Каждый этнос в
процессе своей жизнедеятельности
на определенной территории в конкретных
социально-экономических и исторических
условиях вырабатывает свой уникальный
стереотип поведения, который "поставляет"
членам этноса общепринятые модели поведения
в тех или иных стандартных
ситуациях. В данном контексте "стереотип"
означает не столько представление
о другом этносе, сколько "устойчивые,
регулярно повторяемые элементы
образа жизни, которые хотя и обладают
известной социальной значимостью,
однако не носят "событийного характера"
и не осознаются носителями поведения
как "поступки" (Старовойтова, 1985).
Этнический стереотип поведения
представляет собой набор типовых
программ, направленный, прежде всего,
на "нейтрализацию тенденции к
индивидуализации поведения, сдерживанию
роста его вариативности, ибо
ничем не контролируемый рост многообразия
неминуемо привел бы к распаду
общества" (Байбурин, 1985). Таким образом,
этнические особенности поведения
выступают важнейшим этноконсолидирующим
фактором и основанием для сравнения
и сопоставления с другими
этносами. По словам С. Арутюнова, "этнические
различия проявляются в том, как
люди одеваются, как они едят, в
их излюбленных позах стояния
или сидения, хотя все люди на земле
и одеваются, и едят, и сидят" (цит. по
Байбурину, 1985). В разных этнических культурах
одним и тем же действиям может придаваться
различное содержание, или одно и то же
содержание может находить различное
выражение в поступках. Стереотипные представления
как раз и формируются при попытке интерпретировать
поведение представителя другого этноса,
которое обычно осуществляется с точки
зрения особенностей своей собственной
культуры.
Особенность этнического
стереотипа как социально-психологического
феномена определяет и набор выполняемых
им функций. Тэджфел выделяет две
функции стереотипа на индивидуальном
и две - на групповом уровне. К
индивидуальному уровню относятся:
1) когнитивная (схематизация, упрощение)
и 2) ценностно-защитная (создание и
сохранение положительного "Я-образа").
К социальному - 3) идеологизирующая
(формирование и сохранение групповой
идеологии, объясняющей и оправдывающей
поведение группы) и 4) идентифицирующая
(создание и сохранение положительного
группового "Мы-образа). (Шихирев, 1999).
Уже неоднократно отмечалось, что
стереотипы служат для упрощения
межэтнической дифференциации и "экономии"
восприятия в этноконтактных ситуациях.
Их роль также заключается в объяснении-оправдании
(с позиции интересов собственной
группы) отношений между этническими
группами, конкретной этноконтактной
ситуации или собственного поведения
по отношению к членам иноэтнических
групп. Вместе с тем, этнический стереотип
отражает стремление людей к сохранению
и укреплению позитивной этнокультурной
идентичности, играя важную социальную
роль как фактор консолидации и фиксации
этнической группы. Как отмечает Г.
Солдатова, "этнические стереотипы
- это когнитивные инструменты
поддержания оптимальной проницаемости
этнических границ. Оптимальность состоит
в том, что плотность этнических
границ, с одной стороны, должна быть
не меньше, чем это требуется для
сохранения группы как самостоятельного
и целостного этнокультурного образования.
С другой - не больше, чем это необходимо
для непрекращающегося взаимодействия
между разными народами" (Солдатова,
1998). Этот же процесс описывает Н.
Лебедева в своем исследовании адаптации
русских переселенческих групп
в Азербайджане: в условиях такого
тесного контакта двух различных
культур отмечается стремление одной
к максимальному сближению при
резкой активизации в другой консолидирующих
и защитных механизмов, выражающихся
в увеличении социальной дистанции,
"разведении" статусов и усилении
негативной окраски стереотипов. Этот
процесс, по мнению Лебедевой, "является
единым социально-психическим механизмом,
способствующим сохранению целостности
и специфичности этнической общности
в условиях тесного и активного
взаимодействия с иной этнокультурной
средой" (Лебедева, 1989). Важно отметить,
что "в условиях роста межэтнической
напряженности функция этнических
стереотипов по защите позитивной этнической
идентичности гипертрофируется. Они
трансформируются и делают этнические
границы более плотными" (Солдатова,
1998).
