Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- проследить историю формирования социально-психологических идей;
- рассмотреть отечественную социальную психологию (60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.)
При написании данной работы были использованы учебники и учебные пособия, содержащие информацию по выработанной теме.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. История формирования социально-психологических идей….............5
1.1. Предпосылки возникновения социальной психологии………………….5
1.2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область
знания: борьба взглядов и направлений……………………………………….8
1.3. Активно развивающиеся отрасли современной социальной
психологии……………………………………………………………………..19
Глава 2. Отечественная социальная психология (60-е годы XIX в. - 20-е
годы XX в.)………………………………………………………………………24
2.1. Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.)……………………….24
2.2. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века)…...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………………….36
Социально-
Особое
место в предреволюционной
В.М.
Бехтерев рассматривал вопрос о методах
этой новой отрасли науки. Подобно
объективному рефлексологическому
методу в индивидуальной психологии
в коллективной психологии может
и должен быть применен тоже объективный
метод. В работах В.М. Бехтерева
содержится описание большого эмпирического
материала, полученного при применении
объективного наблюдения, анкет, опросов.
Уникальным является включение Бехтеревым
эксперимента в социально-психологические
методы. Эксперимент, поставленный В.М.
Бехтеревым вместе с М.В. Ланге, показал,
как социально-психологические
2.2.
Второй период (20-е годы - первая половина
30-х годов XX века)
После
Октябрьской революции 1917 г., особенно
после завершения гражданской войны,
в восстановительный период, в
нашей стране резко возрос интерес
к социальной психологии. Необходимость
осмысления революционных преобразований
в обществе, оживление интеллектуальной
деятельности, острая идеологическая
борьба, необходимость решать ряд
неотложных практических задач (организация
работы по восстановлению народного
хозяйства, борьба с беспризорностью,
ликвидация безграмотности, восстановление
учреждений культуры и др.) были причинами
развертывания социально-
в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии;
путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений [2, с. 200].
Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии. Осуществление этой цели было противоречивым. Здесь наблюдались две тенденции:
критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей (следует указать на позиции В.А. Артемова),
тенденция
соединения марксизма с рядом
течений зарубежной психологии. Эта
"объединительная" тенденция шла
как со стороны естественнонаучно-
Построение
марксистской социальной психологии опиралось
на солидную материалистическую традицию
в русской философии. Особое место
в период 20-30-х годов заняли труды
Н.И. Бухарина и Г.В. Плеханова. Последнему
принадлежит особое место. Работы Плеханова,
опубликованные до революции, вошли
в арсенал психологической
Освоение марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и обшей психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с обшей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. "Существует единая социальная психология, - утверждал В.А. Артемов, - распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива" (В.А. Артемов. 1927). В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались. Преобладающими становились взгляды, что между социальной и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие[13, с. 84].
Вопрос
о взаимоотношении
Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Обсуждался вопрос о природе коллективов. Были высказаны три точки зрения. С позиций первой коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали,, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими крайними позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи (Б.В. Беляев {1921), Л. Бызов (1924), Л.Н. Войтоловский (1924), А.С. Затужный (1930), М.А. Рейснер (1925), Г.А. Фортунатов (1925) и др. В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке,
В
научно-организационном
В
процессе написания и исследования
курсовой работы, я для себя уяснила,
что социальная психология - отрасль
психологического знания, имеющая короткую,
но насыщенную историю своего развития.
Как самостоятельное
Само
сочетание слов "социальная психология"
указывает на специфическое место,
которое занимает эта дисциплина
в системе научного знания. Возникнув
на стыке наук - психологии и социологии,
социальная психология до сих пор
сохраняет свой особый статус, который
приводит к тому, что каждая из "родительских"
дисциплин довольно охотно включает
её в себя в качестве составной
части. Такая неоднозначность
Изучение
истории социально-
Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д.
По-иному
складывался интерес к
Психология
народов как одна из первых форм
социально-психологических
Традиционным
было мнение о том, что истоки социальной
психологии восходят к западной науке.
Историко-психологические
Отечественная
социальная психология возникла на рубеже
XIX и XX веков. Путь ее становления имеет
ряд стадий: зарождение социальной
психологии в общественных и естественных
науках, отпочкование от родительских
дисциплин (социологии и психологии)
и превращение в