Этические нормы педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница современной практической психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроса». По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес - планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?

Содержание

Введение
1. Происхождение профессиональной этики
2. Этический кодекс педагога-психолога
3. Основные этические принципы деятельности психолога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Этические нормы педагога-психолога.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

   ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

   Факультет педагогики и психологии

   Кафедра педагогики и педагогической психологии 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ

   по  дисциплине «Введение  в психолого-педагогическую деятельность»

   на  тему: «Профессионально-этические нормы деятельности

   педагога-психолога»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Оглавление 

   Введение

   1. Происхождение профессиональной  этики

   2. Этический кодекс педагога-психолога

   3. Основные этические принципы деятельности психолога

   Заключение

   Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Конец 20 века принес в нашу жизнь новое  явление, которого не существовало в  ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана  из социального обихода педология - предшественница современной практической психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроса». По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес - планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?

   Для педагога-психолога важно соблюдать  этические принципы в своей работе. Существует широкое и узкое понимание этики. Этика в широком смысле - это понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Она имеет очень большое значение в работе педагога-психолога. С одной стороны, он должен соблюдать многие этические принципы в общении с детьми, с другой стороны, передает этические знания ученикам, помогает усвоить их и строить на этой основе свое поведение. Многие этические принципы являются основой профессионализма педагога-психолога. В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др. 

   1. Происхождение профессиональной этики 

   Выяснить  происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных  требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.

   Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду  ремесленного разделения труда в  условиях становления средневековых  цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые  констатируют наличие в цеховых  уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

   Однако  ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и  поэтому, такие профессионально-этические  кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

   Этика в узком смысле, профессиональная этика - это следование общим принципам  морали и выработка на их основе правил поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, т.е. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс включают и те нормы, которым следует большинство представителей профессии, и те, которые часто нарушаются, но считаются тем не менее обязательными.

   Представители многих профессий, чьим объектом являются люди (юристы, врачи, психологи), и в  России, и в других странах имеют свои этические кодексы. Они утверждены на профессиональных съездах или собраниях и обязательны для всех представителей данных профессий. В случае нарушения кем-либо этого кодекса коллеги имеют право указать ему на это и даже ходатайствовать о лишении права работать по данной профессии.

   Существует  несколько профессиональных этических  принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический  стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма. 

   2. Этический кодекс педагога-психолога

   Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

   Общие положения 

   Данный  Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).

   Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и  обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

   Изучение  Этического кодекса входит в базовую  профессиональную подготовку практического  психолога образования.

   Для решения возникающих этических  проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.  

   3. Основные этические принципы деятельности психолога 

   Этические принципы призваны обеспечить:

    • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
    • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
    • сохранение доверия между психологом и клиентом;
    • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

   Основными этическими принципами являются:

   1. Принцип конфиденциальности.

   2. Принцип компетентности.

   3. Принцип ответственности. 

   4. Принцип этической и юридической  правомочности. 

   5. Принцип квалификационной пропаганды  психологии.

   6. Принцип благополучия клиента. 

   7. Принцип профессиональной кооперации.

   8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

   Данные  принципы согласуются с профессиональными  стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

   1. Принцип конфиденциальности 

   1. Информация, полученная психологом  в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

   2. Лица, участвующие в психологических  исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

   3. Участие обучающихся, воспитанников,  родителей, педагогов в психологических  процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

   4. Если информация, полученная от  клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности  психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

   5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации  должны быть составлены в форме,  исключающей идентификацию личности  клиента окружающими людьми, не  включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

   6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

   7. Администрация органа управления  образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

   2. Принцип компетентности 

   1. Психолог четко определяет и  учитывает границы собственной  компетентности.

   2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

   3. Принцип ответственности 

   1. Психолог осознает свою профессиональную  и личную ответственность перед  клиентом и обществом за свою  профессиональную деятельность.

   2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

   3. Психолог несет ответственность  за соблюдение данного Этического  кодекса независимо от того, проводит  он психологическую работу сам  или она идет под его руководством.

   4. Психолог несет профессиональную  ответственность за собственные  высказывания на психологические  темы, сделанные в средствах массовой  информации и в публичных выступлениях.

   5. Психолог в публичных выступлениях  не имеет права пользоваться  непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

   6. Психолог может не информировать  клиента об истинных целях  психологических процедур только  в тех случаях, когда альтернативные  пути достижения этих целей невозможны.

   7. При принятии решения об оказании  психологической помощи недееспособным  лицам (несовершеннолетним; лицам,  находящимся в остром стрессовом  состоянии; больным, имеющим на  момент обращения диагноз психического  расстройства, который известен  психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

   4. Принцип этической  и юридической  правомочности 

   1. Психолог планирует и проводит  исследования в соответствии  с действующим законодательством  и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

   2. В случае расхождения между  нормами данного Кодекса и  обязанностями, вменяемыми ему  администрацией образовательного  учреждения, психолог руководствуется  нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

Информация о работе Этические нормы педагога-психолога