Этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- проследить историю формирования социально-психологических идей;
- рассмотреть отечественную социальную психологию (60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.)
При написании данной работы были использованы учебники и учебные пособия, содержащие информацию по выработанной теме.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. История формирования социально-психологических идей….............5
1.1. Предпосылки возникновения социальной психологии………………….5
1.2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область
знания: борьба взглядов и направлений……………………………………….8
1.3. Активно развивающиеся отрасли современной социальной
психологии……………………………………………………………………..19
Глава 2. Отечественная социальная психология (60-е годы XIX в. - 20-е
годы XX в.)………………………………………………………………………24
2.1. Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.)……………………….24
2.2. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века)…...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 59.73 Кб (Скачать)

     Социально-психологическая  проблематика в правоведении представлена теорией Л.И. Петражицкого. Он - один из основателей субъективной школы  в правоведении. Л.И. Петражицкий  считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая  должна стать основой общественных наук. По мнению Л.И. Петражицкого, реально  существуют только психические явления, а социально-исторические образования  представляют собой их проекции, эмоциональные  фантазмы. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал  вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека - эмоции (Л.И. Петражицкий, 1908).

     Особое  место в предреволюционной истории  развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия  социальной психологией он начинает в конце XIX в. В 1908 г. публикуется текст  его речи на торжественном актовом  собрании Петербургской Военно-медицинской  академии. Эта речь была посвящена  роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа "Личность и условия  ее развития" (1905). В специальной  социально-психологической работе "Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки" (1911) содержится развернутое изложение  его взглядов на сущность социально-психологических  явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В.М. Бехтерев публикует свой фундаментальный труд "Коллективная рефлексология" (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логическим развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское направление психологической науки - рефлексологию (В.М. Бехтерев, 1917). Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии. Вокруг этой концепции развернулась оживленная дискуссия. Ряд сторонников и последователей защищали и развивали ее, другие резко критиковали. Эти дискуссии, начатые после опубликования основных трудов Бехтерева, стали впоследствии в 20-30-х годах центром теоретической жизни. Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний. Его "коллективная рефлексология" представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Благодаря общению людей на митинге или в правительственном собрании - везде проявляется общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия многих лиц, связанных друг с другом теми или другими условиями (В.М. Бехтерев, 1911).В.М. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность, в деятельность привело В.М. Бехтерева к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особое место как объединяющему фактору принадлежит языку. Важным представляется положение В.М. Бехтерева о том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование [8, с. 54].

     В.М. Бехтерев рассматривал вопрос о методах  этой новой отрасли науки. Подобно  объективному рефлексологическому  методу в индивидуальной психологии в коллективной психологии может  и должен быть применен тоже объективный  метод. В работах В.М. Бехтерева  содержится описание большого эмпирического  материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является включение Бехтеревым эксперимента в социально-психологические  методы. Эксперимент, поставленный В.М. Бехтеревым вместе с М.В. Ланге, показал, как социально-психологические явления - общение, совместная деятельность - влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Работой М.В. Ланге и В.М. Бехтерева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужили истоком особого направления  в отечественной психологии - изучения роли общения в формировании психических  процессов[6, с. 59].

 

 

2.2. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века) 

     После Октябрьской революции 1917 г., особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в  нашей стране резко возрос интерес  к социальной психологии. Необходимость  осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд  неотложных практических задач (организация  работы по восстановлению народного  хозяйства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, восстановление учреждений культуры и др.) были причинами  развертывания социально-психологических  исследований, проведения острых дискуссий. Период 20-30-х годов для социальной психологии в России был плодотворным. Характерной его особенностью был  поиск своего пути в развитии мировой  социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами:

     в дискуссиях с основными школами  зарубежной социальной психологии;

     путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических  явлений [2, с. 200].

     Содержанием поиска своего пути было создание направления  марксистской психологии. Осуществление  этой цели было противоречивым. Здесь  наблюдались две тенденции:

     критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей (следует указать на позиции В.А. Артемова),

     тенденция соединения марксизма с рядом  течений зарубежной психологии. Эта "объединительная" тенденция шла  как со стороны естественнонаучно-ориентированных  ученых, так и ученых-обществоведов (философов, правоведов). В дискуссии  по проблемам "психология и марксизм" приняли участие Л.Н. Войтоловский (1925), М.А. Рейснер (1925), А.Б. Залкинд (1927), Ю.В. Франкфурт (1927), К.Н. Корнилов (1924), Г.И. Челпанов (1924) [7, с. 179].

