Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:09, реферат
Выготский родился в 1896 году в г. Орша в семье банковского служащего. Учился в основном дома, лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии. Окончив гимназию, поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). После победы революции Выготский возвратился в Гомель.
Содержание
Основные положения
культурно-исторической теории Л.С.Выготского
Культурно-историческая концепция:
Ход развития | Условия развития | Источник развития | Форма развития | Специфика развития | Движущие силы развития |
От
социального к индивидуальному (индивидуализация).
Закон развития высших психических функций и его следствия - зона ближайшего развития |
Морфофизиологические особенности мозга и общение | Вне индивида (в его среде) | Присвоение
общественно-исторического |
Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов | Обучение
Деятельность |
Основные понятия:
Индивидуализация
- процесс перехода от социального
к индивидуальному в ходе психического
развития человека
Психическое развитие
- формирование внутренних умственных
действий.
Умственное действие
- это действие, которое выполняется
во внутреннем плане без опоры
на внешние раздражители и громкую
речь.
Интериоризация
("вращивание") - механизм перевода
внешних действий на внутренний план.
Экстериоризация
- механизм перевода внутренних действий
во внешний план.
Актуальный уровень
развития - тот уровень развития
психических функций, который существует
на сегодняшний день (уже сформированные
функции).
Зона ближайшего
развития - те функции, которые находятся
на стадии формирования и могут проявляться
в специально созданных условиях.
Сензитивный период
- наиболее благоприятный период для формирования
психических функций.
Новообразование - это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.
Социальная ситуация
развития - это система взаимодействия
ребёнка и окружающей среды.
Натуральные и
высшие психические функции:
Критерий | Натуральная ПФ | Высшая ПФ |
1. Строение | Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств. | Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства). |
2. Происхождение | Природное. Продукт естественного развития. | Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества. |
3. Управление | Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процесс. | Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом. |
S–R - натуральные,
непосредственные ПФ.
Х
/ \
S – R - высшие,
опосредованные ПФ.
ВПФ возникли при
помощи знака. Знак - орудие психической
деятельности. Это искусственно созданный
человеком стимул, средство для управления
своим поведением и поведением других.
Выготский пришел к выводу, что операция
употребления знаков лежит в основе развития
высших психических функций, система которых
образует высший психический синтез, называемый
сознанием. Т.е. система знаков лежит в
основе развития сознания. (Знаком можно
назвать речь, жесты, рисунок).
Таким образом,
Натуральные психические
функции - это непроизвольные, непосредственные,
природные психические функции,
служащие основой для развития высших
психических функций. Пример - обычный
безусловный рефлекс по Павлову, представили
сочный лимон => выделилась слюна.
Высшие психические
функции - это произвольные, опосредованные
знаком, социальные психические функции.
Например, ребёнок играет с палкой,
которая выполяет функции меча.
Подробно:
Этапы научного
пути Л.С. Выготского:
1. Гомельский
период (1896 - 1924)
Выготский родился
в 1896 году в г. Орша в семье банковского
служащего. Учился в основном дома, лишь
два последних класса он проучился в частной
гомельской гимназии. Окончив гимназию,
поступил в Московский университет, где
обучался на юридическом факультете в
период первой мировой войны (1914-1917 гг.).
После победы революции Выготский возвратился
в Гомель. На этот период падает начало
его научной карьеры в качестве психолога,
так как в 1917 г. он начал заниматься исследовательской
работой и организовал психологический
кабинет при педтехникуме, где и вёл исследования.
В 1922-1923 гг. он
провел пять исследований, три из которых
он потом доложил на II Всероссийском съезде
по психоневрологии ("Методика рефлексологического
исследования в применении к изучению
психики", "Как надо сейчас преподавать
психологию" и "Результаты анкеты
о настроениях учащихся в выпускных классах
гомельских школ в 1923 г."). В гомельский
период Выготскому представлялось, что
будущее психологии - в приложении к причинному
объяснению явлений сознания рефлексологических
методик, достоинство которых в их объективности
и естественнонаучной строгости. Содержание
и стиль выступлений Выготского, а также
его личность буквально потрясли одного
из участников съезда - А.Р.Лурия. Новый
директор Московского института психологии
Н.К.Корнилов принял предложение Лурия
о приглашении Выготского в Москву.
2. Московский
период (1924-1934)
1) 1924-1927 - Дефектологический
период
Только-только
приехав в Москву и сдав
экзамены на звание научного
сотрудника 2-го разряда, Выготский
за полгода выступил с тремя докладами.
В плане дальнейшего развития задуманной
в Гомеле новой психологической концепции
он строит модель поведения, в основу которой
легло понятие о речевой реакции. Термин
"реакция" вводился с целью отграничить
психологический подход от физиологического.
Он вносит в нее признаки, позволяющие
соотнести регулируемое сознанием поведение
организма с формами культуры - языком
и искусством. С переездом в Москву его
привлекает особая сфера практики - работа
с детьми, страдающими различными умственными
и физическими дефектами.
Проявив блестящие
организаторские способности,
2) 1927-1931 - Период
инструментальной психологии
Вводит понятие
о знаке, выступающем особым
психологическим инструментом, применение
которого, ничего не меняя в
веществе природы, служит
3) 1931-1934 гг.
Выготский стремиться
воссоздать общую картину развития психического
мира. Он перешел от изучения знаков как
детерминант инструментальных актов к
изучению эволюции значений этих знаков,
прежде всего речевых, в умственной жизни
ребенка. Итоги разработки запечатлела
монография "Мышление и речь".
Занявшись
глобальными вопросами о
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.
Культурно-историческая
концепция
Концепция
разрабатывалась Выготским и его школой
(Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной
из первых публикаций была статья "Проблема
культурного развития ребенка" в журнале
"Педология" в 1928 г.
Следуя идее
общественно-исторической
1) Путь естественного созревания.
2) Овладение
культурными способами
Овладение
ребенком связью между знаком
и значением, использование
Это превращение проходит несколько стадий:
1) Взрослый с
помощью определённых средств
управляет поведением ребенка,
направляя реализацию его
2) Ребенок сам
уже становится субъектом и,
используя данное
3) Ребенок начинает
применять к самому себе (как
объекту) те способы
Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.