Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:51, реферат
Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница современной практической психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроса». По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес - планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?
Введение
1. Происхождение профессиональной этики
2. Этический кодекс педагога-психолога
3. Основные этические принципы деятельности психолога
Заключение
Список использованной литературы
ЧОУ
ВПО «Академия социального
Факультет педагогики и психологии
Кафедра
педагогики и педагогической психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность»
на тему: «Профессионально-этические нормы деятельности
педагога-психолога»
Оглавление
Введение
1.
Происхождение
2. Этический кодекс педагога-психолога
3. Основные этические принципы деятельности психолога
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница современной практической психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроса». По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес - планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?
Для
педагога-психолога важно
1.
Происхождение профессиональной
этики
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако
ряд профессий, имеющих жизненно
важное значение для всех членов общества,
возникли в глубокой древности, и
поэтому, такие профессионально-
Этика в узком смысле, профессиональная этика - это следование общим принципам морали и выработка на их основе правил поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, т.е. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс включают и те нормы, которым следует большинство представителей профессии, и те, которые часто нарушаются, но считаются тем не менее обязательными.
Представители многих профессий, чьим объектом являются люди (юристы, врачи, психологи), и в России, и в других странах имеют свои этические кодексы. Они утверждены на профессиональных съездах или собраниях и обязательны для всех представителей данных профессий. В случае нарушения кем-либо этого кодекса коллеги имеют право указать ему на это и даже ходатайствовать о лишении права работать по данной профессии.
Существует
несколько профессиональных этических
принципов, обязательных для представителей
всех профессий, работающих с людьми.
Например, международный этический
стандарт психологов включает в себя
принципы ответственности (за свою работу
и принимаемые решения), компетентности,
этической и юридической правомочности,
квалифицированной пропаганды профессии
психолога, конфиденциальности (сохранения
профессиональной тайны), благополучия
клиента, информирования его о целях обследования,
морально-позитивного эффекта исследования,
гражданственности и патриотизма.
2. Этический кодекс педагога-психолога
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Общие положения
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для
решения возникающих этических
проблем создается Комиссия по этике
в составе регионального научно-методического
совета службы практической психологии
образования.
3.
Основные этические
принципы деятельности
психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4.
Принцип этической и
5.
Принцип квалификационной
6. Принцип благополучия клиента.
7.
Принцип профессиональной
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные
принципы согласуются с
1. Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3.
Участие обучающихся,
4.
Если информация, полученная от
клиента, запрашивается
5.
Отчеты о профессиональной
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
7.
Администрация органа
2. Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
3. Принцип ответственности
1.
Психолог осознает свою
2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3.
Психолог несет
4.
Психолог несет
5.
Психолог в публичных
6.
Психолог может не
7.
При принятии решения об
4. Принцип этической и юридической правомочности
1.
Психолог планирует и проводит
исследования в соответствии
с действующим
2.
В случае расхождения между
нормами данного Кодекса и
обязанностями, вменяемыми ему
администрацией