Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
1.Введение. 3
2.Что такое психология? 4
3.Предмет психологии. Основные школы. 6
4.Задачи, структура и методы современной психологии. 10
5.Предмет и задачи психологии труда юриста. 14
6.Заключение. 21
7.Список литературы. 23
субъективна: как правило, испытуемый в своем отчете обнаруживал именно то,
что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим
представлениям. Во-вторых, после работ французских психиатров Ж.М. Шарко,
И. Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда стало
совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого
человеком существуют многочисленные психические явления, которые им не
осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. В-
третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей,
психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В-
четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком,
часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, то
есть искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.
Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних
психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к
исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не
сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).
Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытому
кризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, между
которыми не было точек соприкосновения и которые исследовали разные
предметы и использовали различные методы.
Сходные проблемы стояли перед отечественными психологами. В 1920—1930-х годах закладываются методологические основы советской психологии,
формулируются методологические принципы. Особенно велика заслуга в деле
становления отечественной психологической науки таких ученых, как
М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в
работах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течение
последующих десятилетий. В монографии М.Г. Ярошевского «Наука о
поведении: Русский путь» прослежена история формирования
отечественной психологической школы изучения поведения, во многом
повлиявшей на психологические концепции советских психологов.
Ограниченность как субъективной, интроспективной, так и объективной,
поведенческой психологии советские психологи сумели преодолеть с помощью
категории «деятельность». В работах С.Л. Рубинштейна был сформулирован
принцип «единства сознания и деятельности», давший методологическую
основу для опосредствованного исследования психики. Большое значение имели
также методологические принципы развития психики в деятельности,
детерминизма и др. [10, 34]
Потребовалось значительное время для того, чтобы прийти к выводу:
расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и
свидетельствует, что предмет психологии следует понимать более широко,
включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект может
дать себе отчет, и поведение человека, имеющее психологическую
«составляющую», и феномены неосознаваемой психики, которые также могут
проявляться в поведении.
Накопленные психологией XX века данные свидетельствовали также о том,
что особенности поведения и психического склада человека зависят не только
от нервной системы, но и от «конституции» человека, то есть, в конечном
счете, от биохимических процессов в организме. Таким образом, в психологию
возвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и телесным в
живом организме существуют неразрывные связи.
К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли
к компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические
разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала
поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное
внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в
мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется
возможным.
Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующий
взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими
словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом
объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия
высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их
поведений (деятельности) регулятивную функцию» [11, 291] и как «высшая форма
взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности
реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем».
[8, 13]
Можно констатировать, что сегодня многие исследователи выражают
неудовлетворенность существующим положением дел в научной психологии.
Становится все более ясно, что понимание психики как чисто индивидуального
феномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальной
сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей вряд ли
приходится сомневаться в трансперсональной природе психического.
«Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных
переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а
также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической
жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые
вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или
понять». Многие исследователи указывают, что научный подход к изучению
психики не является единственно возможным.
Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой о
психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще,
весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его
одной фразой, представляет собой расширение предмета психологии и
усложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология в
очередной раз должна изменить понимание своего предмета. Для этого
необходимы преобразования внутри самой психологии. В первую очередь
требуется новое, более широкое понимание предмета психологии.
Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому,
возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение —
задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как
фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире.
Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир
психических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому может
показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весь
мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что душа является
единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым
условием всего мирового опыта». [8, 15]
4. Задачи, структура и методы современной психологии.
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих
перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов
психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий
значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые
научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат
психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции,
психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге
«Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя
современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко
возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке
методологических проблем психологической науки и ее общей теории». [10, 38]
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы,
состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от
элементарного различия отдельных признаков объекта, воздействующего на
органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже
достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой
фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что
обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и
есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она
включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их
систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы
раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают
методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на
нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность
подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит
категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге
выделил базовые категории психологической науки, показал их системную
взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их
друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии:
категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория
общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять
к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление
объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения
биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из
труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно
теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в
общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится
областью особой профессиональной практической деятельности в системе
образования, в промышленности, государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение
практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в
той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей
ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором»