Этнические стереотипы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

Проблема стереотипов и предрассудков, а также борьбы с ними является чрезвычайно актуальной в современном мире, движущемся к глобализации. Но, несмотря на ее развитие, распространение Интернета и, соответственно, расширения доступа к информации, остается много белых пятен в знаниях народов друг о друге.
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем». Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).

Содержание

Введение………………………………………………………….………...2
1. Понятие «этнический стереотип»…………………………………………4
2. Виды этнических стереотипов…………………………………………….5
3. Свойства и функции этнических стереотипов…………………….……..9
4. Методы исследования этнических стереотипов………………….……..11
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Реферат - Этнические стереотипы.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Проблема стереотипов  и предрассудков, а также борьбы с ними является чрезвычайно актуальной в современном мире, движущемся к  глобализации. Но, несмотря на ее развитие, распространение Интернета и, соответственно, расширения доступа к информации, остается много белых пятен в  знаниях народов друг о друге. 

Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем». Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.). 

В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности  подвергать критическому анализу традиции, нормы, ценностные ориентации и правила  общественного поведения. Он не всегда располагает также достаточной  информацией о событиях, по которым  ему приходится высказывать собственное  мнение и оценку. Поэтому в обыденной  действительности люди часто поступают  шаблонно, в соответствии со сложившимся  стереотипом. Явление стереотипизации - характерная особенность переработки  личностью внешнего воздействия. Оно  тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании. 

Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания такими критериями стали наиболее характерные, броские, «лежащие» на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений.

В результате социального познания людей и категоризации социальных явлений создаются специальные психологические образования — социальные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнических, группах, о характерных чертах этносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «этнический стереотип».

 

Слово «стереотип» происходит от греческих слов stereos - твердый и typos - отпечаток. Считается, что термин «стереотип» возник в типографском деле, где так называют набор всей строки или страницы, с которым легче работать, чем с набором отдельных слов и с отдельными буквами. Позже были изобретены клише. В обыденной жизни понятие «стереотип» употребляется довольно часто как синоним слов «шаблон» или «стандарт». Во всех случаях смысл слова «стереотип» следующий: это зафиксированная целостность.

Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот в 1922 году американским социологом Уолтером Липпманом. В работе «Общественное мнение» он описал стереотип как характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений. 

Стереотипы — устойчивые образования, актуализирующиеся (воспроизводящиеся в сознании и поведении человека) в соответствующих ситуациях. Актуально же они «живут» в подсознании, хотя обычно без особого труда осознаются.

Итак, этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

Наиболее разработанную концепцию структуры этнических стереотипов предложил Л. Эдвардс, который выделяет в их структуре следующие четыре компонента, или измерения:

  • содержание — те характеристики или черты, которые приписываются социальной или этнической группе;
  • единообразие — то, в какой мере различные индивиды (например, испытуемые в ходе экспериментов) согласны друг с другом в том, что данная группа действительно имеет те черты, которые ей приписываются;
  • направленность — то, что показывает, каким образом воспринимается объект стереотипа: положительно или отрицательно. Это измерение определяют по соотношению положительных и отрицательных черт, которые входят в состав стереотипа;
  • интенсивность — уровень предубежденности по отношению к этнической группе. Эту особенность стереотипа определяют путем ранжировки тех черт, которые приписываются этой группе

Эта концепция также с достаточной  ясностью показывает, что стереотип не что иное, как разновидность социальной установки. Здесь фактически описывается сходная с социальной установкой структура. Если так, то существует возможность широкого применения в этнической психологии всех тех результатов, которые получены в теории социальной установки.

Социальные психологи считают, что эти четыре «измерения» стереотипа взаимосвязаны. И это понятно, так  как каждый стереотип является психологической  структурой.

 

  1. Виды этнических стереотипов.

 

Выделяются следующие разновидности  этнических стереотипов:

  1. гетеро- и автостереотипы;
  2. положительные, отрицательные и амбивалентные;
  3. модальные;
  4. поведенческие.
  5. Под гетеростереотипами понимаются определенные устойчивые представления одной группы относительно одной или нескольких других групп.

Гетеростереотипы имеют  следующие особенности:

  • могут формироваться как в отношении хорошо известных этносов, с которым стереотипизирующая группа имеет непосредственные тесные контакты, так и в отношении этносов, не входящих в систему ее межэтнического взаимодействия;
  • могут состоять из небольшого количества поверхностных представлений, если относятся к тому этносу, с которым стереотипизирующая группа не имеет контактов или их взаимодействие проистекает на минимальном уровне;
  • чаще всего носят отрицательный, негативный эмоциональный оттенок, т. е. являются негативными представлениями, описывающими представителей других народов.

Автостереотипы — это  совокупность представлений членов этноса о самих себе и своей этнической группе.

Автостереотипы имеют  следующие особенности:

  • чаще всего имеют положительный эмоциональный оттенок;
  • формируются в результате психических процессов у самих членов той или иной этнической группы;
  • могут возникать на основе тех представлений, которые создали о данной этнической группе представители других этносов, и такие автостереотипы могут приниматься или не приниматься этой группой.
  1. Любые стереотипы (как социальные, так и этнические) содержат в себе элементы оценочных суждений, которые могут иметь как положительный (позитивный), так и отрицательный (негативный) оттенки.

