятельность; во-вторых, предмет труда и, в-

третьих, орудия производства, которыми человек воздействует на этот

предмет.

       При рассмотрении понятия эффективности труда нужно обратить внимание

на следующие аспекты:

       • эффективность любого трудового процесса и в особенности

многоцелевого, интеллектуально-практического труда со сложной структурой,

каким является труд следователя, прокурора, судьи, юрисконсульта и др.,

может быть исследована лишь с помощью комплексного, системного анализа;

       • для повышения эффективности труда основное значение имеет выявление

возможностей его интенсификации, которые, как правило, познаются через

Информация о работе Юридическая психология