     Построение  марксистской социальной психологии опиралось  на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особое место  в период 20-30-х годов заняли труды  Н.И. Бухарина и Г.В. Плеханова. Последнему принадлежит особое место. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли  в арсенал психологической науки (Г.В. Плеханов, 1957). Эти произведения были востребованы социальными психологами, использовались ими для марксистского  понимания социально-психологических  явлений.

     Освоение  марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и обшей  психологии. Это было естественно  и объяснялось тем, что представителями  этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение  социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа  коллектива как основного объекта  социальной психологии.

     При рассмотрении вопроса о соотношении  индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд  авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся  психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с обшей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. "Существует единая социальная психология, - утверждал В.А. Артемов, - распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива" (В.А. Артемов. 1927). В ходе дискуссий эти крайние точки  зрения преодолевались. Преобладающими становились взгляды, что между  социальной и индивидуальной психологией  должно существовать равноправное взаимодействие[13, с. 84].

     Вопрос  о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался  в вопрос о соотношении экспериментальной  и социальной психологии. Особое место  в дискуссиях по вопросу о перестройке  психологии на основе марксизма занимал  Г.И. Челпанов (Г.И. Челпанов, 1924). Он утверждал  необходимость самостоятельного существования  социальной психологии наряду с психологией  индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология изучает общественно  детерминированные психические  явления. Она тесно связана с  идеологией. Ее связь с марксизмом органична, естественна. Чтобы эта  связь была продуктивной, Г.И. Челпанов считал необходимым иначе осмыслить  научное содержание самого марксизма, освободить его от вульгарно-материалистического  толкования. Позитивное отношение к  включению социальной психологии в  систему, реформированную в новых  идеологических условиях, проявлялось  и в том, что он предлагал включить организацию исследований по социальной психологии в план научно-исследовательской  деятельности и впервые в нашей  стране поставил вопрос об организации  Института социальной психологии. По отношению к марксизму точка  зрения Г.И. Челпанова такова. Специально марксистская социальная психология есть психология социальная, изучающая генезис  идеологических форм по специальному марксистскому методу, заключающаяся  в изучении происхождения указанных  форм в зависимости от изменений  социального хозяйства (Г.И. Челпанов, 1924). Резко полемизируя с представителями  авторитетного психологического направления - рефлексологии, Г.И. Челпанов утверждал, что задачей реформы психологии должно быть не устройство собачников, а организация работ по изучению социальной психологии (Г.И. Челпанов, 1926). По вопросу реформы науки  выступали также К.Н. Корнилов (1924), П.П. Блонский (1920) [12, с. 76].

     Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Обсуждался вопрос о природе коллективов. Были высказаны три точки зрения. С позиций первой коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали,, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими крайними позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи (Б.В. Беляев {1921), Л. Бызов (1924), Л.Н. Войтоловский (1924), А.С. Затужный (1930), М.А. Рейснер (1925), Г.А. Фортунатов (1925) и др. В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке,

     В научно-организационном становлении  социальной психологии в России большое  значение имел I Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного  поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения. Эти проблемы обсуждались как  в методологическом плане, в связи  с продолжавшейся дискуссией о марксизме  в психологии, так и в конкретном виде. Общественные преобразования, произошедшие в послереволюционной России в идеологии, в промышленном производстве, в сельском хозяйстве, в национальной политике, в военном деле, по мнению участников съезда, вызвали новые социально-психологические  феномены, которые должны были привлечь внимание социальных психологов. Главным  социально-психологическим феноменом  стал коллективизм, по-разному проявляющийся  в разных условиях, в разных объединениях. Теоретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда. Начало 30-х годов было пиком развития социально-психологических исследований и в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике[3, с. 148].

 

 

                                                   Заключение 

     В процессе написания и исследования курсовой работы, я для себя уяснила, что социальная психология - отрасль  психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление  психологической науки, она существует менее 100 лет.

     Само  сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув  на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор  сохраняет свой особый статус, который  приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения  научной дисциплины имеет много  причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который  сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

     Изучение  истории социально-психологической  мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения  эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и  четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о  ее предмете. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать  «социально-психологическим мышлением».

     Психология  в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д.

     По-иному  складывался интерес к социально-психологическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в.. Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания.

     Психология  народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии.

     Традиционным  было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.

     Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет  ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную  науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Информация о работе Этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений