Этнопсихология. Этнические стереотипы и предрассудки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии примитивных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, английский учёный Дж. Фрейзер, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).

Работа содержит 1 файл

реферат по соц..docx

— 43.80 Кб (Скачать)

Каждый этнос в  процессе своей жизнедеятельности  на определенной территории в конкретных социально-экономических и исторических условиях вырабатывает свой уникальный стереотип поведения, который "поставляет" членам этноса общепринятые модели поведения  в тех или иных стандартных  ситуациях. В данном контексте "стереотип" означает не столько представление  о другом этносе, сколько "устойчивые, регулярно повторяемые элементы образа жизни, которые хотя и обладают известной социальной значимостью, однако не носят "событийного характера" и не осознаются носителями поведения  как "поступки" (Старовойтова, 1985). Этнический стереотип поведения  представляет собой набор типовых  программ, направленный, прежде всего, на "нейтрализацию тенденции к  индивидуализации поведения, сдерживанию  роста его вариативности, ибо  ничем не контролируемый рост многообразия неминуемо привел бы к распаду  общества" (Байбурин, 1985). Таким образом, этнические особенности поведения  выступают важнейшим этноконсолидирующим  фактором и основанием для сравнения  и сопоставления с другими  этносами. По словам С. Арутюнова, "этнические различия проявляются в том, как  люди одеваются, как они едят, в  их излюбленных позах стояния  или сидения, хотя все люди на земле и одеваются, и едят, и сидят" (цит. по Байбурину, 1985). В разных этнических культурах одним и тем же действиям может придаваться различное содержание, или одно и то же содержание может находить различное выражение в поступках. Стереотипные представления как раз и формируются при попытке интерпретировать поведение представителя другого этноса, которое обычно осуществляется с точки зрения особенностей своей собственной культуры.

Особенность этнического  стереотипа как социально-психологического феномена определяет и набор выполняемых  им функций. Тэджфел выделяет две  функции стереотипа на индивидуальном и две - на групповом уровне. К  индивидуальному уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение) и 2) ценностно-защитная (создание и  сохранение положительного "Я-образа"). К социальному - 3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой  идеологии, объясняющей и оправдывающей  поведение группы) и 4) идентифицирующая (создание и сохранение положительного группового "Мы-образа). (Шихирев, 1999). Уже неоднократно отмечалось, что  стереотипы служат для упрощения  межэтнической дифференциации и "экономии" восприятия в этноконтактных ситуациях. Их роль также заключается в объяснении-оправдании (с позиции интересов собственной  группы) отношений между этническими  группами, конкретной этноконтактной ситуации или собственного поведения  по отношению к членам иноэтнических  групп. Вместе с тем, этнический стереотип  отражает стремление людей к сохранению и укреплению позитивной этнокультурной идентичности, играя важную социальную роль как фактор консолидации и фиксации этнической группы. Как отмечает Г. Солдатова, "этнические стереотипы - это когнитивные инструменты  поддержания оптимальной проницаемости  этнических границ. Оптимальность состоит  в том, что плотность этнических границ, с одной стороны, должна быть не меньше, чем это требуется для  сохранения группы как самостоятельного и целостного этнокультурного образования. С другой - не больше, чем это необходимо для непрекращающегося взаимодействия между разными народами" (Солдатова, 1998). Этот же процесс описывает Н. Лебедева в своем исследовании адаптации  русских переселенческих групп  в Азербайджане: в условиях такого тесного контакта двух различных  культур отмечается стремление одной  к максимальному сближению при  резкой активизации в другой консолидирующих  и защитных механизмов, выражающихся в увеличении социальной дистанции, "разведении" статусов и усилении негативной окраски стереотипов. Этот процесс, по мнению Лебедевой, "является единым социально-психическим механизмом, способствующим сохранению целостности  и специфичности этнической общности в условиях тесного и активного  взаимодействия с иной этнокультурной средой" (Лебедева, 1989). Важно отметить, что "в условиях роста межэтнической  напряженности функция этнических стереотипов по защите позитивной этнической идентичности гипертрофируется. Они  трансформируются и делают этнические границы более плотными" (Солдатова, 1998). 

Главные выводы исследований в области социального стереотипа были суммированы Г. Тэджфелом в  виде следующих шести положений:

1. Люди с легкостью  проявляют готовность характеризовать  обширные человеческие группы (или  "социальные категории") недифференцированными,  грубыми и пристрастными признаками.

2. Такая категоризация  стремится оставаться совершенно  стабильной в течение очень  длительного периода времени.

3. Социальные стереотипы  в некоторой степени могут  изменяться в зависимости от  социальных, политических или экономических  изменений, но этот процесс  происходит крайне медленно.

4. Социальные стереотипы  становятся более "отчетливыми"  и враждебными, когда возникает  социальная напряженность между  группами.

5. Они усваиваются  очень рано и используются  детьми задолго до возникновения  собственных мнений о тех группах,  к которым они относятся.

6. Социальные стереотипы  не представляют большой проблемы, когда не существует явной  враждебности в отношениях групп,  но их в высшей степени трудно  модифицировать и управлять ими  в условиях значительной напряженности  и конфликта (Лебедева, 1999). 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Завершая работу над рефератом можно прийти к  выводу, что этническая психология – это междисциплинарная отрасль  знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных  народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции  национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Множественность точек  зрения на содержание, своеобразие  и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому  вопросу за последнее время как  в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных  отношений на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов  дезинтеграции при одновременном  стремлении человечества к объединению  и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.

Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов  далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу  за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют  актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном  этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции при одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.

.В рамках задач этнической психологии, среди которых на современном этапе выделяют: исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия, изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия, развитие теории этнической психологии (Лебедева, 1999), особую значимость приобретает исследование роли этнических стереотипов в процессе формирования позитивной этнической идентичности, изучение влияния стереотипных представлений на успешность адаптации мигрантов к новому культурному окружению, анализ путей и способов преодоления негативного влияния этнических предубеждений на межэтнические отношения и предотвращения перехода от предрассудка как умственного конструкта к открытой этнической дискриминации и национальной вражде. 

Литература 

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. М., "Аспект Пресс", 2004;
  2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — В кн.: Психология социального бытия. М., "Институт практической психологии"; Воронеж, "МОДЭК", 1996;
  3. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога;
  4. http://vocabulary.ru Национальная психологическая энциклопедия
  5. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия//Психологический журнал. № 2, 1989
  6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999
  7. Булгаков С.Н. Размышления о национальности//Сочинения в 2-х т. Том 2. 1993
  8. Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
  9. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993

Информация о работе Этнопсихология. Этнические стереотипы и предрассудки