Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:09, реферат
Выготский родился в 1896 году в г. Орша в семье банковского служащего. Учился в основном дома, лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии. Окончив гимназию, поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). После победы революции Выготский возвратился в Гомель.
Овладение ребенком
связью между знаком и значением,
использование речи в применении
орудий знаменует возникновение
новых психологических функций,
систем, лежащих в основе высших
психических процессов, которые
принципиально отличают поведение
человека от поведения животного.
В школе Л. С.
Выготского исследования знака начались
именно с изучения его инструментальной
функции. Впоследствии Л. С. Выготский
обратится к изучению внутренней стороны
знака (его значения).
Первоначальная
форма существования знака —
всегда внешняя. Затем знак превращается
во внутреннее средство организации
психических процессов, которое
возникает в результате сложного
поэтапного процесса «вращивания» (интериоризации)
знака. Вращивается, собственно говоря,
не только и не столько знак, сколько вся
система операций опосредствования. Одновременно
это означает и вращивание отношений между
людьми. Л. С. Выготский утверждал, что
если раньше приказ (например, запомнить
что-либо) и исполнение (само запоминание)
были разделены между двумя людьми, то
теперь оба действия выполнялись одним
и тем же человеком.
По Л. С. Выготскому,
необходимо выделять две линии психического
развития ребенка — натуральное и культурное
развитие. Натуральные (исходные) психические
функции индивида по своему характеру
являются непосредственными и непроизвольными,
обусловленными прежде всего биологическими,
или природными (впоследствии в школе
А. Н.Леонтьева стали говорить — органическими),
факторами (органическим созреванием
и функционированием мозга). В процессе
овладения субъектом системами знаков
(линия «культурного развития») натуральные
психические функции превращаются в новые
— высшие психические функции (ВПФ), которые
характеризуются тремя основными свойствами:
1) социальностью
(по происхождению),
2) опосредствованностью
(по строению),
3) произвольностью
(по характеру регуляции).
Тем не менее, натуральное
развитие продолжается, но «в снятом виде»,
т.е. внутри и под контролем культурного.
В процессе культурного
развития изменяются не только отдельные
функции — возникают новые
системы высших психических функций,
качественно отличные друг от друга
на разных стадиях онтогенеза. Так,
по мере развития восприятие ребенка
освобождается от своей первоначальной
зависимости от аффективно-потребностной
сферы человека и начинает вступать в
тесные связи с памятью, а впоследствии
и с мышлением. Таким образом, первичные
связи между функциями, сложившиеся в
ходе эволюции, заменяются вторичными
связями, построенными искусственно —
в результате овладения человеком знаковыми
средствами, в том числе языком как главной
знаковой системой.
Важнейшим принципом
психологии, по Л.С. Выготскому, является
принцип историзма, или принцип развития
(невозможно понять «ставшие» психологические
функции, не проследив детально историю
их развития), а главным методом исследования
высших психических функций — метод их
формирования.
Эти идеи Л.С.Выготского
нашли свою эмпирическую разработку во
многих экспериментальных исследованиях
представителей созданной им школы.
Для проверки основных
положений культурно-
Частным следствием
культурно-исторической теории является
важное для теории обучения положение
о «зоне ближайшего развития»
— периоде времени, в котором
происходит переструктурирование психической
функции ребенка под влиянием интериоризации
структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной
деятельности.
Выготский направил мысль психолога в следующем направлении, чтобы реализовать программу культурно-исторической теории, необходимо было, во-первых, проанализировать и задать последовательность внешних социальных содержаний, которые усваивает или должен усвоить развивающийся человек, во-вторых, понять действие самого механизма интериоризации, в-третьих, охарактеризовать особенности внутренних содержаний (психических процессов и структур) и логику их «как бы имманентного» развития, которая на самом деле, по Выготскому, есть сплав культурного и биологического.
В книге «История
развития высших психических функций»
(1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение
культурно-исторической теории развития
психики: по Выготскому, необходимо различать
низшие и высшие психические функции,
и соответственно два плана поведения
— натуральный, природный (результат биологической
эволюции животного мира) и культурный,
общественно-исторический (результат
исторического развития общества), слитые
в развитии психики.
Гипотеза, выдвинутая
Выготским, предлагала новое решение проблемы
соотношения низших (элементарных) и высших
психических функций. Главное различие
между ними состоит в уровне произвольности,
то есть натуральные психические процессы
не поддаются регуляции со стороны человека,
а высшими психическими функциями люди
могут сознательно управлять. Выготский
пришёл к выводу о том, что сознательная
регуляция связана с опосредованным характером
высших психических функций. Между воздействующим
стимулом и реакцией человека (как поведенческой,
так и мыслительной) возникает дополнительная
связь через опосредующее звено — стимул-средство,
или знак.
Отличие знаков
от орудий, также опосредующих высшие
психические функции, культурное поведение,
состоит в том, что орудия направлены
«вовне», на преобразование действительности,
а знаки «вовнутрь», сначала на
преобразование других людей, затем
— на управление собственным поведением.
Слово — средство произвольного
направления внимания, абстрагирования
свойств и синтеза их в значение
(формирования понятий), произвольного
контроля собственных психических
операций.[5]
Наиболее убедительная
модель опосредованной активности, характеризующая
проявление и реализацию высших психических
функций, — «ситуация буриданова
осла». Эта классическая ситуация неопределенности,
или проблемная ситуация (выбор между
двумя равными возможностями), интересует
Выготского прежде всего с точки зрения
средств, которые позволяют преобразовать
(решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий,
человек «искусственно вводит в ситуацию,
изменяя ее, не связанные ничем с ней новые
вспомогательные стимулы»[6]. Таким образом,
брошенный жребий становится, по Выготскому,
средством преобразования и разрешения
ситуации.
Список литературы:
1.Хрестоматия по курсу «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М.: Москва, 2005.
2.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
3. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001
4. Журнал "Человек" № 3, 1999 г. Идеи и время
5. Усольцева Т.П. Лекции по возрастной психологии.