Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 00:16, реферат
В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии примитивных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, английский учёный Дж. Фрейзер, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
Реферат |
Этнопсихология. Этнические стереотипы и предрассудки. |
Выполнила
Студентка 3 курса Гр.031 Толкачева
О.И. Проверил: Коломинский Я.Л. |
Введение
Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Термин «этническая психология» (V?lkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этническая психология и сформулировать её задачи.
Они пытались доказать
на страницах основанного ими
в 1859 г. журнала «Психология народов
и языкознание» («Zeitschrift fur V?lkerpsychologie
und Sprachwissenschaft»), что язык, религия, право,
искусство, наука, быт, нравы и т.
п. получают конечное объяснение в психологии
народа как носителя коллективного
разума, воли, чувств, характера, темперамента
и т. п. Согласно такому пониманию, все
явления социальной жизни представляют
собой своеобразную форму «эманации
народного духа». В. Вундт подверг
критике интеллектуализм
В изучении проблем
этнической психологии, наряду с психологами,
приняли участие лингвисты, историки,
археологи, социологи, этнологи, антропологи
и др. Был собран огромный фактический
материал по психологии различных племён
и народов. Особенно много внимания
уделялось исследованиям
В России вопросы
этнической психологии разрабатывал Г.
Шпет, выступивший в 20 гг. XX в. с резкой
критикой В. Вундта и генетического
подхода (Штейнталь, Лацарус и др.)
к этнической психологии и пытавшийся
обосновать своё понимание этнической
психологии с позиций феноменологии
Э. Гуссерля.
1. Место этнопсихологии
среди других наук
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ —
междисциплинарная отрасль
Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области "психологии народов", "психологической антропологии", "сравнительно-культурной психологии" и т.п.
Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее "близких и дальних родственников" включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается "родительских дисциплин" этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой — психология.
Первые крупицы
этнопсихологических знаний содержат
труды античных авторов — философов
и историков: Геродота, Гиппократа,
Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так,
древнегреческий врач и основатель
медицинской географии
Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие "дух народа" и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия "душа народа" и "народный характер" и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т. е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.
Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали "психологические портреты" некоторых из них.
Развитие этнографии,
психологии и языкознания привело
в середине 19 в. к зарождению этнопсихологии
как самостоятельной науки. Создание
новой дисциплины -психологии народов
— было провозглашено в 1859 немецкими
учеными М.Лацарусом и Х.
Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка "встроить" этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина, который высказал мысль о возможности "объективного" метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности — памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.
Рубеж 19-20 вв. отмечен
появлением целостной этнопсихологической
концепции немецкого психолога
В.Вундта, посвятившего двадцать лет
жизни написанию десятитомной Психологии
народов. Вундт проводил основополагающую
для социальной психологии мысль, что
совместная жизнь индивидов и
их взаимодействие между собой порождают
новые явления со своеобразными
законами, которые хотя и не противоречат
законам индивидуального
Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое — отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, "отклики" на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?
Идеи Лацаруса и
Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета
остались на уровне объяснительных схем,
которые не были реализованы в
конкретных психологических исследованиях.
Но идеи первых этнопсихологов о связях
культуры с внутренним миром человека
были подхвачены другой наукой — культурной
антропологией.
2. Предмет, задачи,
основные понятия
Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.
Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.
Изучая психические
процессы у представителей этнических
групп, этнопсихология применяет определенные
методы исследования. Широко используется
метод сравнения и
К способам исследования в этнопсихологии относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности, тест.
Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство).
Эксперимент – активный
метод. Экспериментатор создает
необходимые условия для
Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор).
Тесты – должны являться
подлинным показателем
Итак, этнопсихология
- наука о фактах, закономерностях
и механизмах проявления психической
типологии, ценностных ориентациях
и поведения представителей той
или иной этнической общности. Она
описывает и объясняет
Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:
1) особенности психики людей различных народов и культур;
2) проблемы характера национального;
3) проблемы национальных особенностей мировосприятия;
4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;
5) закономерности
формирования и функции
6) закономерности
формирования сообществ, и пр.
Современная этнопсихология
выделяет ряд самостоятельных
1) сравнительные
исследования этнических
2) культурологические
исследования, направленные на уяснение
особенностей символического
3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.);
4) исследования этнических
особенностей социализации
Информация о работе Этнопсихология. Этнические стереотипы и предрассудки