Юмор как зрелый механизм психологической защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть юмор, как психологическую защиту.


Гипотеза: юмор является зрелой психологической защитой.


Объектом являются механизмы зрелой психологической защитой.


Предмет: юмор.


Задачи:

-ознакомление с теоретическим материалом по механизмам психологической защиты;

-определить юмор, как разновидность психологической защиты;

- осветить обзорное исследование юмора в различных областях;

-сделать вывод по работе.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

Юмор – это  прекрасная психологическая защита, возможно даже самая лучшая с точки  зрения социальной желательности, общественно  принятых норм поведения и морали, традиций.  
 

Именно использование  юмора позволяет людям наиболее «безболезненно» переживать события, происходящие в  жизни, будь то банальный  конфликт с кем-либо или куда более  травмирующие вещи.  

Люди, использующие юмор как ведущую психологическую  защиту, зачастую оказываются куда более адаптированными к реалиям  жизни, чем те, для кого юмор –  лишь слово из словаря.  

Более того, те люди, которые сами никогда не шутят  и не понимают чужого юмора (или делают вид, что не понимают, сохраняя серьезную  мину), в общем случае оказываются  недопонятыми, отвергаемыми и избегаемыми  обществом.  

В описанном  исследовании, однако, невозможно достаточно раскрыть природу именно женского юмора. Если с мужским здесь все достаточно прозрачно и понятно, то о женском  юморе из данного исследования делать какие-либо определенные выводы сложно.  

Ведь на моноцикле  ехал мужчина – соответственно, согласно негласному закону «мужской конкуренции», больше сарказма было со стороны именно мужчин.  

Но ведь прекрасно  известно и то, что именно женщины  «славятся» своей вербальной агрессивностью – перемыть косточки соседке, сослуживице, отпустить колкость в адрес «конкурентки», ее внешности, одежды и т.п. – все  это более характерно для женщин, нежели для мужчин.  

Для мужчин вербальная агрессия в лучшем случае идет на втором месте – ведь есть же еще непосредственная физическая агрессия. Для женщин, скорее наоборот – вербальная выходит на первое место, после чего идут остальные  виды, куда менее приемлемые с точки  зрения общества… 

А теперь попробуем  посадить на моноцикл женщину –  и пусть она себе едет по улицам. Интересно, от кого бы больше колкостей  она услышала? Уж наверное, не от мужчин.  

Ситуация обратная – и уже женщины воспринимают такой необычный «объект» как  конкурентку, уводящую мужское внимание от них. Реакция, соответственно, предсказуема.  

Интересна также  и реакция лиц старших возрастов  на увиденное – ученые отметили повышение толерантности и снижение уровня агрессивности у мужчин более  старшего возраста. И это также  вполне закономерно – с течением времени мужчины постепенно «исключают»  сами себя из борьбы за женское внимание. Следовательно, им становится куда безразличнее факт того, что некая более молодая  особь мужского пола имеет куда больше внимания, чем он.  

Аналогичная ситуация вполне вероятна и у женщин –  далеко не каждая бабушка будет отпускать  едкие комментарии в адрес  более молодой женщины на моноцикле.  

Следует отметить, что мы намеренно не рассматриваем  кризисные периоды в развитии мужчин и женщин, связанные преимущественно  с возрастным аспектом – во время  кризисов развития реакции могут  быть куда менее предсказуемыми и  соответствующими общими тенденциям.  

    1. Юмор  в лидерстве.
 

Особое внимание чувству юмора уделяется в  современных теориях лидерства. Так, например, авторы концепции эмоционального интеллекта, убеждены, что "...умелое использование юмора всегда отличает эффективного лидера". Данное утверждение  базируется на результатах целого ряда прикладных исследований. В рамках одного из них "...проводился анализ собеседований при приеме на работу на руководящие должности. В ходе изучения фиксировалось, как часто  во время беседы каждый кандидат заставлял  своего интервьюера смеяться. Затем  в течение двух лет ученые следили  за карьерой этих людей, чтобы узнать, кто из них сумел выйти на новые  рубежи. Выяснилось, что лидерам, добившимся впоследствии феноменальных успехов, удалось заставить интервьюера  посмеяться над какой-либо шуткой в  два раза чаще, чем посредственным руководителям. (Успех лидеров определялся  по двум критериям: они должны были принадлежать к первой трети самых  высокооплачиваемых сотрудников компании по размерам премиальных, увязанных  с финансовыми показателями работы, и иметь отличные отзывы минимум 90% своих коллег и начальства.) 