Главные выводы исследований
в области социального стереотипа
были суммированы Г. Тэджфелом в
виде следующих шести положений:
1. Люди с легкостью
проявляют готовность характеризовать
обширные человеческие группы (или
"социальные категории") недифференцированными,
грубыми и пристрастными признаками.
2. Такая категоризация
стремится оставаться совершенно
стабильной в течение очень
длительного периода времени.
3. Социальные стереотипы
в некоторой степени могут
изменяться в зависимости от
социальных, политических или экономических
изменений, но этот процесс
происходит крайне медленно.
4. Социальные стереотипы
становятся более "отчетливыми"
и враждебными, когда возникает
социальная напряженность между
группами.
5. Они усваиваются
очень рано и используются
детьми задолго до возникновения
собственных мнений о тех группах,
к которым они относятся.
6. Социальные стереотипы
не представляют большой проблемы,
когда не существует явной
враждебности в отношениях групп,
но их в высшей степени трудно
модифицировать и управлять ими
в условиях значительной напряженности
и конфликта (Лебедева, 1999).
Заключение
Завершая работу
над рефератом можно прийти к
выводу, что этническая психология
– это междисциплинарная отрасль
знания, изучающая и разрабатывающая:
1) особенности психики людей различных
народов и культур; 2) проблемы национальных
особенностей мировосприятия; 3) проблемы
национальных особенностей взаимоотношений;
4) проблемы национального характера;
5) закономерности формирования и функции
национального самосознания и этнических
стереотипов; 6) закономерности формирования
обществ, национальных общин.
Множественность точек
зрения на содержание, своеобразие
и роль этнических детерминант восприятия
и обилие работ, посвященных этому
вопросу за последнее время как
в России, так и за рубежом, лишний
раз демонстрируют актуальность
и важность изучения особенностей межэтнического
восприятия. Характер межнациональных
отношений на современном этапе,
массовые миграции, нарастание процессов
дезинтеграции при одновременном
стремлении человечества к объединению
и стиранию государственных границ,
предъявляют свои требования к выбору
тем и методов социальной психологии.
Рассмотренные нами
аспекты изучения этнических стереотипов
далеко не исчерпывают всего разнообразия
подходов и методов исследования
этой области социальной психологии.
Множественность точек зрения на
содержание, своеобразие и роль этнических
детерминант восприятия и обилие
работ, посвященных этому вопросу
за последнее время как в России,
так и за рубежом, лишний раз демонстрируют
актуальность и важность изучения особенностей
межэтнического восприятия. Характер
межнациональных отношений на современном
этапе, массовые миграции, нарастание
процессов дезинтеграции при одновременном
стремлении человечества к объединению
и стиранию государственных границ, предъявляют
свои требования к выбору тем и методов
социальной психологии.
.В рамках задач этнической
психологии, среди которых на современном
этапе выделяют: исследование социально-психологических
проблем межэтнического взаимодействия,
изучение особенностей формирования и
актуализации этнической идентичности
на индивидуально-личностном уровне, создание
и апробирование программ и методов социально-психологического
тренинга успешного межкультурного взаимодействия,
развитие теории этнической психологии
(Лебедева, 1999), особую значимость приобретает
исследование роли этнических стереотипов
в процессе формирования позитивной этнической
идентичности, изучение влияния стереотипных
представлений на успешность адаптации
мигрантов к новому культурному окружению,
анализ путей и способов преодоления негативного
влияния этнических предубеждений на
межэтнические отношения и предотвращения
перехода от предрассудка как умственного
конструкта к открытой этнической дискриминации
и национальной вражде.
Литература
- Стефаненко Т.Г.
Этнопсихология. 3-е изд. М., "Аспект Пресс",
2004;
- Шпет Г.Г. Введение
в этническую психологию. — В кн.: Психология
социального бытия. М., "Институт практической
психологии"; Воронеж, "МОДЭК",
1996;
- С.Ю. Головин. Словарь
практического психолога;
- http://vocabulary.ru Национальная
психологическая энциклопедия
- Агеев В.С. Механизмы
социального восприятия//Психологический
журнал. № 2, 1989
- Арутюнян Ю.В.,
Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология.
М., 1999
- Булгаков С.Н.
Размышления о национальности//Сочинения
в 2-х т. Том 2. 1993
- Кон И. Психология
предрассудка//Психология национальной
нетерпимости. Минск, 1998
- Лебедева Н.М.
Социальная психология этнических миграций.
М., 1993