Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:32, реферат
Проблема стереотипов и предрассудков, а также борьбы с ними является чрезвычайно актуальной в современном мире, движущемся к глобализации. Но, несмотря на ее развитие, распространение Интернета и, соответственно, расширения доступа к информации, остается много белых пятен в знаниях народов друг о друге.
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем». Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).
Введение………………………………………………………….………...2
1. Понятие «этнический стереотип»…………………………………………4
2. Виды этнических стереотипов…………………………………………….5
3. Свойства и функции этнических стереотипов…………………….……..9
4. Методы исследования этнических стереотипов………………….……..11
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17
Введение
Проблема стереотипов и предрассудков, а также борьбы с ними является чрезвычайно актуальной в современном мире, движущемся к глобализации. Но, несмотря на ее развитие, распространение Интернета и, соответственно, расширения доступа к информации, остается много белых пятен в знаниях народов друг о друге.
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем». Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).
В повседневной жизни человек,
как правило, лишен возможности
подвергать критическому анализу традиции,
нормы, ценностные ориентации и правила
общественного поведения. Он не всегда
располагает также достаточной
информацией о событиях, по которым
ему приходится высказывать собственное
мнение и оценку. Поэтому в обыденной
действительности люди часто поступают
шаблонно, в соответствии со сложившимся
стереотипом. Явление стереотипизации
- характерная особенность
Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания такими критериями стали наиболее характерные, броские, «лежащие» на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений.
В результате социального познания людей и категоризации социальных явлений создаются специальные психологические образования — социальные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнических, группах, о характерных чертах этносов.
Слово «стереотип» происходит от греческих слов stereos - твердый и typos - отпечаток. Считается, что термин «стереотип» возник в типографском деле, где так называют набор всей строки или страницы, с которым легче работать, чем с набором отдельных слов и с отдельными буквами. Позже были изобретены клише. В обыденной жизни понятие «стереотип» употребляется довольно часто как синоним слов «шаблон» или «стандарт». Во всех случаях смысл слова «стереотип» следующий: это зафиксированная целостность.
Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот в 1922 году американским социологом Уолтером Липпманом. В работе «Общественное мнение» он описал стереотип как характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений.
Стереотипы — устойчивые образования, актуализирующиеся (воспроизводящиеся в сознании и поведении человека) в соответствующих ситуациях. Актуально же они «живут» в подсознании, хотя обычно без особого труда осознаются.
Итак, этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.
Наиболее разработанную концепцию структуры этнических стереотипов предложил Л. Эдвардс, который выделяет в их структуре следующие четыре компонента, или измерения:
Эта концепция также с достаточной ясностью показывает, что стереотип не что иное, как разновидность социальной установки. Здесь фактически описывается сходная с социальной установкой структура. Если так, то существует возможность широкого применения в этнической психологии всех тех результатов, которые получены в теории социальной установки.
Социальные психологи считают, что эти четыре «измерения» стереотипа взаимосвязаны. И это понятно, так как каждый стереотип является психологической структурой.
Выделяются следующие
Гетеростереотипы имеют следующие особенности:
Автостереотипы — это совокупность представлений членов этноса о самих себе и своей этнической группе.
Автостереотипы имеют следующие особенности:
На основании этих эмоционально окрашенных оценочных суждений выделяются следующие виды стереотипов:
Модальные этнические стереотипы имеют следующие особенности:
— модальные этнические гетеростереотипы, т. е. ведущие представления одной этнической группы или этноса о другой группе или этносе;
Социальные стереотипы и являющиеся их разновидностью этнические стереотипы имеют следующие свойства:
— эмоционально-оценочный характер, эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений, эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики;
— согласованность, высокую степень
единства представлений среди членов
стереотипизирующей группы, т. е. социальными,
в том числе этническими, стереотипами
можно считать лишь представления, разделяемые
достаточно большим числом индивидов
в пределах социальных общностей;
— устойчивость, ригидность по
отношению к новой информации, т.е. стереотипы
редко подвержены изменению под воздействием
новой, противоречащей старой информации
о данной этнической группе, но изменение
стереотипов возможно в том случае, если
меняется характер отношений между группами;
— неточность, пристрастность, возникающие в результате следующих причин:
Можно выделить следующие основные функции этнических стереотипов:
Функция экономии мышления: стереотипы упрощают картину объективной реальности, создают категории и схемы представлений, облегчая наши мыслительные процессы.
Функция сохранения существующего общественного строя: поскольку социальные стереотипы являются устойчивыми представлениями о социальных группах и обществе, то если мы их принимаем, считая правильными («само собой разумеющимися»), тем самым мы принимаем как бы «естественность» и незыблемость той социальной реальности, в которой находимся. Тем самым мы становимся сторонниками сохранения существующего социального порядка, в частности этнической стратификации общества. Действительно, стереотипы консервативны и, если становятся мнениями и убеждениями людей, способствуют сохранению и защите общественного строя. Поэтому разрушение группы стереотипов — начало социальных изменений.
Функция выражения протеста: когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп. Таким путем люди выражают протест против неприятной реальности. Создание стереотипов – этап психологической подготовки социальных действий.
Функция искажения реальности: как мы видели уже из определения стереотипов, они нередко искажают реальность, во всяком случае, сильно упрощают ее. Это помеха па пути к научному познанию общества, этносов и межэтнических отношений. Но бывает и так, что определенные индивиды или группы людей заинтересованы именно в искажении социальной реальности, положение людей в обществе и т.п. Тогда искажающий потенциал социальных и этнических стереотипов становится их необходимой используемой функцией.