Исследователи также провели беседы с рядом  руководителей высшего уровня из США и других стран, причем почти  половина из них были или исполнительными, или генеральными директорами компаний. Разговор велся на предмет взлетов  и падений в их карьере. В ходе интервью выдающиеся лидеры использовали в три раза больше шутливых комментариев — примерно по одному каждые четыре минуты — чем руководители среднего уровня. 

Таким образом, самые эффективные лидеры используют юмор более свободно; они не боятся пускать его в ход даже в  напряженной ситуации и подавать людям позитивный сигнал, который  меняет эмоциональный тон взаимодействия. При этом лидер может говорить о таких сухих и серьезных  вещах, как пункты контракта или  показатели бизнес-плана, — главное, что доброе расположение духа, которое  создается смехом, поддерживает благожелательные отношения лидера с окружающими"636. 

В целом, с точки  зрения Д. Гоулмана и его коллег, адекватное чувство юмора лидера является не просто одним из факторов, повышающих эффективность его взаимодействия с группой, но необходимым условием, без которого полноценная коллективная деятельность и достижение действительно  значимых результатов попросту невозможны. 

Как показали исследования роли юмора в контексте командной  работы, "...уместная шутка и смех стимулируют творчество, открывают  пути для общения, упрочивают чувство  единения и доверия и, конечно  же, делают работу более приятной. ... 

Хорошее настроение оказывается особенно важным, когда  речь идет о командной работе. Способность  лидера вселить в сотрудников  энтузиазм, создать настроение единения может определить профессиональный успех команды"637. 

В свете сказанного вполне очевидно, что чувство юмора  как лидера, так и других членов группы непосредственно влияет на такую  важнейшую характеристику системы  межличностных отношений, как социально-психологический  климат. Вряд ли требует специального доказательства тот факт, что удачная  шутка и здоровый смех, в том  числе и в эмоционально сложных  ситуациях, задают позитивный тон взаимодействия и, в конечном счете, способствуют формированию благоприятного социально-психологического климата в группе. 

Более того, в  современной психологической науке  сложилось представление о том, что смех представляет собой не просто внешнее проявление позитивных эмоций, но особую самостоятельную систему  невербальной коммуникации, сформировавшуюся в процессе филогенеза как средство установления партнерских отношений в социальном взаимодействии. Именно этим объясняется особая "заразительность" смеха: "слыша смех, мы невольно начинаем улыбаться или смеяться, чем вызываем спонтанную цепную реакцию, которая завладевает всей группой. Веселье распространяется столь быстро потому, что в мозге у нас имеются участки, специально предназначенные для распознавания улыбок и смеха, они-то и вызывают ответную реакцию. Результатом такого взаимодействия является положительное эмоциональное “заражение”". 

Аналогично, из всех эмоциональных сигналов самым  заразительным является улыбка: она  обладает почти неограниченной властью, заставляя людей улыбаться в  ответ. Она обладает столь сильным  действием из-за той благотворной роли, которую сыграла в эволюции. Улыбка и смех, как полагают ученые, возникли как невербальный способ укрепления союзов — сигнал того, что человек  расслаблен и дружелюбен, а не насторожен и враждебен. ... 

В неврологическом  смысле смех быстрее всего создает  контакт между людьми, так как  способен мгновенно соединять лимбические  системы. Эта непосредственная, непроизвольная реакция, как говорит один из исследователей, затрагивает "самую прямую из всех возможных коммуникаций между людьми: когда наш интеллект пассивен, а мозг общается напрямую с другим мозгом и происходит то, что можно  назвать “лимбическим сцеплением”. В таком случае неудивительно, что  люди, которые наслаждаются обществом  друг друга, легко и часто смеются, а те, кто друг другу не доверяет, испытывают неприязнь или расходятся во мнениях, вместе смеются мало, а  то и вовсе никогда. 

Следовательно, в любой рабочей обстановке звук смеха характеризует эмоциональный  градус группы, т. е. дает надежный знак того, что сердца людей увлечены так же, как и их разум. Кроме  того, смех коллег редко звучит в  ответ на специально отпускаемые  шутки, тем более избитые: исследование 1200 эпизодов смеха в ходе социального  взаимодействия показало, что смех почти всегда является дружественным  откликом на такие обыденные реплики, как “какая приятная встреча”, а  не реакцией на “уморительные шутки”"638. 

