Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 20:59, контрольная работа
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
1. Введение
2. Этапы и направления исследований малых групп в нашей стране.
3. Методологический принцип деятельности.
4. Заключение
5. Список литературы.
Наконец,
к числу слабо разработанных
вопросов групповой психологии относится
эмпирическое изучение малой группы как
элемента более крупной социальной общности
(например, социальной организации), испытывающего
ее влияния и в свою очередь способного
оказывать влияние на макросоциум.
Пять
основных подходов к
разработке групповой
проблематики:
- деятельностный
подход;
- социометрическое направление;
- параметрическая концепция;
- организационно-управленческий подход;
- тренингово-терапевтическое направление.
Некоторые
из названных подходов носят преимущественно
исследовательский характер, другие
в большей мере ориентированы
на решение прикладных проблем.
3. Методологические принципы исследования группы.
В социальной психологии малых групп выделяют три методологических принципа :
* принцип деятельности;
* принцип системности;
*принципе развития;
Выбор указанных принципов отнюдь не случаен: он обусловлен серьезной теоретической проработкой, которой подвергся в отечественной литературе вопрос относительно возможностей их реализации применительно к различным аспектам группового функционирования [Кричевский и Дубовская, 1991]). Развернутый анализ обсуждаемого вопроса с опорой на соответствующие теоретические разработки предыдущих лет уже проводился [см. Кричевский, 1985; Кричевский и Рыжак, 1985], и были обозначены лишь основные линии приложения этих принципов к исследованию социальной группы, ее феноменов.
Деятельностный подход.
Он
основывается на одном из фундаментальнейших
принципов отечественной
Использование
принципа деятельности в исследовании
социальной группы весьма плодотворно
сказалось на построении ряда теорий группового
поведения: например, упоминавшейся выше
стратометрической концепции групповой
активности А. В. Петровского и программно-ролевого
подхода к изучению научного коллектива
М. Г. Ярошевского [Ярошевский, 1978]. Кроме
того, идеи деятельностного подхода реализованы
в изучении отдельных феноменов социальной
группы: ее интеграции и эффективности,
руководства и лидерства, межгрупповых
отношений, социально-перцептивных процессов
в группе.
Принцип деятельности характеризуется следующими моментами:
♦ прежде всего деятельность понимается как совместная коллективная (групповая) деятельность; при этом выделяются формы организации, уровни и содержание совместной деятельности;
♦ предполагается
обязательное рассмотрение группы, ее
феноменов в контексте
♦ проводится идея понимания группы как коллективного или совокупного субъекта деятельности, ориентирующая на изучение соответствующих атрибутов последнего — групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т.д., выявление и описание целостных характеристик группового процесса;
♦ выдвигается
тезис о правомерности
Общепсихологическая разработка категории деятельности [Леонтьев, 1975] и теоретический анализ социальной группы указывают на необходимость учета многообразия деятельностей, реализуемых социальной группой как совокупным субъектом. В самом общем виде групповые деятельности могут быть рассмотрены в двух важнейших аспектах:
♦ со стороны решения стоящих перед группой задач, связанных с осуществлением ее целевой функции в рамках определенной социальной структуры и как следствие этого получением некоторого группового продукта;
♦ со стороны
поддержания внутреннего
Деятельность,
относящаяся главным образом
к первому из аспектов, по специальной
терминологии характеризуются как инструментальные,
а деятельности, касающиеся преимущественно
второго из них, — как социально-эмоциональные.
Заключение
Делая вывод, нужно заметить, что направление исследований малых групп в нашей стране проходит в несколько этапов и их общая характеристику можно рассматривать очень долго, так как исторический аспект малых групп, в социальной психологии занимает большое место.
Также
в этой теме затрагивались проблемы
коллектива, это не просто так, потому
что проблема коллектива, будучи новой
проблемой в структуре
Можно
еще выделить то, что эта тема
не прошла мимо такой темы как психология
межгрупповых отношений, это потому,
что эта проблематика до недавнего времени
оставалась недостаточно исследованной.
И если вы зададите вопрос , что общего
между динамическими процессами в малой
группе и психологией межгрупповых отношений
, то можно ответить так, что логическим
продолжением рассмотрением малых групп
является область психологии межгрупповых
отношений.
Список литературы.
1. 1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М: Аспект Пресс, 2008
2. Социальная
психология: Учебное пособие для
вузов/ Под ред. проф.А.М.
3. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
Информация о работе Этапы и направления исследований малых групп в нашей стране