Этнические стереотипы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

Проблема стереотипов и предрассудков, а также борьбы с ними является чрезвычайно актуальной в современном мире, движущемся к глобализации. Но, несмотря на ее развитие, распространение Интернета и, соответственно, расширения доступа к информации, остается много белых пятен в знаниях народов друг о друге.
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем». Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).

Содержание

Введение………………………………………………………….………...2
1. Понятие «этнический стереотип»…………………………………………4
2. Виды этнических стереотипов…………………………………………….5
3. Свойства и функции этнических стереотипов…………………….……..9
4. Методы исследования этнических стереотипов………………….……..11
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Реферат - Этнические стереотипы.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

 

Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей. 
 В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики, например, разработанные В. Ф. Петренко. В одной из них стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал. Анализ проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить национальные стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации. 
 Широко применяется и методика «множественной идентификации» того же автора, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апробация этой методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: «познакомиться с парнем на улице», «стремиться к высшему образованию», «распоряжаться семейным бюджетом», «курить сигареты», «изменить мужу в ответ на его измену» и т.д. Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой обработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным «типичным» показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.

При изучении этнических стереотипов  чаще всего используются методы прямого  опроса, намного более простые  и доступные, но имеющие серьезный  недостаток, заключающийся в возможном  влиянии на результаты социальной желательности  тех или иных личностных черт.

Наиболее популярны среди  социальных психологов следующие опросные техники:

  • приписывание качеств из набора личностных черт;
  • биполярные шкалы;
  • процентная методика Дж. Бригема;
  • выявление «диагностического коэффициента» К. Макколи и К. Ститта.

Первую методику типа «Приписывание качеств» предложили Д. Кац и К. Брейли в 30-е гг. XX века. В исследовании этих авторов студентам Принстонского университета было предложено выбрать из 84 черт наиболее характерные для 10 этнических групп: белых американцев, негров, китайцев, англичан, немцев, итальянцев, ирландцев, японцев, евреев и турок. После первоначального выбора испытуемых просили вернуться к составленным ими десяти спискам и отметить пять качеств, являющихся наиболее типичными для членов каждой группы. Учитывая только эти пять качеств, Кац и Брейли выделили 12 чаще всего приписываемых каждому народу черт.

Сторонники описательного  направления изучения стереотипов  считают методику «Приписывание  качеств» непревзойденной до настоящего времени, хотя и критикуют за ограничение  описания групп предварительно составленным списком черт, который может не содержать качества, релевантные  той или иной группе. Но этот недостаток может быть сглажен, если списки черт составлять используя неструктурированную  информацию, получаемую с помощью  свободных описаний, и более релевантную  мнениям испытуемых, чем навязанный набор категорий.

В настоящее время широко распространены и методики изучения стереотипов, в которых использованы наборы черт, составляемые на основе пар  полярных противоположностей (метод  полярного профиля). Наборы биполярных шкал по форме ничем не отличаются от семантического дифференциала, однако для выявления содержания стереотипов подходят не коннотативные, а денотативные шкалы, привязанные к объективным свойствам этноса, вернее, к тем, которые воспринимаются в качестве таковых.

Биполярные шкалы дают возможность выявить не только те качества, по которым группа высоко оценивается, но и антистереотипные характеристики. Многими исследователями  подчеркивается важность принципа биполярности, который осуществляет категоризацию  и стереопизацию как ее частный  случай. В связи с этим, метод  биполярных шкал особенно продуктивен  при сравнительном исследовании стереотипов двух этнических групп (чаще всего своей и чужой), т.к. позволяет выявить форму (сопоставления  или противопоставления) протекания их дифференциации.

Данная техника имеет три явных недостатка:

  1. небольшой список характерных для того или иного народа качеств;
  2. серьезные расхождения между качествами, рассматриваемые авторами методик как полярные противоположности. Данный недостаток связан с тем, что определение противоположных полюсов шкал является недостаточно точным. Его решение заключается в использовании словарей синонимов и антонимов, а также построенного отечественными психологами тезауруса личностных черт;
  3. «...исследователи часто задают нормативно-конвенциальную противоположность полюсов конструкта, а не ту, которой в действительности пользуется испытуемый» [Франселла, Баннистер, 1987, с. 166], нельзя назвать существенным для статистического исследования, каковыми и являются исследования в области этнических стереотипов.