На основании этих эмоционально окрашенных оценочных суждений выделяются следующие виды стереотипов:

  • положительные, под которыми понимаются такие утверждения, суждения и оценки черт этноса или входящих в его состав отдельных этнических групп, которые имеют положительный, позитивный характер, и на этом основании группе приписываются позитивные мотивы поведения и деятельности. Иногда в отношении того или иного этноса могут формироваться только позитивные стереотипы;
  • отрицательные, под которыми понимается совокупность отрицательных оценок, восприятий, суждений и представлений относительно той или иной этнической группы или этноса в целом, и приписываются негативные мотивы поведения и деятельности. Иногда представление о том или ином этносе может включать только негативные стереотипы;
  • амбивалентные, под которыми понимаются такие чувства, оценки и суждения в отношении оцениваемого этноса, которые носят двойной — и отрицательный, и положительный — характер. Совокупность негативных и позитивных стереотипов в отношении одного этноса называется амбивалентной системой этнических стереотипов и характеризуется тем, что в ситуациях сотрудничества с этим этносом у стереотипизирующей группы будут преобладать позитивные стереотипы, а в конфликтных ситуациях — негативные. 
     3.     Под модальными этническими стереотипами понимаются такие стереотипы, которые включены в структуру модальной личности этноса в качестве ее личностных этнических черт, т. е. являются ведущим чертами национального (этнического) характера.

Модальные этнические стереотипы имеют следующие особенности:

  • включают в себя ряд подвидов, среди которых можно выделить следующие: 
     — модальные этнические автостереотипы, т. е. ведущие представления этноса о себе;

— модальные этнические гетеростереотипы, т. е. ведущие представления одной этнической группы или этноса о другой группе или этносе;

  • формируются через сравнение своего этноса с другими (как в случае модальных автостереотипов, так и в случае модальных гетеростереотипов) и раскрытие отличий и противоположностей между ними;
  • основываются на специфике этнической установки, когда сильная отрицательная установка способствует формированию отрицательных модальных гетеростереотипов, а сильная положительная установка обусловливает формирование положительных модальных автостереотипов, так как это явление очень редко встречается в случае гетеростереотипов. 
     4.   Под стереотипами поведения понимаются такие стереотипы, которые вырабатываются каждым этносом в процессе его жизнедеятельности на определенной территории в конкретных социально-экономических и исторических условиях, и эти стереотипы для каждого этноса уникальны.  Стереотипы поведения имеют следующие характеристики:
  • выполняют функцию предоставления членам этноса общепринятых моделей поведения в тех или иных стандартных ситуациях;
  • являются устойчивыми, регулярно повторяемыми элементами образа жизни, которые, обладая определенной социальной значимостью, тем не менее не несут какого-то событийного характера и не осознаются носителями поведения как поступки;
  • включают в себя набор типовых программ и схем поведения, которые нивелируют тенденции к индивидуализации поведения и сдерживают рост его вариативности и тем самым сохраняют этнос как единое целое, а также способствуют формированию этнической идентичности представителей данного народа.

 

 

 

  1. Свойства и функции этнических стереотипов.

 

Социальные стереотипы и  являющиеся их разновидностью этнические стереотипы имеют следующие свойства:

— эмоционально-оценочный характер, эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений, эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики;

— согласованность, высокую степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы, т. е. социальными, в том числе этническими, стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей; 
 — устойчивость, ригидность по отношению к новой информации, т.е. стереотипы редко подвержены изменению под воздействием новой, противоречащей старой информации о данной этнической группе, но изменение стереотипов возможно в том случае, если меняется характер отношений между группами;

— неточность, пристрастность, возникающие в результате следующих причин:

  • неверного направления в восприятии представителей других этносов, например, когда человек думает, что большинство членов «чужой» этнической группы обладают определенной чертой, а на самом деле большинство членов данной группы не обладают этой чертой;
  • неправильной степени обобщения представлений о той или иной «чужой» этнической группе, когда человек полагает, что данной чертой обладает большинство членов данной этнической группы, а в реальности этой чертой обладает меньшая часть ее представителей.

 

Можно выделить следующие основные функции этнических стереотипов:

Функция экономии мышления: стереотипы упрощают картину объективной реальности, создают категории и схемы представлений, облегчая наши мыслительные процессы.

Функция сохранения существующего общественного строя: поскольку социальные стереотипы являются устойчивыми представлениями о социальных группах и обществе, то если мы их принимаем, считая правильными («само собой разумеющимися»), тем самым мы принимаем как бы «естественность» и незыблемость той социальной реальности, в которой находимся. Тем самым мы становимся сторонниками сохранения существующего социального порядка, в частности этнической стратификации общества. Действительно, стереотипы консервативны и, если становятся мнениями и убеждениями людей, способствуют сохранению и защите общественного строя. Поэтому разрушение группы стереотипов — начало социальных изменений.

Функция выражения  протеста: когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп. Таким путем люди выражают протест против неприятной реальности. Создание стереотипов – этап психологической подготовки социальных действий.

Функция искажения  реальности: как мы видели уже из определения стереотипов, они нередко искажают реальность, во всяком случае, сильно упрощают ее. Это помеха па пути к научному познанию общества, этносов и межэтнических отношений. Но бывает и так, что определенные индивиды или группы людей заинтересованы именно в искажении социальной реальности, положение людей в обществе и т.п. Тогда искажающий потенциал социальных и этнических стереотипов становится их необходимой используемой функцией.

  1. Методы исследования этнических стереотипов.

Информация о работе Этнические стереотипы