Последнее замечание  существенно важно с точки  зрения целенаправленного использования  юмора как средства воздействия  на аудиторию. Из него следует, что положительный  эффект обусловливается прежде всего  не оригинальностью и изяществом остроты и даже не искренностью и  способностью к самоиронии ее автора, а точностью и уместностью  шутки относительно конкретного  социально-психологического контекста. Не случайно авторы концепции эмоционального интеллекта, говоря об использовании юмора организационными лидерами, отмечают: "Чтобы плодотворно использовать возможности юмора, вовсе не обязательно иметь в запасе богатый комический репертуар или обладать талантом юмориста. То, что в обычных обстоятельствах может показаться довольно глупым замечанием, в напряженный момент может стать мощным эмоциональным толчком, если эти слова вызовут смех или хотя бы улыбку"639. 

Примером, подтверждающим справедливость данной точки зрения, может служить случай, имевший  место в одной из московских школ. Молодая учительница — выпускница педагогического ВУЗа с весьма эффектной  внешностью, начав свой первый урок в одном из старших классов, писала на доске тему и в этот момент услышала довольно громкий "комплимент" в свой адрес — "Вот это формы!" Вместо того, чтобы притвориться слабослышащей  или начать выяснять, "кто это  сказал", как, вероятно, поступили  бы на ее месте многие "опытные" учительницы, девушка обернулась и  небрежно бросила "У меня, между  прочим, и глаза очень даже ничего!" Вне контекста происходящего  данная фраза, адресованная подросткам, может показаться не просто пустой, но и пошловатой. Однако в конкретной ситуации такая реакция молодого педагога оказалась исключительно  точной и эффективной, позволившей  создать позитивную эмоциональную  атмосферу и реально положившей начало открытым и при этом безусловно уважительным отношениям с учащимися. 

Здесь не случайно использован этот пример из реальной педагогической практики. Всем, кто  по роду своей деятельности сталкивается с подростковыми группами, будь то учитель, социальный педагог или  школьный психолог, хорошо известно, что  вступая во взаимодействие со взрослым человеком, подростки не только высоко ценят наличие у последнего чувства  юмора, но и, на первых порах, нередко  откровенно провоцируют его (что  и имело место в приведенном  примере), тем самым проверяя способность  взрослого реагировать на вызов, не впадая в ступор или агрессивный  аффект. По сути дела, таким образом  тестируется зрелость эго взрослого  человека, и в зависимости от результатов  данного теста ему предоставляется  или не предоставляется кредит доверия. В данной логике чувство юмора  вполне правомерно рассматривать как  своего рода эффективную и социально  одобряемую форму психологической  защиты и средства психологической  защищенности. 

Практика показывает, что педагоги, лишенные чувства юмора  или неспособные использовать его  во взаимодействии с подростками, не только не могут установить полноценные  партнерские отношения с ученической  группой, но и неизбежно воспринимаются значительной ее частью в логике "насильник  — жертва". В первом случае учитель  становится угрозой, от которой следует максимально дистанцироваться психологически, а если возможно, то и физически. Во втором случае он превращается в объект пренебрежения, а нередко и откровенных издевательств. Понятно, что и то, и другое фактически несовместимо со сколько-нибудь эффективной образовательной деятельностью. 

Еще раз подчеркнем, что хотя данные процессы наиболее отчетливо проявляются во взаимоотношениях "взрослый-подросток" в силу специфики  подростковой среды, все сказанное  совершенно справедливо в гораздо  более широком социальном контексте. 

Практический  социальный психолог в рамках своей  профессиональной деятельности может  и должен, с одной стороны, использовать юмор как средство снятия различных  ситуаций межличностной напряженности  в условиях выполнения групповой  задачи, а с другой — учитывать, что целый ряд его подопечных может не обладать чувством юмора  и вполне способен воспринимать неудачную  шутку как глубокое оскорбление, как доказательство того, что их в группе не ценят и не уважают. 

    1. Нарушение чувства юмора  при шизофрении и  аффективных расстройствах.

Информация о работе Юмор как зрелый механизм психологической защиты