Процентную методику разработал Дж. Бригем. Он также использовал  набор качеств, но просил испытуемых указать процент индивидов конкретной этнической группы, который обладает каждым из них. Преимуществом данной методики является имплицитное допущение, что представители любой общности различаются по своим психологическим  характеристикам. Исследователи, использовавшие технику «Приписывание качеств», отмечают, что многие испытуемые отказываются вычленять черты, наиболее характерные  для целого народа. Процентная методика смягчает эту проблему, т.к. проще  приписывать те или иные качества значительной части, а не целому этносу. В этом случае стереотип состоит  из черт, которыми обладает наибольший процент членов изучаемой группы.

При использовании процентной методики возникает серьезная проблема: многие черты, которые получают оценку, близкую к 100%, не могут быть включены в стереотип. Например, хотя 100% членам какой-либо группы будет приписано такое качество, как «смертность», оно не является отличительной характеристикой данного народа. Поэтому Макколи и Ститт предложили модификацию методики Бригема, включив в нее оценку процента «всех людей в мире», обладающих каждой чертой из списка. Их методика получила название - диагностический коэффициент.

Если диагностический  коэффициент превышает единицу, то данная черта воспринимается более  характерной для данной группы, чем  для людей в целом. Если же меньше единицы, то она воспринимается менее  характерной для данной группы, чем  для людей в целом.

Еще одним подходом к изучению этнических стереотипов является контент анализ. В силу своей доступности, изобилия и удобства, анализу представлений  об этнических группах подвергались многие источники литературы и искусства  различных стран: журналы, газеты, фильмы и много другое. И. С. Кон отмечает, что «систематическое изучение своего и чужого народов в литературе и искусстве может дать для понимания этнических стереотипов и межнациональных отношений гораздо больше, чем анкетный опрос».

Объединяющая психологов, литературоведов, историков и т.п. научная ориентация получила название – «имагология». Однако перед этим направлением встает одна из самых существенных проблем  – адекватность отражения существующих в общественном сознании стереотипов  в художественной литературе, публицистике и различных видах искусства.

Многие авторы солидарны в том, что наиболее полное и глубокое изучение содержания этнических стереотипов  достигается путем применения дополняющих друг друга методов свободных описаний и одной из разновидностей метода прямого опроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно  устойчивый образ какой-либо этнической общности, распространяемый на всех ее представителей. Нередко при определении  этнического стереотипа подчеркивается, с одной стороны, его целостность, ярко выраженная ценностная окраска, а  с другой – наличие так называемого  ошибочного компонента, препятствующего  более полному, адекватному взаимопониманию  людей и искажающего видение  особенностей поведения даже собственного этноса. Как одна из форм этнического  сознания этнические стереотипы представляют устойчивые представления о себе (автостереотипы) и о других народах  и чужих элементах культур (гетеростереотипы).

Можно сказать, что этнические стереотипы выражают национальный характер в том  смысле, если под ним понимать устойчивый комплекс специфических для данной культуры ценностей, установок, поведенческих  норм.

Чаще всего этнический стереотип  возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным  представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий и антипатий.

Круг проблем, стоящих перед  этническим психологом, и выбор методов  их разрешения поистине необозрим. Но главным принципом, по-видимому, должно являться глубокое и беспристрастное  изучение особенностей этнических групп  и социально-психологических механизмов межэтнического взаимодействия с целью  поиска путей для наиболее адекватного  восприятия других народов и общения  с ними в духе терпимости и взаимоуважения.

Список литературы

 

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2005.
  3. Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности — 2. М., 1994.
  4. Кон И.С. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.
  1. Крысько В.Г. Этническая психология. «Электронная библиотека Гумер». http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/krusko/
  1. Налчаджян А.А. Этнопсихология. СПб., 2004.
  1. Стефаненко Т.Г. Этнические стереотипы – функции и свойства. «Пси-фактор». http://psyfactor.org/lib/stereotype8.htm
  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2006.

Информация о работе Этнические стереотипы