Этапы научного пути Л.С. Выготского

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:09, реферат

Описание работы

Выготский родился в 1896 году в г. Орша в семье банковского служащего. Учился в основном дома, лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии. Окончив гимназию, поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). После победы революции Выготский возвратился в Гомель.

Работа содержит 1 файл

Выготский.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

Содержание

Основные положения  культурно-исторической теории Л.С.Выготского 

Культурно-историческая концепция:

Ход развития Условия развития Источник развития Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
От  социального к индивидуальному (индивидуализация).

 Закон развития  высших психических функций и  его следствия - зона ближайшего  развития

Морфофизиологические  особенности мозга и общение Вне индивида (в  его среде) Присвоение  общественно-исторического опыта Развитие ребенка  подчиняется действию общественно-исторических законов Обучение

 Деятельность

 

Основные понятия: 

Индивидуализация - процесс перехода от социального  к индивидуальному в ходе психического развития человека  

Психическое развитие - формирование внутренних умственных действий. 

Умственное действие - это действие, которое выполняется  во внутреннем плане без опоры  на внешние раздражители и громкую  речь.  

Интериоризация ("вращивание") - механизм перевода внешних действий на внутренний план. 

Экстериоризация - механизм перевода внутренних действий во внешний план. 

Актуальный уровень  развития - тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).  

Зона ближайшего развития - те функции, которые находятся  на стадии формирования и могут проявляться  в специально созданных условиях. 

Сензитивный период - наиболее благоприятный период для формирования психических функций.  

Новообразование - это психические функции, которые  сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.

Социальная ситуация развития - это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды. 
 

Натуральные и  высшие психические функции: 

Критерий Натуральная ПФ Высшая ПФ
1. Строение Непосредственны. Протекают без вмешательства  культурных средств. Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства).
2. Происхождение Природное. Продукт  естественного развития. Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества.
3. Управление Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться  в этот процесс. Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно  управлять процессом.
 

S–R - натуральные,  непосредственные ПФ.  
 

     Х

   /  \

S – R - высшие, опосредованные ПФ.     

ВПФ возникли при  помощи знака. Знак - орудие психической  деятельности. Это искусственно созданный  человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Выготский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психических функций, система которых образует высший психический синтез, называемый сознанием. Т.е. система знаков лежит в основе развития сознания. (Знаком можно назвать речь, жесты, рисунок).  

Таким образом, 

Натуральные психические  функции - это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример - обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.  

Высшие психические  функции - это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполяет функции меча.  

 

Подробно:

Этапы научного пути Л.С. Выготского: 

1. Гомельский  период (1896 - 1924) 

 Выготский родился в 1896 году в г. Орша в семье банковского служащего. Учился в основном дома, лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии. Окончив гимназию, поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). После победы революции Выготский возвратился в Гомель. На этот период падает начало его научной карьеры в качестве психолога, так как в 1917 г. он начал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педтехникуме, где и вёл исследования.  

 В 1922-1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии ("Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики", "Как надо сейчас преподавать психологию" и "Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г."). В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии - в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых в их объективности и естественнонаучной строгости. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда - А.Р.Лурия. Новый директор Московского института психологии Н.К.Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву. 

2. Московский  период (1924-1934) 

1) 1924-1927 - Дефектологический  период 

 Только-только  приехав в Москву и сдав  экзамены на звание научного  сотрудника 2-го разряда, Выготский за полгода выступил с тремя докладами. В плане дальнейшего развития задуманной в Гомеле новой психологической концепции он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин "реакция" вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры - языком и искусством. С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики - работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. 

 Проявив блестящие  организаторские способности, он  заложил основы дефектологической  службы, и в дальнейшем стал  научным руководителем существующего  поныне специального научно-практического  института. Важнейшим направлением  исследований Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции. Еще в 1920 г. Выготский заболел туберкулезом, и с тех пор вспышки болезни не один раз ввергали его в "пограничную ситуацию" между жизнью и смертью. Одна из самых тяжелых вспышек обрушилась на него в конце 1926 г. Тогда он, попав в больницу, принялся за одно из главных своих исследований, которому дал имя "Смысл психологического кризиса". 

2) 1927-1931 - Период  инструментальной психологии  

 Вводит понятие  о знаке, выступающем особым  психологическим инструментом, применение  которого, ничего не меняя в  веществе природы, служит могучим  средством превращения психики  из природной (биологической)  в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - знак - реакция". Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Выготский назвал их высшими психическими функциями. Наиболее значимое из достигнутого в этот период Выготским и его группой было сведено в пространную рукопись "История развития высших психических функций". В центре - проблема развития детской психики, трактуемая под одним и тем же углом зрения: созидание из ее биопсихического природного "материала" новых культурных форм. Выготский становится одним из главных педологов страны. 

3) 1931-1934 гг. 

 Выготский стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка. Итоги разработки запечатлела монография "Мышление и речь". 

 Занявшись  глобальными вопросами о соотношении  между обучением и воспитанием,  Выготский придал ему новаторскую трактовку во введенной им концепции о "зоне ближайшего развития", согласно которой только то обучение является действенным, которое "забегает вперед" развития. В последний период творчества лейтмотивом исканий Выготского, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой. Он выступал со множеством докладов на различных совещаниях и конференциях, писал тезисы, статьи, введения к материалам, собранным его сотрудниками. Когда Выготского увозили в больницу, он взял с собой любимого "Гамлета". В одной из записей о шекспировской трагедии было помечено, что главное состояние Гамлета - это готовность. "Я готов" - таковы, по свидетельству медицинской сестры, были последние слова Выготского. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. 

 Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.

Культурно-историческая концепция 

 Концепция  разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. 

 Следуя идее  общественно-исторической природы  психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии:

1) Путь естественного  созревания.

2) Овладение  культурными способами поведения  и мышления. Вспомогательными средствами  организации поведения и мышления  являются системы знаков-символов, которые человечество создало  в процессе своего исторического  развития (например, язык, письмо, система  счисления и др.).

 Овладение  ребенком связью между знаком  и значением, использование речи  в применении орудий знаменует  возникновение новых психологических  функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. 

 Это превращение  проходит несколько стадий:

1) Взрослый с  помощью определённых средств  управляет поведением ребенка,  направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной  функции. 

2) Ребенок сам  уже становится субъектом и,  используя данное психологическое  орудие, направляет поведение другого  (полагая его объектом).

3) Ребенок начинает  применять к самому себе (как  объекту) те способы управления  поведением, которые другие применяли  к нему, а он – к ним. 

 Таким образом,  пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Информация о работе Этапы научного пути Л.С. Выготского